ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ Л. Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ Л. Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Роман «Война и мир» охватывает пятнадцать лет из жизни России и Европы, он насыщен военно-историческими событиями, широкими бытовыми картинами. Велико значение автора: личность его проявляется во всем. что изображено в произведении. Критерий нравственности в оценке событий, явлений, действий, поступков героев — определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью рисует исторические события, но и выражает отношение к ним, делает теоретические выводы.
В центре романа — изображение войны и мира как «противоестественного» и естественного состояния жизни людей.
Еще в начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как «комбинация действий великих полководцев», а как «самый факт убийства» одних ни в чем не повинных людей другими,
Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячо спорил с теми, кто находил «красоту ужаса» в войне. Эти взгляды полностью отражены в его произведениях. Так, при описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист. Одного из героев романа, Николая Ростова, присутствующего на торжествах в Тильзите, где происходила встреча Александра I и Наполеона, «мучают страшные сомнения; для чего же -оторванные руки, ноги, убитые люди?»
При описании войны 1812 года Толстой переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Толстой убежден, что эту войну выиграл народ.
Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!» А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.
Олицетворением лучших качеств русского народа, поднявшегося на борьбу, предстает и Тихон Щербатый.
Толстой показывает мужество народа, его истинный героизм и патриотизм, добродушие. В самых тяжелых условиях он не теряет чувство юмора. Так, на батарее Раевского, месте, где, по словам Толстого, сложилась самая тяжелая обстановка, во время боя «краснорожий» солдат сопровождает шуткой полет каждого снаряда: «Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила» — или: «эх, нескладная».
Народу в полной мере присущи сердечность и доброта. Солдата, который вздумал пошутить над пленными французами, обрывают сердито: «Что врешь нескладно!»
Так из отдельных образов складывается у Толстого единый образ народа-богатыря, нарисованного автор описывает народный подвиг в войне 1812 года, но и дает анализ истоков этого подвига
Народному патриотизму Толстой противопоставлявет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой-ловить «кресты, рубли, чины»; пылкие же фразы и рассуждения светских законодателей о судьбах России и Европы являются отвратительной рисовкой. Толстого-философа всегда волновала проблема роли личности в истории, и поэтому Толстой-художник не мог не осветить ее в своих произведениях. В «Войне и мире» он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона Кутузов в романе-выразитель народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Поведение Кутузова — естественное поведение; более того, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость (тяжело ходит, тяжело садится на лошадь). Поведение же Наполеона неестественно. Все действия его — маска (так, Толстой с иронией описывает эпизод с портретом сына, когда Наполеон «подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности»),
Кутузову чужды внешний блеск, тщеславие, тогда как основной чертой Наполеона является самолюбование. Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает наполеонизм вообще, то есть стремление к личной славе и величию. Толстой осуждает князя Андрея, который говорит в начале романа:
«Я ничего так не люблю, как только славу… Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Позднее писатель приведет своего героя к полному разочарованию в Наполеоне. Постоянно подчеркивая бессмысленность военных распоряжений Наполеона, сравнивая его с ребенком, сидящим в коляске, который держится за веревочки и воображает, что правит ею. Толстой тем самым отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека.
Недооценка автором романа роли личности в истории принижает и значение Кутузова в этой войне, силу которого писатель видит исключительно в том, что полководец верно понимает ход событий и дает им свободно развиваться.
— Определяющей же силой войны Толстой считает «дух народа». Мысль эта высказывается князем Андреем перед боем, когда он приходит к выводу, что исход сражения зависит от того, какие чувства будут в нем, Тимохине, в каждом солдате.
Полное отрицание роли личности в истории приводит к тому, что в романе появляются элементы фатализма.
Понятие «мир» у Толстого значительно шире, чем «мир» как покой после войны. «Мир» для него — это все человечество, состоящее из разных коллективов. Художник утверждает идею единения в «мире» («миром все сделаем»).
В романе писатель показывает, что основные «противоречия в мире» — социальные, прежде всего между помещиками-аристократами и их крестьянами (так, в эпизоде охоты «человек» Ростовых, охотник Данило, в гневе кричит на старого графа, что тот проворонил волка, но кончается охота, и все становится на свои места: на вопрос графа о волке Данило отвечает, «поспешно снимая шапку»), и нравственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции: князь Андрей и Анатоль Курагин), так и внутри самого человека (например, противоречив Долохов: его нежное отношение к матери и сестре, стремление найти женский идеал и жестокость в отношении к Ростову и Пьеру).
