Русские сочинения
-
Толстой Л.Н.
-
Война и мир
-
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Кутузови Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война имир»
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»является, по мнению известных писателей икритиков, «величайшим романом в мире».«Война и мир» — это роман-эпопея,повествующий о знаменательных играндиозных событиях из истории страны,освещающий важные стороны народной жизни,взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоевобщества. Основным художественным приемом,который использует Л.Н.
Толстой, является антитеза. Этот прием — стержень произведения, пронизывает весьроман снизу доверху. Противопоставленыфилософские понятия в заглавии романа,события двух войн (войны 1805-07 гг. и войны 1812года), сражения (Аустерлиц и Бородино),социумы (Москва и Петербург, светскоеобщество и провинциальное дворянство),действующие лица. Характерпротивопоставления носит и сопоставлениедвух полководцев — Кутузова и Наполеона.
Писатель прославил в своем романеглавнокомандующего Кутузова каквдохновителя и организатора побед русскогонарода. Толстой подчеркивает, что Кутузов — подлинно народный герой,который руководствуется в своих действияхнародным духом. Кутузов предстает в романекак простой русский человек, чуждыйпритворству, и одновременно как мудрыйисторический деятель и полководец. Главноев Кутузове для Толстого — его кровная связьс народом, «то народное чувство, котороеон носит в себе во всей чистоте и силе его».Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народи выбрал его «против воли царя впроизводители народной войны». И толькоэто чувство поставило его на «высшую человеческуювысоту». Толстой изображает Кутузова какмудрого полководца, глубоко и вернопонимающего ход событий. Не случайноправильная оценка Кутузовым хода событийвсегда подтверждается впоследствии. Так, онверно оценил значение Бородинскогосражения, заявив, чтоэто — победа. Как полководец он явно стоитвыше Наполеона. Именно такой полководец былнужен для ведения войны 1812 года, и Толстойподчеркивает, что после перенесения войны вЕвропу русской армии потребовался другойглавнокомандующий: «Представителюнародной войны ничего не оставалось, кромесмерти. И он умер».
В изображении Толстого Кутузов — живое лицо.Вспомним его выразительна фигуру, походку,жесты, мимику, его знаменитый глаз, толасковый, то насмешливый. Примечательно,что Толстой дает этот образ в восприятииразличных по характеру и социальномуположению лиц, углубляясь впсихологический анализ. Глубоко человечными живым делают Кутузова сцены и эпизоды,изображающие полководца в беседах сблизкими и приятными ему людьми (Болконским,
Денисовым, Багратионом), егоповедение на военных советах, в битвах подАустерлицем и Бородиным.
Одновременно надо отметить, что образКутузова несколько искажен, не лишеннедостатков, причина которых — в невернойпозиции Толстого-историка. Исходя изстихийности исторического процесса,Толстой отрицал роль личности в истории.Писатель высмеивал культ «великихличностей», созданный буржуазнымиисториками. Он считал, что ход историирешают народные массы. Он пришел кпризнанию фатализма, утверждая, что всеисторические события предопределены свыше.Именно Кутузов выражает эти взглядыТолстого в романе. Он, по словам Толстого,«знал, что решают участь сражения нераспоряжения главнокомандующего, не место,на котором стоят войска, не количествопушек и убитых людей, а та неуловимая сила,называемая духом войны, и он следил за этойсилой и руководил ею, насколько это было вего власти». У Кутузова — толстовскийфаталистический взгляд на историю,согласно которому исход историческихсобытий заранее предрешен. Ошибка Толстогосостояла в том, что, отрицая роль личности вистории, он стремился сделать Кутузоватолько мудрым наблюдателем историческихсобытий. И это привело к некоторойпротиворечивости его образа: он выступает вромане как полководец, при всей своейпассивности точно оценивающий ход военныхсобытий и безошибочно направляющий их.
И в конечном итоге Кутузов выступает какактивный деятель, скрывающий за внешнимспокойствием огромное волевое напряжение.Антиподом Кутузова в романе выступаетНаполеон. Толстой решительно выступилпротив культа Наполеона. Для писателя
Наполеон — агрессор, напавший на Россию. Онсжигал города и села, истреблял русскихлюдей, грабил, уничтожал великие культурныеценности, приказал взорвать Кремль.Наполеон -честолюбец, стремящийся кмировому господству. В первых частях романаавтор со злой иронией говорит о преклоненииперед Наполеоном, которое возникло в высшихсветских кругах России после Тильзитскогомира. Толстой характеризует эти годы как«время, когда карта Европыперерисовывалась разными красками каждыедве недели» и Наполеон «уже убедился,что не нужно ума, постоянства ипоследовательности для успеха». С самогоначала романа Толстой ясно выражает своеотношение к государственным деятелям тойэпохи. Он показывает, что в поступкахНаполеона кроме прихоти не было никакогосмысла, но «он верил в себя, и весь мирверил в него».
