МОЛИТВА В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ
МОЛИТВА В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ .
Неповторимое своеобразие романа Толстого не подлежит доказательству. Что же скрывается за этим простым и лаконичным на первый взгляд названием — ? За-крывая последнюю страницу, ты уже теряешься в потоке значений этой антитезы. И вслед за названием множество смысловых оттен-ков приобретает и содержание книги. И слово уже, на мой взгляд, не подходит ей. Скорее здесь уместно название самого авто-ра. Собственное осознание Толстым Евангелия, его понимание божественной сущности. И, несомненно, для персо-нажей произведения, наполненного подобным смыслом, бог, духов-ные искания, играют основную роль в жизни. И путь к бо-жественным вершинам, к общению с Богом через благодатную, все-могущую молитву известен и им. Для каждого из них это своя до-рога, свое откровение, однако все они обретают искомое. Попытаем-ся рассмотреть роль молитвы в произведении Толстого.Для начала нужно поговорить о про-изведения в целом. И здесь прежде всего хочется сказать о том, что в этой импровизированной также есть об-щепринятая градация на существа, людей обычных — и существ высших,. И соответственно для первых путь к небесным откровениям закрыт, вторые обращаются к помощи про-стой молитвы и через нее ищут свою ниточку к небесам, третьи же, сами являясь по сущности небесными созданиями, идут к понима-нию истины путем неординарных, сложных и мучительных изыс-каний. В своем сочинении я буду говорить, конечно же. о послед-них двух, сердца которых открыты для прозрения. Как и герои До-стоевского, они проходят свой путь надежд и страданий, в котором они обретают себя, обретают Бога.И первый персонаж, духовное возрождение которого я хотела бы описать, — это Наташа Ростова. Из маленькой девочки, дарив-шей счастье всем вокруг и видевшей лишь в жизни, она пре-вратилась в зрелую женщину, способную сострадать. И путь этот начинается с ее знакомства с князем Андреем. его пробуждает в Наташе неведомые ей до сих пор силы, за-ставляет волноваться ее. Однако не через великое счастье лежит путь к возрождению, а лишь через испыта-ния. И таким испытанием для Наташи становится Ана-толь. После неудавшегося бегства с ним она, казалось бы, умирает, но это лишь низшая ступень, первая в ее. И вот оно, то вечное лекарство, что возрождает ее к новой жизни, — благодатная молитва. Да это и неудивительно, ведь болезнь ее была болезнью души, а не тела. И в молитве она чувствует возможность очищения души. Именно в молитве она находит успокоение: вернувшись от причастия, в первое воскресенье, она в первый раз ощущает себя спокойной и готовой к будущей жизни. Постепенно через молитву она учится терпению и состраданию, открывает для себя божественный свет. Наташа молилась за прощение своих гре-хов, молилась и за счастье окружавших ее людей. И в этом плане очень интересна последняя молитва в домовой церкви Разумовских в ту упомянутую Толстым субботу 11 июля. Наташа в душе своей не может молиться за попрание врагов своих, истинная вера не по-зволяет ей этого. И именно в этой молитве раскрывается наша Наташа, Наташа, открытая для Бога, для любви, умеющая слушать и сострадать.Следующий персонаж, который мне хотелось бы показать в своем сочинении, — это княжна Марья. О роли Бога в ее жизни можно сказать, несомненно, очень многое. Для нее молитва значи-ла практически все. Она была ее; ведь жизнь без Бога она себе не мыслила. А это самый короткий и доступный путь к божественному благословению. Причем своими мо-литвами она больше старается оградить от несчастий своих близ-ких, нежели себя. Ее христианская сущность требует жертв, она не дает ей долго задумываться о своей судьбе. Не случайно дом ее всег-да полон странниц, да и сама она думает о том, чтобы стать одной из них. Поэтому для нее так важно, чтобы князь Андрей принял от нее образок. Так она пытается защитить его, так ей кажется легче вымолить у Бога защиту для него. Молитва — ее надежда, ее спасе-ние, ее, ее. Она живет в мире и молитв, и это единственная возможность для нее выжить в жесто-ком мире. Не будь у нее возможности общения с Богом — и жизнь не имела бы смысла.