Пьер Безухов и Андрей Болконский
Роман Толстого «Война и мир» познакомил нас со многими героями, обладающими лучшими человеческими качествами, благородными, целеустремленными, добросердечными ревнивцами высоких нравственных идеалов. И прежде всего к ним относятся Пьер Безухое и Андрей Болконский. Каждый из них представляет собой яркую личность, обладает привлекательными индивидуальными чертами характера. Но вместе с тем в них много общего и оба они являются воплощением одного авторского идеала — человека, способного глубоко мыслить и в результате этого нравственно развиваться и духовно совершенствоваться, совершать поистине героические поступки. Изображая своих героев, автор вовсе не приукрашивал и не идеализировал их: он наделил Пьера и Андрея противоречивыми чертами, достоинствами и недостатками. В их образе он представил обычных людей, способных быть и сильными, и слабыми в отдельные моменты своей жизни, но умеющих преодолеть внутреннюю борьбу и самостоятельно возвыситься над ложью и обыденностью, духовно возродиться и найти свое призвание в жизни.
Их пути — разные, но вместе с тем в них много общего. И, в частности, сходство заключается в их душевных мытарствах, в борьбе. У Пьера — с собственной слабостью характера, трусостью, излишней доверчивостью и идейным бездорожьем. У Андрея Болконского—с гордостью, надменностью, честолюбием и призрачными устремлениями к славе.
Пьер Безухов — один из центральных, наиболее привлекательных героев романа. Его образ, как и образ Андрея Болконского, изображен в постоянной динамике. Писатель делает акцент на почти детской доверчивости, доброте и искренности помыслов своего героя, и поначалу Пьер представлен растерянным, пассивным, абсолютно бездеятельным молодым человеком. Пьер очевидно не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, присутствующих в салоне Шерер. Кроме того, Безухое равнодушен к деньгам и роскоши, он бескорыстен и, несмотря ни на что, остро чувствует границу между невинными шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь.
В переломные минуты жизни проявляются сильная воля и самые лучшие стороны характера Пьера, и тогда он способен на многое. Кто бы мог подумать, что Пьер Безухов, этот мягкий и безвольный человек, впоследствии должен предстать организатором тайного общества «независимых и свободных людей» и в дальнейшем будет обвинять царя в бездействии, резко критиковать общественный строй, реакцию и аракчеевщину и вести за собой огромные массы людей?
Как и Пьер, Андрей Болконский с первых строк выделяется из общей толпы действующих лиц романа тем, что он неуютно чувствует себя в светской среде. Он ощущает собственное важное предназначение. Он предстает как культурный, образованный, цельный человек — один из лучших представителей дворянского общества той эпохи. Особенно поражает его любовь к труду, стремление к полезной, активной деятельности. Андрея тяготит спокойная семейная жизнь и занятия пустыми общественными делами, его душа рвется к чему-то значительному, он мечтает о великих подвигах, «о своем Тулоне», о славе.
двигах, «о своем Тулоне», о славе. Именно с этой целью Болконский решает идти на войну с Наполеоном и объясняет Пьеру причину своего решения такими словами: «Жизнь, которую я веду здесь, — не по мне».
Но ему суждено разочароваться в своем кумире Наполеоне, пережить смерть жены и чудом самому остаться в живых после битвы, а кроме того, пережить настоящую любовь к Наташе и смириться с ее потерей. После всего этого Андрей теряет веру в себя, чтобы потом снова обрести смысл в жизни и воспрять духом. Оказавшись снова в центре военных событий, но уже не в поисках славы и подвига, Андрей меняется внешне и внутренне. Защищая семью, Болконский желает уничтожить врага всего русского народа и ощущает свою пользу и нужность.
Так, освободившись от уплетающей лжи светского общества и попав в сложные военные условия, оказавшись в среде простых русских солдат, Пьер и Андрей начинают чувствовать вкус жизни, обретают душевное спокойствие. Пройдя тяжелый путь ошибок и собственных заблуждений, эти два героя находят самих себя, сохраняя при этом свою природную сущность и не поддаваясь влиянию общества.
Идеалом женщины для Толстого является героиня романа «Война и мир» Наташа Ростова. С первых строк мы видим, насколько симпатизирует ей писатель, который старался показать свою любимую героиню в самых ярких моментах ее жизни. Наташа Ростова сразу привлекает к себе внимание как искренняя и глубоко чувствительная натура, в которой заложены лучшие человеческие качества: жизнелюбие, доброта, искренность, наивность, способность к самопожертвованию и состраданию, умение любить, радоваться жизни и дарить свою любовь и радость окружающим.
