Русские сочинения - Толстой Л.Н. - Война и мир - Принципы психологического анализа в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Принципы психологического анализа в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Принципыпсихологического анализа в романе Л. Н.Толстого «Война и мир»
Философскому, историческому роману-эпопееЛ.Н. Толстого «Война и
мир» присущи также и черты романапсихологического.
Страница за страницей раскрываются передчитателем характеры героев
Толстого в их похожести и разнообразии,статичности или
изменяемости.
Одним из ценнейших свойств человекаТолстой считал способность к
внутреннему изменению, стремление ксамосовершенствованию, к
нравственному поиску. Любимые героиТолстого меняются, нелюбимые
— статичны. Психологический рисунокпоследних предельно прост, и
они во многом похожи друг на друга.Показательно, что все они
красивы, но красивы мертвенной, застывшейкрасотой. Они всегда
одинаковы. Для психологического анализаэтих героев автор использует
повторяющиеся детали, и много раз проходятперед читателем, вызывая
раздражение: плоское самодовольное лицокнязя Василия, кудри
красавца Анатоля, мраморно-белыеобнаженные плечи Элен.
В отличие от нелюбимых любимые героиТолстого обычно некрасивы
внешне, но наделены внутренней красотой.Они способны к
самосовершенствованию, к нравственным,духовным исканиям. Им
свойствен самоанализ. Вспомним поведениегероев романа во время
Шенграбенского сражения. Настоящие героидля Толстого те, в чьей
внешности подчеркнуто все негероическое,кто винит себя, а не других,
кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князьАндрей,
преодолевающий свой страх — герои.Хвастливый и самоуверенный
Жерехов только кажется героем.
Способность к самосовершенствованиюпоказана автором на примере
Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного,важного,
непреходящего в жизни они постепенновыходят из-под влияния
системы ложных ценностей. Пьерразочаровывается в масонстве, князь
Андрей — в государственной службе.
Толстой первым в русской литературыизобразил мгновения изменения
душевных состояний своих героев, открыл то,что впоследствии
Чернышевский назвал «диалектикой души».Вспомним, к примеру, ту
сцену в романе, в которой Николай,проигравший Долохову огромную
сумму денег, возвращается домой в состоянииполного душевного
смятения и, услышав пение Наташи, понимает,что это важно всегда, а
все остальное — преходяще. Для князя Андреятакими моментами
душевных перемен становятся Аустерлиц сего небом и болезнь сына с
пологом над детской кроваткой, когда князюАндрею открывается
новый взгляд на жизнь.
Важным для раскрытия психологии героевявляется для Толстого их
отношение к другим людям, способностьотречься от себя, покаратаевски разлившись маленькой каплей вморе человеческих
жизней, а также отношение людей к вечнымчеловеческим ценностям:
любви, природе, искусству, семье. Героинелюбимые показаны в отрыве
от всего этого — например, семья Курагиных,которую и семьей назвать
сложно. Ведь их объединение лишено, повыражению С. Бочарова, той
«родовой поэзии», которая свойственнасемьям. Ростовых и
Болконских, где отношения строятся на любвии самоотдаче. Их
объединяет только животное родство, онидаже не воспринимают себя
как близких людей (достаточно вспомнитьнездоровый эротизм в
отношениях Анатоля и Элен, ревность старойкнягини к дочери и
признание князя Василия в том, что он лишен«шишки родительской
любви» и дети — «обуза егосуществования»). Можно также вспомнить о
бездетной Шерер и о слезах растроганногоНаполеона, когда тот глядит
на портрет сына (любовь — явно не самоеглавное чувство, которое он
при этом испытывает).
Любимые герои Толстого — плоть от плотиприроды. Все, что
происходит в природе, находит отклик в ихдушах. Героям открывается
их «собственное» небо, с которымсвязаны важные, порой эпохальные
перемены в их душах.
Важный принцип психологического анализа — изображение снов. Так,
сны Пьера, например, очень умственны,рассудочны. В них он видит
свои слабости, в них к нему проходят решения.В сне князя Андрея
раскрываются те противоречия, которые длянего неразрешимы, жизнь
с которыми делается невозможной. Сон Пети — сон светлый,
гармоничный, сон Николая Болконского — сон«болконский»,
рассудочный, проблематичный.
Толстой показывает своих героев в ихотношении к искусству, которое
выявляет у одних фальшь и бездуховность, удругих -тонкость
душевного восприятия и глубину чувств.Вспомним о роли музыки в
доме Ростовых, об оперном спектакле,показанном сквозь призму
восприятия Наташи.
Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой,Андрея Болконского знают
даже те, кто не читал «Войны и мира». Мнекажется, причина этого в
том, что автору романа удалось сделатьсвоих героев необыкновенно
живыми, а характеры их — психологическидостоверными,
многогранными.