Далее хотелось бы рассказать о двух существах высших, о двух толстовских любимых героях, князе Андрее и Пьере. Они ищут смысл жизни через свои особенные. И каждый неосто-рожный шаг оставляет рану в их душах.Хотя искания Пьера все-таки более близки к традиционным способам. Став масоном, он тоже ищет свой путь к Богу. Его молит-ва — это его дела. Стараясь соответствовать масонским заветам, он надеется обрести себя, надеется стать ближе к Богу, найти смысл жизни. Своеобразным свершением можно на-звать и его масонские дневники, в которых он записывал свои дея-ния после вступления в ложу масонов.Князь Андрей же приходит к Богу, к молитве путем поиска смысла жизни. Причем интересно, что он как бы со снисхождением относится к набожности княжны Марьи, однако сам стремится к христианской добродетели, стремится к тому, чтобы приносить пользу людям. И закономерный исход его жизни предопределен. Он все равно возвращается на небо, находит свой путь, свою молитву. Его молитвы услышаны, он находит то, что искал.Нельзя не отметить и силу молитвы для народа в целом. Вспом-нить хотя бы молитву войска Смоленской Божьей матери перед Бо-родином, эти на икону лица. На-конец, выход Кутузова:. Испытываешь ощущение какой-то благодатной минуты тиши-ны и единства, единства всех людей — равных для Бога.И, заканчивая свое сочинение, хотелось бы сказать, что тема молитвы далеко не исчерпывается приведенным множеством примеров, достаточно вспомнить хотя бы рассуждения Николая Росто-ва о молитве при воспоминании о Соне: Молится и сама Соня. Молится, как всегда, за других. Од-нако опять же, подводя итог, можно лишь еще раз сказать, что для персонажей этого произведения молитва играет огромное значение как связь с Богом, надежда, возрождение. Каждому из них она несет что-то светлое, что-то жизненно важное: Наташа становится женщиной, князь Андрей находит свой смысл жизни, княжна Марья — успокоение.
Неповторимое своеобразие романа Толстого не подлежит доказательству. Что же скрывается за этим простым и лаконичным на первый взгляд названием — ? За-крывая последнюю страницу, ты уже теряешься в потоке значений этой антитезы. И вслед за названием множество смысловых оттен-ков приобретает и содержание книги. И слово уже, на мой взгляд, не подходит ей. Скорее здесь уместно название самого авто-ра. Собственное осознание Толстым Евангелия, его понимание божественной сущности. И, несомненно, для персо-нажей произведения, наполненного подобным смыслом, бог, духов-ные искания, играют основную роль в жизни. И путь к бо-жественным вершинам, к общению с Богом через благодатную, все-могущую молитву известен и им. Для каждого из них это своя до-рога, свое откровение, однако все они обретают искомое. Попытаем-ся рассмотреть роль молитвы в произведении Толстого.Для начала нужно поговорить о про-изведения в целом. И здесь прежде всего хочется сказать о том, что в этой импровизированной также есть об-щепринятая градация на существа, людей обычных — и существ высших,. И соответственно для первых путь к небесным откровениям закрыт, вторые обращаются к помощи про-стой молитвы и через нее ищут свою ниточку к небесам, третьи же, сами являясь по сущности небесными созданиями, идут к понима-нию истины путем неординарных, сложных и мучительных изыс-каний. В своем сочинении я буду говорить, конечно же. о послед-них двух, сердца которых открыты для прозрения. Как и герои До-стоевского, они проходят свой путь надежд и страданий, в котором они обретают себя, обретают Бога.