Русские сочинения
-
Толстой Л.Н.
-
Война и мир
-
Кто они: герои и антигерои в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"
Кто они: герои и антигерои в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"
В процессе работы над созданием романа «Война и мир», погружаясь в материал истории, лев Толстой ищет в нем объяснение многим явлениям своей современности. Он убеждает читателя в том, что народ – огромная нравственная сила. Лев Николаевич Толстой — художник с большим диапазоном тем, философских взглядов на окружающий мир и человека. Писателю свойственна неспешная манера повествования, он постепенно вводит читателя в круг своих взглядов и интересов, надолго оставляя в «плену» произведения.
Писатель ставит перед собой грандиозную задачу – рассказать о том «что никто никогда не скажет». Нельзя не удивиться широте его взглядов, умению вплести в ткань повествования проблемы, волнующие человечество на протяжении всего существования. А между тем Толстой очень тенденциозен, он заранее решает, как ему относиться к тому или иному герою, событию, и, выбрав линию поведения, не сворачивает с нее, заставляя своих героев действовать в соответствии со строго установленной линией. Таков и роман «Война и мир».
По широте охвата жизни, по глубине и силе раскрытия человеческих характеров, мировая литература не знает ничего равного. Это колоссальное произведение о жизни русского общества в период между 1805 и 1820 годами. Писатель рассматривает бытие через призму войны и мира, то есть отношение различных людей к войне-убийству (именно так Толстой-пацифист трактует войну). Антиподом ей выступает мир, жизнь людей, их интересы, взгляды и мечты.
Судьбы народные переплетаются в романе с жизненными судьбами отдельных героев. Любимые персонажи писателя: Андрей Болконский, княжна Марья, старик Болконский, Пьер Безухов, семья Ростовых, Кутузов. Они — проводники философии автора. Их антиподы — Курагины, Шерер, Друбецкой, Долохов — носители самых низменных пороков. Толстой не дает им ни малейшего шанса улучшиться, самосовершенствуясь.
Показывая Наполеона в романе как предводителя шайки мародеров и грабителей, автор отказывает ему в талантливости, убеждает нас в случайности его первоначальных побед, когда молодой и тщеславный генерал ради своих мелочных интересов затягивает в пучину бед и страданий целые народы.
Все помыслы и действия Кутузова были устремлены к одной цели – разгромить врага. Он жалеет солдат, видит бессмысленность русского похода в 1805 году. Командующий различает в солдатской массе отдельных людей, страдающих и умирающих из-за чужих фантазий, тщеславных помыслов индивидуалистов.
Есть в романе сцены, где образ Кутузова показан противоречиво, в частности Толстой приписывает ему свои мысли о том, что развитие событий не зависит от людей, а предопределено свыше. Автор показывает в романе, какие изменения происходят с Кутузовым. Он становится совершенно иным в 1812 году, после отступления из Москвы. Полководец размышляет о своей вине, о том, что не сумел отстоять древнюю столицу. Этот мудрый старик понимает, что падение Москвы не есть потеря России. Бережное отношение к солдату сохранится в полководце и тогда, когда русские армии начнут громить французов.
гда, когда русские армии начнут громить французов. Кутузов с позиции сильнейшего советует «пожалеть» французов — ведь они стали слабыми, им грозит неминуемая гибель.
Наполеон, войдя в Москву, почувствовал, что над ним и его армиями занесена рука сильнейшего духом противника, стал настойчиво просить о перемирии. До этого диктатор равнодушно смотрит на бессмысленную гибель подчиненных. Погибают уланы, а Наполеон уверен, что «присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумное самозабвение. Он велел подать себе лошадь и поехал в свою стоянку». После этой сцены понимаешь, что Наполеон лишь карьерист и авантюрист, волей судьбы сумевший подчинить себе огромные массы людей и погубивший их. Его собственное падение было только вопросом времени. И совсем не удивляет бегство диктатора, когда он под Березиной бросил на верную гибель свою армию в «варварской России».
Писатель подчеркивает, что Кутузов умел понимать дух войска и стремился им управлять. Толстой воспевает борьбу русского народа, «поднявшего дубину войны», воюющего без всяких правил, ибо какие могут быть церемонии с завоевателями. Противопоставление Кутузова Наполеону помогает автору показать истинный героизм одного и ничтожность помыслов другого. Кутузов плоть от плоти своего народа, а Наполеон далек от собственных солдат, смотрит на них как на средство для достижения своих корыстных целей.
