Русские сочинения
-
Толстой Л.Н.
-
Война и мир
-
Портрет княжны Марьи в романе Л. Толстого «Война и мир»
Портрет княжны Марьи в романе Л. Толстого «Война и мир»
В романе «Война и мир» Толстой рисует, мастерски и убедительно, несколько типов женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа, становящаяся в эпилоге романа «плодовитой самкой»; красивая, развращенная и глупая Элен Курагина, воплотившая в себе все достоинства и недостатки столичного общества; княгиня Друбецкая — мать-наседка; юная «маленькая княгиня» Лиза Болконская — нежный и скорбный ангел повествования и, наконец, княжна Марья, сестра князя Андрея.
Княжна безвыездно живет в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант.
А вот портрет княжны: «Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо». И далее Толстой словно поражен увиденным: «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
Наряду с князем Андреем, княжна Марья показана нам в романе как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип.
Одновременно, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном бессознательном ожидании любви и семейного счастья. То, что глаза — зеркало души, общее место. Но душа княжны действительно прекрасна, добра и нежна. И это ее светом лучатся глаза Марьи.
Княжна Марья умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентрическое поведение отца, его издевки и насмешки, не переставая бесконечно глубоко и сильно любить его. Она любит «маленькую княгиню», любит своего племянника Николая, любит предавшую ее компаньонку-француженку, любит своего брата Андрея, любит, не умея выказать это, Наташу, любит порочного Анатоля Курагина. Ее любовь такова, что все, находящиеся рядом, подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней.
Толстой наделяет княжну Марью удивительной судьбой. Он реализует для нее любые, самые смелые романтические грезы провинциальной барышни. Она переживает измену и смерть близких, ее вызволяет из рук врагов бравый гусар Николай Ростов, ее будущий муж (как тут не вспомнить Козьму Пруткова: «Если хочешь быть красивым — иди в гусары»). Долгое томление взаимной влюбленности и ухаживаний и в конце — свадьба и счастливая семейная жизнь.
Иногда складывается впечатление, что автор изящно и умно пародирует бесчисленные французские романы, которые были неотъемлемой частью «женского мира» и оказывали значительное влияние на формирование духовного мира русской барышни начала XIX века. Конечно, это не прямая пародия. Толстой слишком велик для этого. Особым литературным приемом он всякий раз выводит княжну Марью за пределы сюжета. Всякий раз здраво и логично она осмысливает любое «романтическое» или близкое к этому сочетание событий. (Вспомним ее реакцию на интрижку Анатоля Курагина и француженки Бурьен.
толя Курагина и француженки Бурьен.)
Ее ум позволяет ей стоять обеими ногами на земле. Ее развитая романами мечтательность позволяет ей видеть некую параллельную, вторую, «романтическую» реальность.
Ее религиозность проистекает из ее нравственного чувства, она добросердечна и открыта миру.
Несомненно, в этом контексте привлекает внимание литературная предшественница княжны Марьи. Это, конечно же, Лизанька из «Пиковой дамы» Пушкина. В некоторых случаях рисунок их судеб совпадает до мелочей. «Лизавета Ивановна была домашней мученицею, — пишет Пушкин. — Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора». Как тут ни вспомнить жизнь княжны Марьи с ее отцом в Лысых Горах и в Москве!
В образе княжны Марьи гораздо меньше литературной типичности и гораздо больше живой трепетной души и человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей романа. В ее судьбе вместе с автором живое участие принимаем и мы, читатели. Во всяком случае, истинное удовольствие доставляет описание ее уютного семейного счастья с ограниченным, но глубоко любимым мужем среди детей, родных и близких.Огромная популярность таланта Льва Толстого давно перешагнула границы нашей страны. Его знает весь мир. Недаром Горький писал: «Не зная Толстого, Достоевского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». В чем причина непреходящего интереса к роману? Что заставляет обращаться к нему людей разных наций, отдаленных от его героев и временем, и социальной средой, и другими проблемами. Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой — Россия. На страницах романа оживает история, встают люди во плоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями, любовью и ненавистью, с победами и поражениями, творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью.
Герои «Войны и мира», как положительные, так и отрицательные, относятся прежде всего к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему чертами: паразитизмом, безнравственностью, невежеством, полной отчужденностью от народа. Заслуга писателя в том, что он, беспощадно рисуя дворянское общество, показал и немногочисленные семьи лучших дворян, в том числе и просвещенную их часть (Болконские и Безуховы).
