Правда о войне в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
В центре романа-эпопеи «Война и мир» — подлинные исторические события начала XIX века: войны и мирные переговоры, военные советы и смотры. В первой части произведения Л.Н.Толстой повествует о заграничных походах русской армии 1805-1807 годов.
Не случайно писатель подробно описывает начальный этап кампании – сцену смотра людей и снаряжения в Браунау. Солдаты после утомительного перехода из России в Австрию «не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились». И тем не менее «больше чем у половины людей сапоги были разбиты». Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Дело было не только в плохом снаряжении, обмундировании, нехватке продовольствия. Разговоры солдат свидетельствуют о том, что они не понимают целей войны и взаимоотношений с союзниками и противником. Эта война не была для них священным и необходимым делом. К ней отрицательно относился главнокомандующий Кутузов, а австрийское командование оказалось бездарным. Все это предопределило сложную обстановку, в которую попала русская армия.
Толстому важно доказать, что война – жестокое, бесчеловечное, бессмысленное явление. Поэтому большая часть эпизодов в первом томе иллюстрирует именно эту мысль писателя. Война в романе показана не в героическом плане. Писатель акцентирует внимание на «крови, страданиях, смерти».
Л.Н.Толстой часто показывает происходящее через восприятие Николая Ростова, впервые принимающего участие в военных действиях. Герой имел романтическое представление о войне. Уже в первом бою он столкнулся с жестокой реальностью. Ростов надеялся изведать наслаждение атаки, про которое так много слышал от товарищей. «Ох, как я рубану… Попадись теперь кто бы ни был», — думает он. Но действительность оказалась проще, будничнее и драматичнее мечты. Под Николаем в атаке убило лошадь, его ранило в левую руку, французские солдаты приближались к нему, чтобы взять в плен или убить. Все это кажется молодому человеку дурным сном. Николай спасся тем, что схватил пистолет и бросил им в француза, а сам побежал к кустам «с чувством зайца, убегающего от собак». Стоны, страдания, смерть, страх, черная изнанка войны – вот что открылось Ростову. Через некоторое время восторженный юноша, здоровый, румяный, превратился в бледного раненого. Во время отступления армии Николай не мог идти и просит посадить его на орудие. Везде он получает отказ, и только капитан Тушин спасает раненого юнкера. Не получив медицинской помощи, Ростов ужасно страдал, испытывал не только тяжелые физические муки, но и нравственные. Он ощутил чувство одиночества и подумал: «И зачем я пошел сюда!» Впоследствии Николай Ростов научился преодолевать свой страх, стал отличным офицером.
Толстой правдиво изображает военную обстановку, показывает истинных героев и приспособленцев, карьеристов, трусов. Скромные «труженики войны» — капитан Тушин и капитан Тимохин. В Шенграбенском сражении на самом жаркомучастке, без прикрытия находилась батарея Тушина.
участке, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Он честно выполнял тяжелую будничную работу. Этот скромный, но решительный, мужественный человек, не теряется в сложных обстоятельствах боя, своей инициативой решает исход сражения.
Для Жеркова главное в военной кампании – не упустить шанс, «получить бантик». Багратион послал его с важным поручением к генералу левого фланга. Однако «на него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно». Жерков не передал приказания немедленно отступать, и из-за этого французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов. Зато после сражения на совещании у Багратиона Жерков активно делится впечатлениями, но то, что он говорил, «была ложь, ни на чем не основанная».
В отличие от этого ловкого штабного офицера Тушин в присутствии начальства неловок, стеснителен, не умеет подать себя в выгодном свете. В нем живет великая сила долга, это и есть для него и для Толстого норма поведения человека в бою.
Русские солдаты и офицеры в Австрии проявили чудеса храбрости, героизма, но никому не нужная война привела к бесславному поражению в Аустерлицком сражении. Война для Толстого – страшное явление, он не принимает уничтожения человеческой жизни. Походы в Австрии были затеяны ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов. Они были непонятны и не нужны народу и потому завершились Аустерлицем.
Картины тяжелых сражений дополняются сценами увечий, мучительной смерти, беспорядка и неразберихи. И после Аустерлица русская армия участвовала в бессмысленной войне долгие два года. Так, автор упоминает, что полк, в котором служил Николай Ростов, «от голода и болезней потерял почти половину людей», и что «общее дело войны шло плохо».
Толстой считает, что война – «самое гадкое дело в жизни», но убежден, что если на страну напал враг, то необходимо его уничтожить. В этом случае кровавые действия оправдываются святой целью. Отечественная война 1812 года – освободительная для русского народа. Однако Толстой остается верен своему замыслу – показать ужас убийства одних людей другими. Бородинское сражение поэтому не случайно представлено глазами Пьера Безухова, человека не военного и непредубежденного. Сражение, свидетелем которого он был, заставило его содрогнуться при виде крови и человеческих страданий. «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что сделали!» — думал Пьер. Пьер понял, что война – не праздник со знаменами и красивыми мундирами, а грязное, кровавое дело. Метафора «толпы носилок с ранеными и убитыми» позволяет автору передать масштаб людских потерь.
Гуманизм Толстого выявляется в его знаменитой фразе, ставшей афоризмом: война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Толстой достоверно изображает военные действия, ужасы бойни, для того чтобы никто не захотел ее повторения.