Если Пьер видит в Наполеоне «величие души»,то для Шерер Наполеон
— воплощение французской революции и ужепоэтому злодей. Юный
Пьер не понимает того,что, став императором, Наполеон предал делореволюции. Пьер защищает и революцию, иНаполеона в равной мере. Более трезвый иопытный князь Андрей видит жестокостьНаполеона и его деспотизм, а отец Андреястарик Болконский сетует, что нет Суворова,который показал бы французскому императору,что значит воевать.
Каждый персонаж романа думает о Наполеонепо-своему, и в жизни каждого герояполководец занимает определенное место.Надо сказать, что и по отношению к НаполеонуТолстой был недостаточно объективен,утверждая: «Он был подобен ребенку,который, держась за тесемочки, привязанныевнутри кареты, воображает, что он правит».Но Наполеон в войне с Россией не былбессилен. Он просто оказался слабее своегопротивника — «сильнейшего духом», повыражению Толстого.
Писатель рисует этого знаменитогополководца и выдающегося деятеля как «маленькогочеловека» с «неприятно-притворнойулыбкой» на лице, с «жирной грудью»,«круглым животом» и «жирными ляжкамикоротеньких ног». Наполеон предстает вромане как самовлюбленный, самонадеянныйвластитель Франции, упоенный успехом,ослепленный славой, считающий себядвижущей силой исторического процесса. Егобезумная гордость заставляет его приниматьактерские позы, произносить напыщенныефразы. Всему этому способствует раболепие,окружающее императора. Наполеон Толстого-«сверхчеловек», для которого имеетинтерес «только то, что происходило в егодуше». А «все, что было вне его, не имелодля него значения, потому что все в мире, какему казалось, зависело только от его воли».Не случайно слово «я» — любимое слово Наполеона. Насколько Кутузоввыражает интересы народа, настолькоНаполеон мелок в своем эгоцентризме.Сопоставляя двух великих полководцев.Толстой делает вывод: «Нет и не может бытьвеличия там, где нет простоты, добра иправды». Поэтому подлинно велик именноКутузов — народный полководец, думающий ославе и свободе Отечества.
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»является, по мнению известных писателей икритиков, «величайшим романом в мире».«Война и мир» — это роман-эпопея,повествующий о знаменательных играндиозных событиях из истории страны,освещающий важные стороны народной жизни,взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоевобщества. Основным художественным приемом,который использует Л.Н.
Толстой, является антитеза. Этот прием — стержень произведения, пронизывает весьроман снизу доверху. Противопоставленыфилософские понятия в заглавии романа,события двух войн (войны 1805-07 гг. и войны 1812года), сражения (Аустерлиц и Бородино),социумы (Москва и Петербург, светскоеобщество и провинциальное дворянство),действующие лица. Характерпротивопоставления носит и сопоставлениедвух полководцев — Кутузова и Наполеона.
Писатель прославил в своем романеглавнокомандующего Кутузова каквдохновителя и организатора побед русскогонарода. Толстой подчеркивает, что Кутузов — подлинно народный герой,который руководствуется в своих действияхнародным духом. Кутузов предстает в романекак простой русский человек, чуждыйпритворству, и одновременно как мудрыйисторический деятель и полководец. Главноев Кутузове для Толстого — его кровная связьс народом, «то народное чувство, котороеон носит в себе во всей чистоте и силе его».Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народи выбрал его «против воли царя впроизводители народной войны». И толькоэто чувство поставило его на «высшую человеческуювысоту». Толстой изображает Кутузова какмудрого полководца, глубоко и вернопонимающего ход событий. Не случайноправильная оценка Кутузовым хода событийвсегда подтверждается впоследствии. Так, онверно оценил значение Бородинскогосражения, заявив, чтоэто — победа. Как полководец он явно стоитвыше Наполеона. Именно такой полководец былнужен для ведения войны 1812 года, и Толстойподчеркивает, что после перенесения войны вЕвропу русской армии потребовался другойглавнокомандующий: «Представителюнародной войны ничего не оставалось, кромесмерти. И он умер».
В изображении Толстого Кутузов — живое лицо.Вспомним его выразительна фигуру, походку,жесты, мимику, его знаменитый глаз, толасковый, то насмешливый. Примечательно,что Толстой дает этот образ в восприятииразличных по характеру и социальномуположению лиц, углубляясь впсихологический анализ. Глубоко человечными живым делают Кутузова сцены и эпизоды,изображающие полководца в беседах сблизкими и приятными ему людьми (Болконским,
Денисовым, Багратионом), егоповедение на военных советах, в битвах подАустерлицем и Бородиным.