Все передовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как правило, у Толстого образы положительные обладают именно чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с «большим миром», который Толстой рисует отрицательно.
Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе прежде всего черты своего класса. Толстой подчеркивает, что каждый его герой — порождение среды, плотьот плоти ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде.
от плоти ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. По мнению Толстого, Наташа — это идеал женщины. Это богатая, щедро одаренная натура. Откуда взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка? Семья Ростовых, как и семья Болконских, резко выделяется среди обычных дворянских семей. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов и другие передовые люди XIX века. Уклад жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии — все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. Самая яркая черта в Наташе — это поэтическое мироощущение, душевная доброта, открытость для каждого, кто ее окружает.
Появившись впервые на балу, Наташа оказывается так мало похожей на светских барышень, что уже там отчетливо проявляется контраст между ней и светом. Едва перешагнув через порог «взрослой жизни», Наташа оказывается обманутой. К Ростпвым, и прежде всего к общей любимице Наташе, тянутся лучшие люди — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Увлечение Наташи Анатолем Курагиным, этим пустым светским человеком, говорит о ее неопытности. Наташа — натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце. Наташа — это пленительный образ русской женщины, одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлекает ее, и в этом помогает ему его развратная сестра Элен Курагина. После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не одержал над нею победы.
Наташа принимает активное участие в событиях 1812 года. Широта, независимость, смелость, страстное отношение ко всем явлениям жизни — таковы черты, наполняющие этот образ. Он пленял современников и пленяет нас.
Особняком стоит в семье Ростовых Вера — старшая сестра Наташи. Холодная, недобрая, она в доме Ростовых — тело инородное. Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье, завершает галерею семьи Ростовых.Так же, как и Наташа Ростова, княгиня Марья — представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX века. Образ этот необыкновенно сложный. По художественной яркости он занимает одно из первых мест среди героев Толстого. Нравственная высота, сила характера, женственность выделяют княгиню Марью среди многих женских персонажей мировой литературы. Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и противоречивость, необыкновенно поэтическим, цельным, законченным, обаятельным. Княгиня Марья — художественное воплощение толстовского идеала женственности. Лучшие представители дворянства, и среди них Наташа и княгиня Марья, как правило, щедро одаренные натуры. Они выделяются из среды своего класса прежде всего гуманностью, подлинным патриотизмом, высокой моралью. В них ярко проявляются черты русского характера. И в этом большая заслуга Толстого.
ом большая заслуга Толстого.
Княжна безвыездно живет в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант.
А вот портрет княжны: «Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо». И далее Толстой словно поражен увиденным: «Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
Наряду с князем Андреем, княжна Марья показана нам в романе как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип.
Одновременно, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном бессознательном ожидании любви и семейного счастья. То, что глаза — зеркало души, общее место. Но душа княжны действительно прекрасна, добра и нежна. И это ее светом лучатся глаза Марьи.
Княжна Марья умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентрическое поведение отца, его издевки и насмешки, не переставая бесконечно глубоко и сильно любить его. Она любит «маленькую княгиню», любит своего племянника Николая, любит предавшую ее компаньонку-француженку, любит своего брата Андрея, любит, не умея выказать это, Наташу, любит порочного Анатоля Курагина. Ее любовь такова, что все, находящиеся рядом, подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней.
Толстой наделяет княжну Марью удивительной судьбой. Он реализует для нее любые, самые смелые романтические грезы провинциальной барышни. Она переживает измену и смерть близких, ее вызволяет из рук врагов бравый гусар Николай Ростов, ее будущий муж (как тут не вспомнить Козьму Пруткова: «Если хочешь быть красивым — иди в гусары»). Долгое томление взаимной влюбленности и ухаживаний и в конце — свадьба и счастливая семейная жизнь.
Иногда складывается впечатление, что автор изящно и умно пародирует бесчисленные французские романы, которые были неотъемлемой частью «женского мира» и оказывали значительное влияние на формирование духовного мира русской барышни начала XIX века. Конечно, это не прямая пародия. Толстой слишком велик для этого. Особым литературным приемом он всякий раз выводит княжну Марью за пределы сюжета. Всякий раз здраво и логично она осмысливает любое «романтическое» или близкое к этому сочетание событий. (Вспомним ее реакцию на интрижку Анатоля Курагина и француженки Бурьен.