йни, для того чтобы никто не захотел ее повторения.
Не случайно писатель подробно описывает начальный этап кампании – сцену смотра людей и снаряжения в Браунау. Солдаты после утомительного перехода из России в Австрию «не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились». И тем не менее «больше чем у половины людей сапоги были разбиты». Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Дело было не только в плохом снаряжении, обмундировании, нехватке продовольствия. Разговоры солдат свидетельствуют о том, что они не понимают целей войны и взаимоотношений с союзниками и противником. Эта война не была для них священным и необходимым делом. К ней отрицательно относился главнокомандующий Кутузов, а австрийское командование оказалось бездарным. Все это предопределило сложную обстановку, в которую попала русская армия.
Толстому важно доказать, что война – жестокое, бесчеловечное, бессмысленное явление. Поэтому большая часть эпизодов в первом томе иллюстрирует именно эту мысль писателя. Война в романе показана не в героическом плане. Писатель акцентирует внимание на «крови, страданиях, смерти».
Л.Н.Толстой часто показывает происходящее через восприятие Николая Ростова, впервые принимающего участие в военных действиях. Герой имел романтическое представление о войне. Уже в первом бою он столкнулся с жестокой реальностью. Ростов надеялся изведать наслаждение атаки, про которое так много слышал от товарищей. «Ох, как я рубану… Попадись теперь кто бы ни был», — думает он. Но действительность оказалась проще, будничнее и драматичнее мечты. Под Николаем в атаке убило лошадь, его ранило в левую руку, французские солдаты приближались к нему, чтобы взять в плен или убить. Все это кажется молодому человеку дурным сном. Николай спасся тем, что схватил пистолет и бросил им в француза, а сам побежал к кустам «с чувством зайца, убегающего от собак». Стоны, страдания, смерть, страх, черная изнанка войны – вот что открылось Ростову. Через некоторое время восторженный юноша, здоровый, румяный, превратился в бледного раненого. Во время отступления армии Николай не мог идти и просит посадить его на орудие. Везде он получает отказ, и только капитан Тушин спасает раненого юнкера. Не получив медицинской помощи, Ростов ужасно страдал, испытывал не только тяжелые физические муки, но и нравственные. Он ощутил чувство одиночества и подумал: «И зачем я пошел сюда!» Впоследствии Николай Ростов научился преодолевать свой страх, стал отличным офицером.
Толстой правдиво изображает военную обстановку, показывает истинных героев и приспособленцев, карьеристов, трусов. Скромные «труженики войны» — капитан Тушин и капитан Тимохин. В Шенграбенском сражении на самом жаркомучастке, без прикрытия находилась батарея Тушина.
участке, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Он честно выполнял тяжелую будничную работу. Этот скромный, но решительный, мужественный человек, не теряется в сложных обстоятельствах боя, своей инициативой решает исход сражения.
Для Жеркова главное в военной кампании – не упустить шанс, «получить бантик». Багратион послал его с важным поручением к генералу левого фланга. Однако «на него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно». Жерков не передал приказания немедленно отступать, и из-за этого французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов. Зато после сражения на совещании у Багратиона Жерков активно делится впечатлениями, но то, что он говорил, «была ложь, ни на чем не основанная».
В отличие от этого ловкого штабного офицера Тушин в присутствии начальства неловок, стеснителен, не умеет подать себя в выгодном свете. В нем живет великая сила долга, это и есть для него и для Толстого норма поведения человека в бою.
Русские солдаты и офицеры в Австрии проявили чудеса храбрости, героизма, но никому не нужная война привела к бесславному поражению в Аустерлицком сражении. Война для Толстого – страшное явление, он не принимает уничтожения человеческой жизни. Походы в Австрии были затеяны ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов. Они были непонятны и не нужны народу и потому завершились Аустерлицем.
Картины тяжелых сражений дополняются сценами увечий, мучительной смерти, беспорядка и неразберихи. И после Аустерлица русская армия участвовала в бессмысленной войне долгие два года. Так, автор упоминает, что полк, в котором служил Николай Ростов, «от голода и болезней потерял почти половину людей», и что «общее дело войны шло плохо».
Толстой считает, что война – «самое гадкое дело в жизни», но убежден, что если на страну напал враг, то необходимо его уничтожить. В этом случае кровавые действия оправдываются святой целью. Отечественная война 1812 года – освободительная для русского народа. Однако Толстой остается верен своему замыслу – показать ужас убийства одних людей другими. Бородинское сражение поэтому не случайно представлено глазами Пьера Безухова, человека не военного и непредубежденного. Сражение, свидетелем которого он был, заставило его содрогнуться при виде крови и человеческих страданий. «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что сделали!» — думал Пьер. Пьер понял, что война – не праздник со знаменами и красивыми мундирами, а грязное, кровавое дело. Метафора «толпы носилок с ранеными и убитыми» позволяет автору передать масштаб людских потерь.
Гуманизм Толстого выявляется в его знаменитой фразе, ставшей афоризмом: война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Толстой достоверно изображает военные действия, ужасы бойни, для того чтобы никто не захотел ее повторения.
йни, для того чтобы никто не захотел ее повторения.