И первый персонаж, духовное возрождение которого я хотела бы описать, — это Наташа Ростова. Из маленькой девочки, дарив-шей счастье всем вокруг и видевшей лишь в жизни, она пре-вратилась в зрелую женщину, способную сострадать. И путь этот начинается с ее знакомства с князем Андреем. его пробуждает в Наташе неведомые ей до сих пор силы, за-ставляет волноваться ее. Однако не через великое счастье лежит путь к возрождению, а лишь через испыта-ния. И таким испытанием для Наташи становится Ана-толь. После неудавшегося бегства с ним она, казалось бы, умирает, но это лишь низшая ступень, первая в ее. И вот оно, то вечное лекарство, что возрождает ее к новой жизни, — благодатная молитва. Да это и неудивительно, ведь болезнь ее была болезнью души, а не тела. И в молитве она чувствует возможность очищения души. Именно в молитве она находит успокоение: вернувшись от причастия, в первое воскресенье, она в первый раз ощущает себя спокойной и готовой к будущей жизни. Постепенно через молитву она учится терпению и состраданию, открывает для себя божественный свет. Наташа молилась за прощение своих гре-хов, молилась и за счастье окружавших ее людей. И в этом плане очень интересна последняя молитва в домовой церкви Разумовских в ту упомянутую Толстым субботу 11 июля. Наташа в душе своей не может молиться за попрание врагов своих, истинная вера не по-зволяет ей этого. И именно в этой молитве раскрывается наша Наташа, Наташа, открытая для Бога, для любви, умеющая слушать и сострадать.Следующий персонаж, который мне хотелось бы показать в своем сочинении, — это княжна Марья. О роли Бога в ее жизни можно сказать, несомненно, очень многое. Для нее молитва значи-ла практически все. Она была ее; ведь жизнь без Бога она себе не мыслила. А это самый короткий и доступный путь к божественному благословению. Причем своими мо-литвами она больше старается оградить от несчастий своих близ-ких, нежели себя. Ее христианская сущность требует жертв, она не дает ей долго задумываться о своей судьбе. Не случайно дом ее всег-да полон странниц, да и сама она думает о том, чтобы стать одной из них. Поэтому для нее так важно, чтобы князь Андрей принял от нее образок. Так она пытается защитить его, так ей кажется легче вымолить у Бога защиту для него. Молитва — ее надежда, ее спасе-ние, ее, ее. Она живет в мире и молитв, и это единственная возможность для нее выжить в жесто-ком мире. Не будь у нее возможности общения с Богом — и жизнь не имела бы смысла.Далее хотелось бы рассказать о двух существах высших, о двух толстовских любимых героях, князе Андрее и Пьере. Они ищут смысл жизни через свои особенные. И каждый неосто-рожный шаг оставляет рану в их душах.Хотя искания Пьера все-таки более близки к традиционным способам. Став масоном, он тоже ищет свой путь к Богу. Его молит-ва — это его дела. Стараясь соответствовать масонским заветам, он надеется обрести себя, надеется стать ближе к Богу, найти смысл жизни. Своеобразным свершением можно на-звать и его масонские дневники, в которых он записывал свои дея-ния после вступления в ложу масонов.Князь Андрей же приходит к Богу, к молитве путем поиска смысла жизни. Причем интересно, что он как бы со снисхождением относится к набожности княжны Марьи, однако сам стремится к христианской добродетели, стремится к тому, чтобы приносить пользу людям. И закономерный исход его жизни предопределен. Он все равно возвращается на небо, находит свой путь, свою молитву. Его молитвы услышаны, он находит то, что искал.Нельзя не отметить и силу молитвы для народа в целом. Вспом-нить хотя бы молитву войска Смоленской Божьей матери перед Бо-родином, эти на икону лица. На-конец, выход Кутузова:. Испытываешь ощущение какой-то благодатной минуты тиши-ны и единства, единства всех людей — равных для Бога.И, заканчивая свое сочинение, хотелось бы сказать, что тема молитвы далеко не исчерпывается приведенным множеством примеров, достаточно вспомнить хотя бы рассуждения Николая Росто-ва о молитве при воспоминании о Соне: Молится и сама Соня. Молится, как всегда, за других. Од-нако опять же, подводя итог, можно лишь еще раз сказать, что для персонажей этого произведения молитва играет огромное значение как связь с Богом, надежда, возрождение. Каждому из них она несет что-то светлое, что-то жизненно важное: Наташа становится женщиной, князь Андрей находит свой смысл жизни, княжна Марья — успокоение.