Автор признается в том, что его любимица не обладает безупречной внешностью. Поначалу она худенькая и хрупкая, похожая на гадкого утенка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», а позже — располневшая, слегка неухоженная женщина. Но Толстой убеждает читателей в том, что мраморная красота Элен Курагиной — ничто по сравнению с миловидностью, природным обаянием и очарованием Натальи Ростовой, красоте которой — в простоте, в естественности, в непосредственности и неподдельной женственности.
Его маленькая Наташа — «порох», она все время в движении, полна жизни, за один день именин она успевает столько, что удивляешься — как такое возможно? Ей словно хочется жить и чувствовать за всех, во всем принять активное участие, и именно такой она предстает при первой встрече. Автор отмечает, что неистребимая жажда жизни Наташи Ростовой каким-то образом влияла на людей, которые находились рядом с ней. А как прекрасна Наташа во время первого в своей жизни бала! Как искренна она в своих тревогах и мечтах, в своей надежде понравиться!
Еще большее впечатление на читателей производит героиня в состоянии любви. Любить и быть любимой — это потребность, необходимая ей как воздух. В любви она преображается, становится более сдержанной, задумчивой, серьезной. Кроме того, мы видим, как любовь Наташи повлияла на Андрея Болконского, переживавшего тяжелый жизненный кризис.
реживавшего тяжелый жизненный кризис. Андрей словно пробудился ото сна, а ночь, проведенная в Отрадном, сыграла важную роль в его дальнейшей судьбе. Светлый, поэтически окрашенный мир Наташи помогает ему заглянуть в себя, почувствовать жизнь пo-новому и изменить свое отношение ко многим вещам.
Но даже во влюбленном состоянии Наташа — все еще наивный ребенок, доверчивость которого коварно используют такие, как Анатоль и Элен Курагины. Поэтому требуется время, чтобы беспечная и вечно восторженная юная девочка превратилась в настоящую Наталью Ростову— преданную и внимательную дочь, любящую и верную жену, заботливую мать. И Наташа проходит немало испытаний, прежде чем стать по-настоящему взрослой и духовно вырасти: она получает первый в жизни жестокий урок, познав боль предательства, она переживает потерю любимого человека, а потом — гибель брата. Одна за другой на долю хрупкой девушки сваливаются беды, и, кажется, тяжелые удары судьбы должны сломить ее. Но нет, напротив, именно несчастья пробуждают в ней любовь к людям, к жизни.
В атмосфере событий 1812 года проявляются новые черты внутреннего образа героини: раскрывается сила ее характера, чувство сострадания и взаимопомощи (в сцене отправки раненых из Москвы, в заботе о родителях и т. п.). Еще более привлекает Наташа в эпилоге: она — прекрасная мать четверых детей, жена, преданная своему мужу во всем и счастливая с ним. Для нее нет ничего важнее, чем дом и семья, и это лучший период ее жизни. На мой взгляд, в образе Натальи Ростовой Толстой воплотил лучшие черты национального женского характера.
Их пути — разные, но вместе с тем в них много общего. И, в частности, сходство заключается в их душевных мытарствах, в борьбе. У Пьера — с собственной слабостью характера, трусостью, излишней доверчивостью и идейным бездорожьем. У Андрея Болконского—с гордостью, надменностью, честолюбием и призрачными устремлениями к славе.
Пьер Безухов — один из центральных, наиболее привлекательных героев романа. Его образ, как и образ Андрея Болконского, изображен в постоянной динамике. Писатель делает акцент на почти детской доверчивости, доброте и искренности помыслов своего героя, и поначалу Пьер представлен растерянным, пассивным, абсолютно бездеятельным молодым человеком. Пьер очевидно не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, присутствующих в салоне Шерер. Кроме того, Безухое равнодушен к деньгам и роскоши, он бескорыстен и, несмотря ни на что, остро чувствует границу между невинными шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь.
В переломные минуты жизни проявляются сильная воля и самые лучшие стороны характера Пьера, и тогда он способен на многое. Кто бы мог подумать, что Пьер Безухов, этот мягкий и безвольный человек, впоследствии должен предстать организатором тайного общества «независимых и свободных людей» и в дальнейшем будет обвинять царя в бездействии, резко критиковать общественный строй, реакцию и аракчеевщину и вести за собой огромные массы людей?
Как и Пьер, Андрей Болконский с первых строк выделяется из общей толпы действующих лиц романа тем, что он неуютно чувствует себя в светской среде. Он ощущает собственное важное предназначение. Он предстает как культурный, образованный, цельный человек — один из лучших представителей дворянского общества той эпохи. Особенно поражает его любовь к труду, стремление к полезной, активной деятельности. Андрея тяготит спокойная семейная жизнь и занятия пустыми общественными делами, его душа рвется к чему-то значительному, он мечтает о великих подвигах, «о своем Тулоне», о славе.
