Русские сочинения - Толстой Л.Н. - Война и мир - Сцена в гостиной (Анализ 8 главы, части 1, тома № 1 романа – эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».)

Сцена в гостиной (Анализ 8 главы, части 1, тома № 1 романа – эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».)

Л.Н.Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше поколение особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному самосовершенствованию, как необходимому условию прогресса всего человечества. В романе «Война и мир» эти мысли писателя воплощены в образах его любимых героев, в их духовной красоте, в красоте человеческих отношений. Мне кажется, что лучше понять творческое кредо писателя, разобраться в его философии помогает эпизод «Сцена в гостиной».

Здесь автор затрагивает важные нравственные проблемы, которые во все времена привлекали людей, показывает те нормы человеческой жизни, которые утверждает художник слова: искренность, простоту, естественность.

Очень важна эта глава и для раскрытия внутреннего мира Наташи Ростовой. Мы понимаем, что героиня переполнена жаждой жизни – в этом секрет ее обаяния. Очаровательная непосредственность, душевная ясность и простота- эти качества, присущие Наташе, Толстой считал важными для человека.

Именно с этих позиций я хочу рассмотреть эпизод «Сцена в гостиной».

Из предыдущей главы мы узнаем, что в доме Ростовых две именинницы Натальи – мать и дочь. С утра — гости, визиты, подготовка к званому обеду.

Изображение семейного праздника, обычной, повседневной жизни дворянства – такова тема данного эпизода. Но автору необходимо показать не сами события, а их нравственную составляющую. Так как именно нравственный уровень человека определяется его способностью к духовному развитию и совершенствованию. Именно это одна из главных проблем, которую решает автор.

Анализируя этот эпизод, я понял, как важен для Толстого семейный быт. Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о друге создана в доме Ростовых взаимными усилиями старого графа Ильи Андреевича, графини и их детей. В семье Ростовых Толстого привлекают крепкие нравственные основы жизни, дружеские и любовные отношения друг к другу членов семьи, простое и доброе восприятие мира и людей. Автор показывает полные жизненной правды картины счастливого семейного быта Ростовых. Это и составляет основу жизни, один из главных моральных критериев, по мнению писателя.

Душой этой семьи, несомненно, является Наташа. Именно с ней мы впервые встречаемся здесь, в 8 главе. Перед нами непосредственная, полная жизненных сил девочка, тонко чувствующая добро и правду.

Наташа стремительно появляется в романе. Она вбегает в комнату, в которой собрались гости по случаю именин. Следом за ней мы видим Бориса, Николая, Соню и Петрушу. Между собравшимся обществом завязывается разговор, после которого Наташа, обидевшись, убегает. Борис и Петруша следуют за ней. Таков сюжет эпизода. Определяя его, понимаешь, что сами события не главное в данной главе.

Таков портрет героини: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Писатель беспощадно подчеркивает, что Наташа некрасива. Но от этого ее изменчивое, выразительное лицо не утрачивает своего обаяния.

этого ее изменчивое, выразительное лицо не утрачивает своего обаяния.

Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, свет этой внутренней жизни падает на окружающих. Заскочив «с нерассчитанного бега» слишком далеко, Наташа разрушила холодную чинность приема гостей и растормошила всех своим весельем. Меняется атмосфера. Граф Ростов по-мальчишески вскакивает и широко расставляет руки вокруг дочери, притворно сердится мать, «все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись». Да и сам Толстой по-отцовски любит Наташу за то, что она ребенок, за то, что не такая испорченная, как все взрослые.

Всего за несколько минут Наташа (а именно столько длится данный эпизод) успевает пережить и перечувствовать столько, что иному хватило бы на полгода. Вот раскрасневшаяся она вбегает в комнату, «вывернувшись от отца, подбежала к матери», спрятала свое лицо в кружевах мантильи, засмеялась, что-то отрывисто проговорила про куклу, упала и расхохоталась, серьезно посмотрела на гостью, отвернулась от Бориса, прыгнула и побежала из комнаты. Глаголы лишь еще раз подчеркивают стремительность героини, динамизм.

А писателю важно проследить постепенное, едва заметное накопление в душе героини все новых и новых настроений, чувств, впечатлений, а это и есть внутренняя жизнь. Толстого интересуют ее едва уловимые явления, сменяющиеся одно другим с необычайной быстротой. Отсюда и быстрая смена настроения: вначале это задорный смех, потом звонкий хохота, смех со слезами на глазах, серьезность взгляда на гостью, вновь неудержимый смех.

Духовная красота Наташи и проявляется в этом непрерывном внутреннем борении мыслей и чувств.

Диалектика душевных движений отражается и в речи героини. Естественная прерывистость разговора, смешение мыслей – вот что для нее характерно. Она произносит несколько фраз: «Видите?.. Кукла…Мими… Видите. И все. А за этими слова буря эмоций и переживаний. Так и хочется проникнуть в недосказанные мысли Наташи.

У нее есть свой мир. Объяснить логически она не умеет, потому что понимает не умом, а сердцем. Погрузившись в ее радостный мир, понимаешь, что отказаться от него уже невозможно.

Кроме Наташи, в эпизоде мы знакомимся и с двумя молодыми людьми Николаем и Борисом. Одним из основных приемов характеристики данных героев является портрет.

«Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица». Дважды Толстой подчеркнет, что герой красив. Но это только внешняя привлекательность. Мы не увидим динамики, смены выражения его лица. Оно остается статичным, хотя герой и улыбается. Кажется, на первый взгляд, нет ничего, что может оттолкнуть от молодого красивого офицера. Напротив, он находчив, не растерялся, когда вся молодежь ростовского дома под водительством Наташи нечаянно залетела в гостиную, где сидят скучные гости. Спокойно рассказал шутливую историю о Наташиной кукле. Потом Борис вышел вслед за Наташей из гостиной, и шаги его были «не тихие, не быстрые, приличные шаги». И вот эта деталь и заставляет усомниться в положительности героя.

т усомниться в положительности героя. Уж слишком он благоразумен. А Наташа вбегает в гостиную, нечаянно, с нерассчитаннго бега. Но именно вот эта нерассчитанность поступков и привлекает.

Николай Ростов, старший брат Наташи, тоже впервые появляется на страницах романа. В его портретной характеристике обращаем внимание на важную деталь: «молодой человек с открытым выражением лица». Душевная открытость – это черта, присущая всем Ростовым. В отличие от Бориса Николай чувствует неловкость от своего появления в гостиной: покраснел, «искал и не находил, что сказать». Его поведение рисуется автором с большей симпатией, потому что оно естественно. Но все же в Николае нет того главного, что есть уже в тринадцатилетней Наташе. Это стремление чувствовать за всех, всюду поспевать, все видеть, во всем участвовать. Страстное желание жить переполняет Наташу.

Таким образом, эпизод знакомит нас с новыми героями, расширяет и углубляет наше представление об их внутреннем мире.

Читая этот небольшой фрагмент из романа, понимаешь, что люди оцениваются автором на основе нравственного критерия – критерия добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты.

Толстой дает возможность прикоснуться к совершенно иному миру, заставляет задуматься над самыми главными вопросами существования человека.

В эпизоде, я думаю, главной задачей для художника стал показ мироощущения героев.

Проблемы, которые волновали и мучили Толстого ,- это старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, о счастье, о смысле жизни. Автора отличает необыкновенная глубина мыслей и сила чувств, поэтичность и жестокая правда. Мне кажется, ставя и решая задачи общечеловеческого характера, писатель ведет нас к познанию жизни своим особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным.

Автор работы: Хмара Максим, ученик 10 а класса