Утопизм взглядов автора в том, что он считает возможным переделать «мир» путем «нравственного самоусовершенствования», посредством «опрощения». Естественный человек-идеал Толстого. Сближение с народом, с трудом, с природой действительно делает человека лучше, чище. Но разве ежедневные занятия старого князя Болконского физическим трудом устранили противоречия между ним и его крестьянами? Наташа Ростова, которая «умела понять все /то, что было… во всяком русском человеке», всегда доставалась барышней, госпожой для «своих» людей.
Лев Николаевич Толстой был великим художником, и, может быть, именно поэтому он был и великим гуманистом. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире и даже в его заблуждениях. Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно тех способов, которыми он (человек) должен изменить мир. Гуманизм автора проявился и в таком утверждении: «Цель художника… в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях».
Говоря о своем романе, Лев Николаевич Толстой признавался, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную». Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию «света Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение „всего русского, доброго и круглого“, всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые так ценил писатель у русского крестьянства; Тихон как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года): бунтарские настроения Тихона в мирное время были бы осуждены Толстым.
Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема дворянства. Автор делит дворян на „имущих“ (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Шерер, Элен). К последней писатель всячески выражает свою неприязнь, осуждает ее, подчеркивает в светской знати отсутствие живых человеческих качеств: неизменной, как бы застывшей, остается улыбка Элен, как и она сама, как и Анна Павловна Шерер, которая предстает молодящейся кокеткой на протяжении всего романа.
Нравственную силу Болконского, Безухова, Ростовых автор определяет „мыслью народной“, и чем ближе они к народу, тем дороже сердцу Толстого.
Личность автора проявляется не только в изображении тех или иных героев, авторском повествовании, но и в первую очередь через философские рассуждения, исторические ретроспекции. Две части эпилога представляют собой исторический трактат.
Полифоничность изображения военных действий, особенно Бородинского сражения, приводит к тому, что создается единая картина сражения, и писатель не заостряет внимание читателя на отдельных героях, Толстой даже не вводит фамилий многих солдат и офицеров, характеризуя их: „генерал, который послал...“ „офицер, который не доехал...“ и так далее. Этого достаточно, чтобы показать настрой мыслей и чувств армии и не рассеивать внимание читателя на отдельные эпизоды, которые откладывались бы в памяти, как не связанные друг с другом.
Всеобъемлющ в романе прием контраста: „ищущий“ Андрей и всем (собой в первую очередь) довольный Анатоль Курагин, естественная, чуткая, искренняя Наташа и женщина с „маской на лице“ — Элен, Рос-товы, которые охвачены патриотическим порывом, отдают подводы под раненых, оставляя свое добро на произвол судьбы, и Берг, который хлопочет о том, чтобы приобрести хорошенькую „шифоньерочку“, и так далее.
В русском критическом реализме наблюдались два течения: сатирическое и психологическое. Гениальным продолжателем психологического направления стал Лев Николаевич Толстой. Он исследует скрытные процессы человеческого сознания, не совпадающие с их внешними проявлениями. Таким образом, герои Толстого раскрываются дважды: через их поступки, поведение и через размышления, внутренние монологи,
Автор использует несобственно-прямую речь, особенно при обрисовке таких героев, как князь Андрей, Пьер.
Широко применяет Толстой и диалог, который всегда двупланов. Немой разговор глаз, взглядов, улыбок сопровождает произносимые слова и дополняет или опровергает их смысл (например, описание встречи Сони и приехавшего из армии Николая Ростова: „Он поцеловал ее руку и назвал ее вы — Соня. Но, глаза их, встретившись, сказали друг другу “ты» и нежно поцеловались"). Автор проникает в сферу подсознательного и посредством различных ассоциаций (дуб в Отрадном ассоциируется у князя Андрея.с его собственной жизнью. Толстой использует в романе и художественную деталь: портретную (чисто вымытый шрам на шее у Кутузова, губка с усиками у «маленькой княгини», лучистые глаза у княжны Марьи), психологическую «изюминку», предметную, словесную, бытовую.
Наконец, личность автора выражается через неповторимый стиль произведения (постоянное стремление к ясности, к сущности, к правде, богатство лексики, фразеологии, особый синтаксический строй романа), а примененный Толстым художественный прием («диалектика души») использовался и используется многими писателями классической и современной литературы.
Автор в романе — это гениальный художник, великий правдолюбец, мудрый философ, хотя и заблуждающийся в некоторых вопросах, психолог, тонкий аналитик всех душевных движений, гуманист.