двигах, «о своем Тулоне», о славе. Именно с этой целью Болконский решает идти на войну с Наполеоном и объясняет Пьеру причину своего решения такими словами: «Жизнь, которую я веду здесь, — не по мне».
Но ему суждено разочароваться в своем кумире Наполеоне, пережить смерть жены и чудом самому остаться в живых после битвы, а кроме того, пережить настоящую любовь к Наташе и смириться с ее потерей. После всего этого Андрей теряет веру в себя, чтобы потом снова обрести смысл в жизни и воспрять духом. Оказавшись снова в центре военных событий, но уже не в поисках славы и подвига, Андрей меняется внешне и внутренне. Защищая семью, Болконский желает уничтожить врага всего русского народа и ощущает свою пользу и нужность.
Так, освободившись от уплетающей лжи светского общества и попав в сложные военные условия, оказавшись в среде простых русских солдат, Пьер и Андрей начинают чувствовать вкус жизни, обретают душевное спокойствие. Пройдя тяжелый путь ошибок и собственных заблуждений, эти два героя находят самих себя, сохраняя при этом свою природную сущность и не поддаваясь влиянию общества.
Идеалом женщины для Толстого является героиня романа «Война и мир» Наташа Ростова. С первых строк мы видим, насколько симпатизирует ей писатель, который старался показать свою любимую героиню в самых ярких моментах ее жизни. Наташа Ростова сразу привлекает к себе внимание как искренняя и глубоко чувствительная натура, в которой заложены лучшие человеческие качества: жизнелюбие, доброта, искренность, наивность, способность к самопожертвованию и состраданию, умение любить, радоваться жизни и дарить свою любовь и радость окружающим.
Автор признается в том, что его любимица не обладает безупречной внешностью. Поначалу она худенькая и хрупкая, похожая на гадкого утенка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», а позже — располневшая, слегка неухоженная женщина. Но Толстой убеждает читателей в том, что мраморная красота Элен Курагиной — ничто по сравнению с миловидностью, природным обаянием и очарованием Натальи Ростовой, красоте которой — в простоте, в естественности, в непосредственности и неподдельной женственности.
Его маленькая Наташа — «порох», она все время в движении, полна жизни, за один день именин она успевает столько, что удивляешься — как такое возможно? Ей словно хочется жить и чувствовать за всех, во всем принять активное участие, и именно такой она предстает при первой встрече. Автор отмечает, что неистребимая жажда жизни Наташи Ростовой каким-то образом влияла на людей, которые находились рядом с ней. А как прекрасна Наташа во время первого в своей жизни бала! Как искренна она в своих тревогах и мечтах, в своей надежде понравиться!
Еще большее впечатление на читателей производит героиня в состоянии любви. Любить и быть любимой — это потребность, необходимая ей как воздух. В любви она преображается, становится более сдержанной, задумчивой, серьезной. Кроме того, мы видим, как любовь Наташи повлияла на Андрея Болконского, переживавшего тяжелый жизненный кризис.
реживавшего тяжелый жизненный кризис. Андрей словно пробудился ото сна, а ночь, проведенная в Отрадном, сыграла важную роль в его дальнейшей судьбе. Светлый, поэтически окрашенный мир Наташи помогает ему заглянуть в себя, почувствовать жизнь пo-новому и изменить свое отношение ко многим вещам.
Но даже во влюбленном состоянии Наташа — все еще наивный ребенок, доверчивость которого коварно используют такие, как Анатоль и Элен Курагины. Поэтому требуется время, чтобы беспечная и вечно восторженная юная девочка превратилась в настоящую Наталью Ростову— преданную и внимательную дочь, любящую и верную жену, заботливую мать. И Наташа проходит немало испытаний, прежде чем стать по-настоящему взрослой и духовно вырасти: она получает первый в жизни жестокий урок, познав боль предательства, она переживает потерю любимого человека, а потом — гибель брата. Одна за другой на долю хрупкой девушки сваливаются беды, и, кажется, тяжелые удары судьбы должны сломить ее. Но нет, напротив, именно несчастья пробуждают в ней любовь к людям, к жизни.
В атмосфере событий 1812 года проявляются новые черты внутреннего образа героини: раскрывается сила ее характера, чувство сострадания и взаимопомощи (в сцене отправки раненых из Москвы, в заботе о родителях и т. п.). Еще более привлекает Наташа в эпилоге: она — прекрасная мать четверых детей, жена, преданная своему мужу во всем и счастливая с ним. Для нее нет ничего важнее, чем дом и семья, и это лучший период ее жизни. На мой взгляд, в образе Натальи Ростовой Толстой воплотил лучшие черты национального женского характера.