Народные герои в романе «Война и мир»
Одним из первых партизанских отрядов в тылу врага командовали Денис Давыдов и Долохов. Толстой показывает, что среди партизан самым незаменимым и необходимым человеком был Тихон Щербатый, который оказался мастером на все руки: смелый разведчик, он приводил «языка», вытаскивал застрявшую повозку, спокойно и без внешнего показного героизма ходил один на один на французов. И таких, как Тихон, было много в других отрядах: старостиха Василиса, Карпы и Власы, которые предпочитали сжигать хлеб и сено, а не везти врагам.
Толстой показывает, что во время Бородинского сражения Пьера Безухова потрясает спокойное мужество солдат, которые шутили, пока шел обстрел, и деловито исполняли свой долг перед Родиной, решив умереть, но не отдать врагу столицу России.
Простой солдат Платон Каратаев научил Пьера Безухова мужественно и стойко переносить страдания плена, приобщил его к мудрому народному мировосприятию, хотя в изображении этого народного характера и сказалось «непротивление злу насилием». Писатель с большой художественной силой показал, как «дубина народной войны» разгромила нашествие Наполеона, захватившего пол-Европы.
Капитан Тушин, принявший верные тактические решения и заслуживший решительного «Хорошо!» князя Багратиона (трудно представить награду выше этой), выглядит совсем не как герой: «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». В «фигурке» Тушина было что-то «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. В нем так много доброго и печального и так мало героического. Толстой описывает истинную, народную, богатырскую действительность. Отсюда былинный жест Тушина – «из-под маленькой ручки смотрел на французов» – и особое отношение капитана к сражению. В голове Тушина установился особый мифический мир: неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит невидимый курильщик: «Вишь, пыхнул опять…теперь мячик жди». Видимо, и сам Тушин представляется себе в своем истинном образе – таким же сильным и огромным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.
В романе реалистически нарисованы картины войны, где главную роль играют не цари и полководцы, а простые солдаты и честные офицеры, например, Андрей Болконский, Тимохин, Тушин, Денис Давыдов и другие. Это они выиграли войну и победили Наполеона, воплотившего самые отвратительные черты завоевателя: эгоизм, властолюбие, жажду личной славы, всеобщего подчинения и безграничной власти. Л. Н. Толстой противопоставляет ему народного полководца Кутузова, который понимал и ценил солдат, в свою очередь отвечавших ему любовью и доверием.
Народная эпопея «Война и мир» проникнута искренним сочувствием народным массам, вынесшим на своих плечах все тяготы войны. Вот почему это великое произведение Л. Н. Толстого является непревзойденным литературным памятником героям Отечественной войны 1812 года и вершиной критического реализма.
Война 1812 года явилась для России событием колоссального значения.
тием колоссального значения. Она всколыхнула всю страну, с ней связано становление национального сознания. Война объединила все общество, всех русских людей в общем порыве. Именно так изображает в своем романе-эпопее эту эпоху Л. Н. Толстой.Для любимых героев писателя Отечественная война явилась испытанием, проверкой их нравственных качеств. Чувство причастности к происходящему возникает в душе Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского и множества других персонажей романа, часто эпизодических. Мы вспоминаем Денисова и Каратаева, Петю и Николая Ростовых, Дох-турова и Тимохина, безымянных солдат, показанных на поле Бородина и в партизанских отрядах. Победа в войне 1812 года — это победа всего русского народа, всей нации. Вот так пишет Толстой об оставлении Москвы: «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего… Та барыня, которая еще в июне месяце поднималась из Москвы с смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга… делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию». В эти минуты люди забывают о собственном благополучии, оставляя большую часть имущества в Москве — ведь всего не забрать, а оставшееся в городе истреблялось также русскими. Вносит свой маленький вклад в общее дело и Наташа Ростова, отдавая подводы раненым. Захвачен общим чувством «скрытой теплоты патриотизма» Андрей Болконский. Пьер Безухов остается в Москве, мечтая убить Наполеона. Купец Ферапонтов сам отдает солдатам мешки с сушками, чтобы не достались врагу.
Накануне решающего Бородинского сражения Пьер едет к месту будущей битвы, желая быть в этот момент вместе с защитниками Москвы. Он видит ополченцев в белых рубахах, роющих укрепления, и думает о том, что услышал от раненого солдата: «Всем народом навалиться хотят». И герой приходит к пониманию того, что является решающей силой в этой войне. Это «просто солдаты», простой русский народ, «они», как называет их мысленно Пьер.
Задумывая роман, Толстой намеревается вначале придать значение антитезе: Наполеон — Александр I. Но постепенно выходит на первый план совсем иное — мысль о непричастности крупных государственных и военных деятелей к стихии народной войны (исключение составляет Кутузов). И ярче всего эта тема раскрывается в изображении партизанской войны. Именно здесь стихийная мощь, единение русских людей проявляются наиболее полно. Здесь действуют не регулярные части, подчиняющиеся единым приказам сверху. В отряд приходят люди, движимые только собственной волей. «Все делалось без всяких принуждений», — подчеркивает писатель. Так, например, безо всяких указаний «пристал к партии» Денисова Тихон Щербатый, ставший «самым полезным человеком в отряде».
«Дубина народной войны» — самое грозное оружие, перед ней бессильно любое полководческое искусство. Это понимает мудрый Кутузов. Он старается избегать сражений, так как отступающего врага легче и с меньшими потерями можно истреблять именно средствами партизанской войны, с помощью внезапных нападений небольших отрядов.