Картины крупнейших событий исторического значения переплетаются в романе с бытовыми сценами, в которых изображена повседневная жизнь героев. В целом роман представляет собой широкое полотно, рассказывающее о становлении личности в определенном историческом времени. На примере Наполеона автор показывает, как мелочные цели убивают душу самых активных и способных людей. Толстой, рассуждая о войне, говорит о ее пагубности для большинства людей. Зачинщиков бойни наказывает суд истории. Но для русского народа эта война была священной, так как речь шла о самом главном – о спасении родины от иноземного порабощения.
Писатель ставит перед собой грандиозную задачу – рассказать о том «что никто никогда не скажет». Нельзя не удивиться широте его взглядов, умению вплести в ткань повествования проблемы, волнующие человечество на протяжении всего существования. А между тем Толстой очень тенденциозен, он заранее решает, как ему относиться к тому или иному герою, событию, и, выбрав линию поведения, не сворачивает с нее, заставляя своих героев действовать в соответствии со строго установленной линией. Таков и роман «Война и мир».
По широте охвата жизни, по глубине и силе раскрытия человеческих характеров, мировая литература не знает ничего равного. Это колоссальное произведение о жизни русского общества в период между 1805 и 1820 годами. Писатель рассматривает бытие через призму войны и мира, то есть отношение различных людей к войне-убийству (именно так Толстой-пацифист трактует войну). Антиподом ей выступает мир, жизнь людей, их интересы, взгляды и мечты.
Судьбы народные переплетаются в романе с жизненными судьбами отдельных героев. Любимые персонажи писателя: Андрей Болконский, княжна Марья, старик Болконский, Пьер Безухов, семья Ростовых, Кутузов. Они — проводники философии автора. Их антиподы — Курагины, Шерер, Друбецкой, Долохов — носители самых низменных пороков. Толстой не дает им ни малейшего шанса улучшиться, самосовершенствуясь.
Показывая Наполеона в романе как предводителя шайки мародеров и грабителей, автор отказывает ему в талантливости, убеждает нас в случайности его первоначальных побед, когда молодой и тщеславный генерал ради своих мелочных интересов затягивает в пучину бед и страданий целые народы.
Все помыслы и действия Кутузова были устремлены к одной цели – разгромить врага. Он жалеет солдат, видит бессмысленность русского похода в 1805 году. Командующий различает в солдатской массе отдельных людей, страдающих и умирающих из-за чужих фантазий, тщеславных помыслов индивидуалистов.
Есть в романе сцены, где образ Кутузова показан противоречиво, в частности Толстой приписывает ему свои мысли о том, что развитие событий не зависит от людей, а предопределено свыше. Автор показывает в романе, какие изменения происходят с Кутузовым. Он становится совершенно иным в 1812 году, после отступления из Москвы. Полководец размышляет о своей вине, о том, что не сумел отстоять древнюю столицу. Этот мудрый старик понимает, что падение Москвы не есть потеря России. Бережное отношение к солдату сохранится в полководце и тогда, когда русские армии начнут громить французов.
гда, когда русские армии начнут громить французов. Кутузов с позиции сильнейшего советует «пожалеть» французов — ведь они стали слабыми, им грозит неминуемая гибель.
Наполеон, войдя в Москву, почувствовал, что над ним и его армиями занесена рука сильнейшего духом противника, стал настойчиво просить о перемирии. До этого диктатор равнодушно смотрит на бессмысленную гибель подчиненных. Погибают уланы, а Наполеон уверен, что «присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумное самозабвение. Он велел подать себе лошадь и поехал в свою стоянку». После этой сцены понимаешь, что Наполеон лишь карьерист и авантюрист, волей судьбы сумевший подчинить себе огромные массы людей и погубивший их. Его собственное падение было только вопросом времени. И совсем не удивляет бегство диктатора, когда он под Березиной бросил на верную гибель свою армию в «варварской России».
Писатель подчеркивает, что Кутузов умел понимать дух войска и стремился им управлять. Толстой воспевает борьбу русского народа, «поднявшего дубину войны», воюющего без всяких правил, ибо какие могут быть церемонии с завоевателями. Противопоставление Кутузова Наполеону помогает автору показать истинный героизм одного и ничтожность помыслов другого. Кутузов плоть от плоти своего народа, а Наполеон далек от собственных солдат, смотрит на них как на средство для достижения своих корыстных целей.
Картины крупнейших событий исторического значения переплетаются в романе с бытовыми сценами, в которых изображена повседневная жизнь героев. В целом роман представляет собой широкое полотно, рассказывающее о становлении личности в определенном историческом времени. На примере Наполеона автор показывает, как мелочные цели убивают душу самых активных и способных людей. Толстой, рассуждая о войне, говорит о ее пагубности для большинства людей. Зачинщиков бойни наказывает суд истории. Но для русского народа эта война была священной, так как речь шла о самом главном – о спасении родины от иноземного порабощения.