Одновременно надо отметить, что образКутузова несколько искажен, не лишеннедостатков, причина которых — в невернойпозиции Толстого-историка. Исходя изстихийности исторического процесса,Толстой отрицал роль личности в истории.Писатель высмеивал культ «великихличностей», созданный буржуазнымиисториками. Он считал, что ход историирешают народные массы. Он пришел кпризнанию фатализма, утверждая, что всеисторические события предопределены свыше.Именно Кутузов выражает эти взглядыТолстого в романе. Он, по словам Толстого,«знал, что решают участь сражения нераспоряжения главнокомандующего, не место,на котором стоят войска, не количествопушек и убитых людей, а та неуловимая сила,называемая духом войны, и он следил за этойсилой и руководил ею, насколько это было вего власти». У Кутузова — толстовскийфаталистический взгляд на историю,согласно которому исход историческихсобытий заранее предрешен. Ошибка Толстогосостояла в том, что, отрицая роль личности вистории, он стремился сделать Кутузоватолько мудрым наблюдателем историческихсобытий. И это привело к некоторойпротиворечивости его образа: он выступает вромане как полководец, при всей своейпассивности точно оценивающий ход военныхсобытий и безошибочно направляющий их.
И в конечном итоге Кутузов выступает какактивный деятель, скрывающий за внешнимспокойствием огромное волевое напряжение.Антиподом Кутузова в романе выступаетНаполеон. Толстой решительно выступилпротив культа Наполеона. Для писателя
Наполеон — агрессор, напавший на Россию. Онсжигал города и села, истреблял русскихлюдей, грабил, уничтожал великие культурныеценности, приказал взорвать Кремль.Наполеон -честолюбец, стремящийся кмировому господству. В первых частях романаавтор со злой иронией говорит о преклоненииперед Наполеоном, которое возникло в высшихсветских кругах России после Тильзитскогомира. Толстой характеризует эти годы как«время, когда карта Европыперерисовывалась разными красками каждыедве недели» и Наполеон «уже убедился,что не нужно ума, постоянства ипоследовательности для успеха». С самогоначала романа Толстой ясно выражает своеотношение к государственным деятелям тойэпохи. Он показывает, что в поступкахНаполеона кроме прихоти не было никакогосмысла, но «он верил в себя, и весь мирверил в него».
Если Пьер видит в Наполеоне «величие души»,то для Шерер Наполеон
— воплощение французской революции и ужепоэтому злодей. Юный
Пьер не понимает того,что, став императором, Наполеон предал делореволюции. Пьер защищает и революцию, иНаполеона в равной мере. Более трезвый иопытный князь Андрей видит жестокостьНаполеона и его деспотизм, а отец Андреястарик Болконский сетует, что нет Суворова,который показал бы французскому императору,что значит воевать.
Каждый персонаж романа думает о Наполеонепо-своему, и в жизни каждого герояполководец занимает определенное место.Надо сказать, что и по отношению к НаполеонуТолстой был недостаточно объективен,утверждая: «Он был подобен ребенку,который, держась за тесемочки, привязанныевнутри кареты, воображает, что он правит».Но Наполеон в войне с Россией не былбессилен. Он просто оказался слабее своегопротивника — «сильнейшего духом», повыражению Толстого.
Писатель рисует этого знаменитогополководца и выдающегося деятеля как «маленькогочеловека» с «неприятно-притворнойулыбкой» на лице, с «жирной грудью»,«круглым животом» и «жирными ляжкамикоротеньких ног». Наполеон предстает вромане как самовлюбленный, самонадеянныйвластитель Франции, упоенный успехом,ослепленный славой, считающий себядвижущей силой исторического процесса. Егобезумная гордость заставляет его приниматьактерские позы, произносить напыщенныефразы. Всему этому способствует раболепие,окружающее императора. Наполеон Толстого-«сверхчеловек», для которого имеетинтерес «только то, что происходило в егодуше». А «все, что было вне его, не имелодля него значения, потому что все в мире, какему казалось, зависело только от его воли».Не случайно слово «я» — любимое слово Наполеона. Насколько Кутузоввыражает интересы народа, настолькоНаполеон мелок в своем эгоцентризме.Сопоставляя двух великих полководцев.Толстой делает вывод: «Нет и не может бытьвеличия там, где нет простоты, добра иправды». Поэтому подлинно велик именноКутузов — народный полководец, думающий ославе и свободе Отечества.