Роман «Война и мир» охватывает пятнадцать лет из жизни России и Европы, он насыщен военно-историческими событиями, широкими бытовыми картинами. Велико значение автора: личность его проявляется во всем. что изображено в произведении. Критерий нравственности в оценке событий, явлений, действий, поступков героев — определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью рисует исторические события, но и выражает отношение к ним, делает теоретические выводы.
В центре романа — изображение войны и мира как «противоестественного» и естественного состояния жизни людей.
Еще в начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как «комбинация действий великих полководцев», а как «самый факт убийства» одних ни в чем не повинных людей другими,
Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячо спорил с теми, кто находил «красоту ужаса» в войне. Эти взгляды полностью отражены в его произведениях. Так, при описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист. Одного из героев романа, Николая Ростова, присутствующего на торжествах в Тильзите, где происходила встреча Александра I и Наполеона, «мучают страшные сомнения; для чего же -оторванные руки, ноги, убитые люди?»
При описании войны 1812 года Толстой переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Толстой убежден, что эту войну выиграл народ.
Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!» А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.
Олицетворением лучших качеств русского народа, поднявшегося на борьбу, предстает и Тихон Щербатый.
Толстой показывает мужество народа, его истинный героизм и патриотизм, добродушие. В самых тяжелых условиях он не теряет чувство юмора. Так, на батарее Раевского, месте, где, по словам Толстого, сложилась самая тяжелая обстановка, во время боя «краснорожий» солдат сопровождает шуткой полет каждого снаряда: «Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила» — или: «эх, нескладная».
Народу в полной мере присущи сердечность и доброта. Солдата, который вздумал пошутить над пленными французами, обрывают сердито: «Что врешь нескладно!»
Так из отдельных образов складывается у Толстого единый образ народа-богатыря, нарисованного автор описывает народный подвиг в войне 1812 года, но и дает анализ истоков этого подвига
Народному патриотизму Толстой противопоставлявет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой-ловить «кресты, рубли, чины»; пылкие же фразы и рассуждения светских законодателей о судьбах России и Европы являются отвратительной рисовкой. Толстого-философа всегда волновала проблема роли личности в истории, и поэтому Толстой-художник не мог не осветить ее в своих произведениях. В «Войне и мире» он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона Кутузов в романе-выразитель народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Поведение Кутузова — естественное поведение; более того, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость (тяжело ходит, тяжело садится на лошадь). Поведение же Наполеона неестественно. Все действия его — маска (так, Толстой с иронией описывает эпизод с портретом сына, когда Наполеон «подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности»),
Кутузову чужды внешний блеск, тщеславие, тогда как основной чертой Наполеона является самолюбование. Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает наполеонизм вообще, то есть стремление к личной славе и величию. Толстой осуждает князя Андрея, который говорит в начале романа:
«Я ничего так не люблю, как только славу… Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Позднее писатель приведет своего героя к полному разочарованию в Наполеоне. Постоянно подчеркивая бессмысленность военных распоряжений Наполеона, сравнивая его с ребенком, сидящим в коляске, который держится за веревочки и воображает, что правит ею. Толстой тем самым отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека.
Недооценка автором романа роли личности в истории принижает и значение Кутузова в этой войне, силу которого писатель видит исключительно в том, что полководец верно понимает ход событий и дает им свободно развиваться.
— Определяющей же силой войны Толстой считает «дух народа». Мысль эта высказывается князем Андреем перед боем, когда он приходит к выводу, что исход сражения зависит от того, какие чувства будут в нем, Тимохине, в каждом солдате.
Полное отрицание роли личности в истории приводит к тому, что в романе появляются элементы фатализма.
Понятие «мир» у Толстого значительно шире, чем «мир» как покой после войны. «Мир» для него — это все человечество, состоящее из разных коллективов. Художник утверждает идею единения в «мире» («миром все сделаем»).
В романе писатель показывает, что основные «противоречия в мире» — социальные, прежде всего между помещиками-аристократами и их крестьянами (так, в эпизоде охоты «человек» Ростовых, охотник Данило, в гневе кричит на старого графа, что тот проворонил волка, но кончается охота, и все становится на свои места: на вопрос графа о волке Данило отвечает, «поспешно снимая шапку»), и нравственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции: князь Андрей и Анатоль Курагин), так и внутри самого человека (например, противоречив Долохов: его нежное отношение к матери и сестре, стремление найти женский идеал и жестокость в отношении к Ростову и Пьеру).