ми можно истреблять именно средствами партизанской войны, с помощью внезапных нападений небольших отрядов. Кутузов заботится о своих людях, он не хочет лишних жертв. Он любит русских солдат.
Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения, великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность истинно русской души. Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.
Такова главная оценка народной войны в романе Толстого. «И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».
Толстой показывает, что во время Бородинского сражения Пьера Безухова потрясает спокойное мужество солдат, которые шутили, пока шел обстрел, и деловито исполняли свой долг перед Родиной, решив умереть, но не отдать врагу столицу России.
Простой солдат Платон Каратаев научил Пьера Безухова мужественно и стойко переносить страдания плена, приобщил его к мудрому народному мировосприятию, хотя в изображении этого народного характера и сказалось «непротивление злу насилием». Писатель с большой художественной силой показал, как «дубина народной войны» разгромила нашествие Наполеона, захватившего пол-Европы.
Капитан Тушин, принявший верные тактические решения и заслуживший решительного «Хорошо!» князя Багратиона (трудно представить награду выше этой), выглядит совсем не как герой: «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». В «фигурке» Тушина было что-то «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. В нем так много доброго и печального и так мало героического. Толстой описывает истинную, народную, богатырскую действительность. Отсюда былинный жест Тушина – «из-под маленькой ручки смотрел на французов» – и особое отношение капитана к сражению. В голове Тушина установился особый мифический мир: неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит невидимый курильщик: «Вишь, пыхнул опять…теперь мячик жди». Видимо, и сам Тушин представляется себе в своем истинном образе – таким же сильным и огромным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.
В романе реалистически нарисованы картины войны, где главную роль играют не цари и полководцы, а простые солдаты и честные офицеры, например, Андрей Болконский, Тимохин, Тушин, Денис Давыдов и другие. Это они выиграли войну и победили Наполеона, воплотившего самые отвратительные черты завоевателя: эгоизм, властолюбие, жажду личной славы, всеобщего подчинения и безграничной власти. Л. Н. Толстой противопоставляет ему народного полководца Кутузова, который понимал и ценил солдат, в свою очередь отвечавших ему любовью и доверием.
Народная эпопея «Война и мир» проникнута искренним сочувствием народным массам, вынесшим на своих плечах все тяготы войны. Вот почему это великое произведение Л. Н. Толстого является непревзойденным литературным памятником героям Отечественной войны 1812 года и вершиной критического реализма.
Война 1812 года явилась для России событием колоссального значения.
тием колоссального значения. Она всколыхнула всю страну, с ней связано становление национального сознания. Война объединила все общество, всех русских людей в общем порыве. Именно так изображает в своем романе-эпопее эту эпоху Л. Н. Толстой.Для любимых героев писателя Отечественная война явилась испытанием, проверкой их нравственных качеств. Чувство причастности к происходящему возникает в душе Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского и множества других персонажей романа, часто эпизодических. Мы вспоминаем Денисова и Каратаева, Петю и Николая Ростовых, Дох-турова и Тимохина, безымянных солдат, показанных на поле Бородина и в партизанских отрядах. Победа в войне 1812 года — это победа всего русского народа, всей нации. Вот так пишет Толстой об оставлении Москвы: «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего… Та барыня, которая еще в июне месяце поднималась из Москвы с смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга… делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию». В эти минуты люди забывают о собственном благополучии, оставляя большую часть имущества в Москве — ведь всего не забрать, а оставшееся в городе истреблялось также русскими. Вносит свой маленький вклад в общее дело и Наташа Ростова, отдавая подводы раненым. Захвачен общим чувством «скрытой теплоты патриотизма» Андрей Болконский. Пьер Безухов остается в Москве, мечтая убить Наполеона. Купец Ферапонтов сам отдает солдатам мешки с сушками, чтобы не достались врагу.
Накануне решающего Бородинского сражения Пьер едет к месту будущей битвы, желая быть в этот момент вместе с защитниками Москвы. Он видит ополченцев в белых рубахах, роющих укрепления, и думает о том, что услышал от раненого солдата: «Всем народом навалиться хотят». И герой приходит к пониманию того, что является решающей силой в этой войне. Это «просто солдаты», простой русский народ, «они», как называет их мысленно Пьер.
Задумывая роман, Толстой намеревается вначале придать значение антитезе: Наполеон — Александр I. Но постепенно выходит на первый план совсем иное — мысль о непричастности крупных государственных и военных деятелей к стихии народной войны (исключение составляет Кутузов). И ярче всего эта тема раскрывается в изображении партизанской войны. Именно здесь стихийная мощь, единение русских людей проявляются наиболее полно. Здесь действуют не регулярные части, подчиняющиеся единым приказам сверху. В отряд приходят люди, движимые только собственной волей. «Все делалось без всяких принуждений», — подчеркивает писатель. Так, например, безо всяких указаний «пристал к партии» Денисова Тихон Щербатый, ставший «самым полезным человеком в отряде».
«Дубина народной войны» — самое грозное оружие, перед ней бессильно любое полководческое искусство. Это понимает мудрый Кутузов. Он старается избегать сражений, так как отступающего врага легче и с меньшими потерями можно истреблять именно средствами партизанской войны, с помощью внезапных нападений небольших отрядов.
ми можно истреблять именно средствами партизанской войны, с помощью внезапных нападений небольших отрядов. Кутузов заботится о своих людях, он не хочет лишних жертв. Он любит русских солдат.
Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения, великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность истинно русской души. Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.
Такова главная оценка народной войны в романе Толстого. «И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».