толя Курагина и француженки Бурьен.)
Ее ум позволяет ей стоять обеими ногами на земле. Ее развитая романами мечтательность позволяет ей видеть некую параллельную, вторую, «романтическую» реальность.
Ее религиозность проистекает из ее нравственного чувства, она добросердечна и открыта миру.
Несомненно, в этом контексте привлекает внимание литературная предшественница княжны Марьи. Это, конечно же, Лизанька из «Пиковой дамы» Пушкина. В некоторых случаях рисунок их судеб совпадает до мелочей. «Лизавета Ивановна была домашней мученицею, — пишет Пушкин. — Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора». Как тут ни вспомнить жизнь княжны Марьи с ее отцом в Лысых Горах и в Москве!
В образе княжны Марьи гораздо меньше литературной типичности и гораздо больше живой трепетной души и человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей романа. В ее судьбе вместе с автором живое участие принимаем и мы, читатели. Во всяком случае, истинное удовольствие доставляет описание ее уютного семейного счастья с ограниченным, но глубоко любимым мужем среди детей, родных и близких.Огромная популярность таланта Льва Толстого давно перешагнула границы нашей страны. Его знает весь мир. Недаром Горький писал: «Не зная Толстого, Достоевского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». В чем причина непреходящего интереса к роману? Что заставляет обращаться к нему людей разных наций, отдаленных от его героев и временем, и социальной средой, и другими проблемами. Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой — Россия. На страницах романа оживает история, встают люди во плоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями, любовью и ненавистью, с победами и поражениями, творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью.
Герои «Войны и мира», как положительные, так и отрицательные, относятся прежде всего к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему чертами: паразитизмом, безнравственностью, невежеством, полной отчужденностью от народа. Заслуга писателя в том, что он, беспощадно рисуя дворянское общество, показал и немногочисленные семьи лучших дворян, в том числе и просвещенную их часть (Болконские и Безуховы).
Все передовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как правило, у Толстого образы положительные обладают именно чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с «большим миром», который Толстой рисует отрицательно.
Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе прежде всего черты своего класса. Толстой подчеркивает, что каждый его герой — порождение среды, плотьот плоти ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде.
от плоти ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. По мнению Толстого, Наташа — это идеал женщины. Это богатая, щедро одаренная натура. Откуда взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка? Семья Ростовых, как и семья Болконских, резко выделяется среди обычных дворянских семей. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов и другие передовые люди XIX века. Уклад жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии — все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. Самая яркая черта в Наташе — это поэтическое мироощущение, душевная доброта, открытость для каждого, кто ее окружает.
Появившись впервые на балу, Наташа оказывается так мало похожей на светских барышень, что уже там отчетливо проявляется контраст между ней и светом. Едва перешагнув через порог «взрослой жизни», Наташа оказывается обманутой. К Ростпвым, и прежде всего к общей любимице Наташе, тянутся лучшие люди — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Увлечение Наташи Анатолем Курагиным, этим пустым светским человеком, говорит о ее неопытности. Наташа — натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце. Наташа — это пленительный образ русской женщины, одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлекает ее, и в этом помогает ему его развратная сестра Элен Курагина. После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не одержал над нею победы.
Наташа принимает активное участие в событиях 1812 года. Широта, независимость, смелость, страстное отношение ко всем явлениям жизни — таковы черты, наполняющие этот образ. Он пленял современников и пленяет нас.
Особняком стоит в семье Ростовых Вера — старшая сестра Наташи. Холодная, недобрая, она в доме Ростовых — тело инородное. Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье, завершает галерею семьи Ростовых.Так же, как и Наташа Ростова, княгиня Марья — представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX века. Образ этот необыкновенно сложный. По художественной яркости он занимает одно из первых мест среди героев Толстого. Нравственная высота, сила характера, женственность выделяют княгиню Марью среди многих женских персонажей мировой литературы. Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и противоречивость, необыкновенно поэтическим, цельным, законченным, обаятельным. Княгиня Марья — художественное воплощение толстовского идеала женственности. Лучшие представители дворянства, и среди них Наташа и княгиня Марья, как правило, щедро одаренные натуры. Они выделяются из среды своего класса прежде всего гуманностью, подлинным патриотизмом, высокой моралью. В них ярко проявляются черты русского характера. И в этом большая заслуга Толстого.
ом большая заслуга Толстого.