Утопизм взглядов автора в том, что он считает возможным переделать «мир» путем «нравственного самоусовершенствования», посредством «опрощения». Естественный человек-идеал Толстого. Сближение с народом, с трудом, с природой действительно делает человека лучше, чище. Но разве ежедневные занятия старого князя Болконского физическим трудом устранили противоречия между ним и его крестьянами? Наташа Ростова, которая «умела понять все /то, что было… во всяком русском человеке», всегда доставалась барышней, госпожой для «своих» людей.
Лев Николаевич Толстой был великим художником, и, может быть, именно поэтому он был и великим гуманистом. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире и даже в его заблуждениях. Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно тех способов, которыми он (человек) должен изменить мир. Гуманизм автора проявился и в таком утверждении: «Цель художника… в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях».
Говоря о своем романе, Лев Николаевич Толстой признавался, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную». Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию «света Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение „всего русского, доброго и круглого“, всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые так ценил писатель у русского крестьянства; Тихон как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года): бунтарские настроения Тихона в мирное время были бы осуждены Толстым.
Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема дворянства. Автор делит дворян на „имущих“ (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Шерер, Элен). К последней писатель всячески выражает свою неприязнь, осуждает ее, подчеркивает в светской знати отсутствие живых человеческих качеств: неизменной, как бы застывшей, остается улыбка Элен, как и она сама, как и Анна Павловна Шерер, которая предстает молодящейся кокеткой на протяжении всего романа.
Нравственную силу Болконского, Безухова, Ростовых автор определяет „мыслью народной“, и чем ближе они к народу, тем дороже сердцу Толстого.
Личность автора проявляется не только в изображении тех или иных героев, авторском повествовании, но и в первую очередь через философские рассуждения, исторические ретроспекции. Две части эпилога представляют собой исторический трактат.
Полифоничность изображения военных действий, особенно Бородинского сражения, приводит к тому, что создается единая картина сражения, и писатель не заостряет внимание читателя на отдельных героях, Толстой даже не вводит фамилий многих солдат и офицеров, характеризуя их: „генерал, который послал...“ „офицер, который не доехал...“ и так далее. Этого достаточно, чтобы показать настрой мыслей и чувств армии и не рассеивать внимание читателя на отдельные эпизоды, которые откладывались бы в памяти, как не связанные друг с другом.
Всеобъемлющ в романе прием контраста: „ищущий“ Андрей и всем (собой в первую очередь) довольный Анатоль Курагин, естественная, чуткая, искренняя Наташа и женщина с „маской на лице“ — Элен, Рос-товы, которые охвачены патриотическим порывом, отдают подводы под раненых, оставляя свое добро на произвол судьбы, и Берг, который хлопочет о том, чтобы приобрести хорошенькую „шифоньерочку“, и так далее.
В русском критическом реализме наблюдались два течения: сатирическое и психологическое. Гениальным продолжателем психологического направления стал Лев Николаевич Толстой. Он исследует скрытные процессы человеческого сознания, не совпадающие с их внешними проявлениями. Таким образом, герои Толстого раскрываются дважды: через их поступки, поведение и через размышления, внутренние монологи,
Автор использует несобственно-прямую речь, особенно при обрисовке таких героев, как князь Андрей, Пьер.
Широко применяет Толстой и диалог, который всегда двупланов. Немой разговор глаз, взглядов, улыбок сопровождает произносимые слова и дополняет или опровергает их смысл (например, описание встречи Сони и приехавшего из армии Николая Ростова: „Он поцеловал ее руку и назвал ее вы — Соня. Но, глаза их, встретившись, сказали друг другу “ты» и нежно поцеловались"). Автор проникает в сферу подсознательного и посредством различных ассоциаций (дуб в Отрадном ассоциируется у князя Андрея.с его собственной жизнью. Толстой использует в романе и художественную деталь: портретную (чисто вымытый шрам на шее у Кутузова, губка с усиками у «маленькой княгини», лучистые глаза у княжны Марьи), психологическую «изюминку», предметную, словесную, бытовую.
Наконец, личность автора выражается через неповторимый стиль произведения (постоянное стремление к ясности, к сущности, к правде, богатство лексики, фразеологии, особый синтаксический строй романа), а примененный Толстым художественный прием («диалектика души») использовался и используется многими писателями классической и современной литературы.
Автор в романе — это гениальный художник, великий правдолюбец, мудрый философ, хотя и заблуждающийся в некоторых вопросах, психолог, тонкий аналитик всех душевных движений, гуманист.