Путь Пьера Безухова к счастью.
Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать
и опять бросать, и вечно бороться и лишаться.А спокойствие-душевная подлость. Л.Н.Толстой Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого со-стояла из нравственных исканий.Всю жизньон повторял одну и ту же молитву:«Госпо-ди! Научи меня жить!» Романы свидетель-ствуют о бесконечной душевной борьбе пи-сателя. Задумав писать роман о декабрис-те, вернувшемся из ссылки, он понял, чтодля раскрытия внутреннего мира героевему надо вернуться на несколько лет на-зад и окунуться в общество 1812 года.Норабота с историческими книгами и архива-ми заставила его вернуться к 1805 году.Главной задачей Толстого было раскрытиевнутренней жизни героев.«Люди, как ре-ки...»,-говорил он, подчёркивая этим сра-внением необъятность, сложность челове-ческой души, изменчивость и непрерывноеразвитие внутренней жизни.Духовная кра-сота любимых героев Льва Николаевичапроявляется в непрерывной внутреннейборьбе мыслей и чувств, в неустанных по-исках смысла жизни, в мечтах о деятельно-сти для пользы народа. На Пьера, которогоон задумал как декабриста, Толстой потра-тил лучшие краски души своей.Безуховищет ответ на вопрос, поставленный передним эпохой 60-х годов: что делать? Чемупосвятить жизнь?«Он так всеми силами души своей всегдаискал одного: быть вполне хорошим»,-этислова Пьера, сказанные об Андрее Болкон-ском, относятся и к самому Пьеру.Впервыевстречаясь с ним в салоне Шерер, мы чув-ствуем, что этот неуклюжий молодой чело-век, как инородное тело, не в своей среде, выглядит довольно нелепо.Он слишком ис-кренен и естественен, чтобы скрывать своичувства за непроницаемой маской и сдер-живать эмоции.Он не защищён от ошибок и, как многие молодые люди того времени, во-схищаются Наполеоном. А защищая передярыми монархистами идеи французской ре-волюции, он заходит так далеко, что совсемуже не вписывается в это высокомерное, презрительно относящиеся ко всему общес-тво, и Анна Шерер вынуждена впихнуть Пье-ра в нужные рамки.В отличии от него Ан-дрей Болконский уже устал от всего истремится на войну, надеясь найти тамприменение себе и совершить подвиг, до-быть славу себе, а, следовательно, и оте-честву.Со сдержанно презрительной улыб-кой прохаживается он между опостылившимиему людьми, лишь встретив Пьера, он стано-вится немного теплее и доброжелательнее.Чувствуя себя довольно неуютно в салонеАнны Шерер, Пьер тратит свои силы на раз-гул в компании Долохова и Курагина, где«золотая молодёжь»веселится, как ей угод-но, доходя до безрассудства.Описывая раз-влечения молодых людей, Толстой невольносравнивает их с помещением, в котором онисобираются.Сначала этот зал, освещённыйбогатыми люстрами, сверкает своей изыс-канностью, белизной и богатством. Столы, покрытые белыми, накрахмаленными скатер-тями, ломятся под тяжестью аккуратно, строго симметрично расставленной сереб-ряной посуды.С иголочки одетые молодыелюди рассаживаются за столы. Но черезполчаса комната в нечто, очень похожее нахлев.Молодые люди, отбросив все приличия,+пьют вино, закусывая его жирным мясом, спорят, ставят об заклад.Сам Долохов, пос-порив, что выпьет бутылку вина, стоя накарнизе, уже выиграл спор и принялся зановое развлечение.Но когда Пьер решилиспытать себя, его остановили и успокои-ли.Этим писатель хотел подчеркнуть, чтоПьера любили и уважали… Молодой человек мечется, ошибается, совер-шает одну из самых страшных ошибок- свя-зывает свою жизнь с Элен. Воспользовав-шись его детской беспомощностью в вопро-сах брака, его женили на холодной Элен.Ноищет счастья в супружеской жизни и ненаходит его. Поиски правды приводят егов масонскую ложу.Пьеру кажется, что в ма-сонстве он нашёл воплощение своих идеа-лов.Мысль о совершенствовании мира и са-мого себя охватывает его. Идеи братства, равенства и любви больше всего привлека-ют молодого человека в масонстве.Он хо-чет действовать, приносить пользу людям.Прежде всего он решает облегчить участькрепостных.Но ханжество и лицемерие про-никли и в среду масонства.Нет и личногосчастья.В жизни его наступает полоса ра-зочарований в личном счастье, в обществе-нных идеалах.И вновь ошибки… Пытаясь найти своё место, он едет на Бо-родино и волею случая оказывается на са-мом главном и опасном редуте.Пьер радлюбой работе: таскать ящики, помогать ра-неным.Выглядит он очень нелепо, но симпа-тии солдат всё же обращены к нему. Видбойни приводит его в ужас:«Нет, теперьони оставят это, теперь они ужаснутсятого, что они сделали!» Всем своим видоми душевным смятением выражает Пьер всюантигуманную сущность войны.Оставшись вМоскве, он вновь сталкивается с ужасамивойны.Тогда Пьер решает убить Наполеона, видя в этом своё предназначение.Но пони-мает вскоре, что Наполеон недоступен иубить его невозможно.Спасая девочку изогня пожара, Пьер попадает в плен, где пы-тается понять этих людей, которые привык-ли спать в пыли, отдавать последнее, неоставляя себе самого нужного.Духовные ифизические страдания научили Пьера це-нить жизнь и маленькие её радости.Встре-ча с Платоном Каратаевым, который пред-ставляет собой обобщённый крестьянскийобраз, во многом меняет отношение Пьера кжизни.Платон изменяет сознание Пьерасвоей народной мудростью, даёт ему возмо-жность понять иное мироощущение, не осно-ванное на злой власти и жестокости. То, что говорит Каратаев, обобщено, как особыйдух правды и красоты.Любовь Наташи походит на награду Пьеруза все лишения и душевные мучения. Ната-ша, словно ангел, входит в его жизнь, оза-ряя её тёплым, ласковым светом. НаконецПьер нашёл своё счастье в семейной жиз-ни.Но искания его ещё не кончились.Путьк правде слишком труден.Пьера не понима-ют, но он не отчаивается, а доказываетправоту своих прогрессивных идей.Между Платоном Каратаевым и Безуховым-стена, признанная Пьером. Но в семье час-то вспоминают этого доброго, милого чело-века.Пьер постоянно обращается мысленнок нему, спрашивая себя:«А как бы поступилон?» Николай Болконский любит Пьера, мычувствуем, что он продолжит дело Пьера, очём свидетельствуют его слова в концеромана:«Да, я сделаю то, чем бы даже онбыл доволен...»Он-это Андрей Болконский, дух которого вселился в душу мальчика, одобряя его и Пьера.