Русские сочинения
-
Толстой Л.Н.
-
Война и мир
-
Сравнение персонажей в романе «Война и мир»: Наташа Ростова и Элен Безухова
Сравнение персонажей в романе «Война и мир»: Наташа Ростова и Элен Безухова
В романе «Война и мир» более 600 персонажей. Но особая роль, безусловно, принадлежит женским образам. Среди них те, кто живет любовью и дарит радость близким, но есть и такие, кто сосредоточен только на себе и равнодушен к другим. И Наташа и Элен — женщины одного круга, светские дамы, но как различны они по характеру и воспитанию! Элен — красавица. Однако красота ее мраморная, холодная, мертвая, а на теле «как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших» по нему. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит, потому что одинаковая всегда и для всех. По сути, это маска, скрывающая пустоту души и глупость «великосветской графини». Когда рассказ кого-либо из гостей салона производил впечатление, Элен оборачивалась к Анне Павловне и принимала такое же выражение, какое было на лице фрейлины. Потом она «опять успокаивалась в сияющей улыбке».
Совсем по-иному красива Наташа Ростова. У нее слишком большой рот, худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Князь Андрей, разговора с Пьером и встречи с Наташей возрождается к жизни. Он видит молодую, радостную, счастливую девушку и спрашивает себя: «Чему она так рада? О чем она думает? … И чем она счастлива?» Нечаянно подслушав разговор у окна восхитительной ночью, узнав мечту Наташи летать как птицы, Болконский вдруг увидел красоту вокруг и понял, что жить стоит. Теперь ему мало было просто никому не мешать, ему захотелось действовать, делать людям добро.
Совсем противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще до женитьбы он чувствовал какой-то обман; ненатуральность их отношений приводила его к тяжелым размышлениям. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, — думал он. — Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». А после свадьбы он понял всю ничтожность и низость этой женщины. «Где вы — там разврат, зло», — говорит он, узнав, что Элен сводила своего брата с Наташей. И еще больнее Пьеру оттого, что обманули ту, которая, он знал, искренне верила в людей, в любовь и мечтала о счастье, которая всегда, во всем отдает себя целиком, не раздумывая. «Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка», — отзывается Пьер о Наташе.
Наташа, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Она любит свою родину, свой народ, в который верит и которым гордится. В душе ее есть что-то неповторимо русское, то, что не прививается искусственно, а впитывается с молоком матери. И в Наташе жил народный дух, заставляющий ее любить песни дядюшки, который «пел так, как поет народ!», помогающий ей плясать в его доме истинно по-русски.
Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В светской красавице нет ни чувства, ни музыкальности. Кажется, что и душа ее тоже покрыта лаком внешних условий света. Элен не поет, не понимает музыки, не замечает природы.
Наташа же не только чудесно танцует, но и прекрасно поет. Музыкальный человек чувствует всегда глубже. Вот и Наташа.
Наташа. Она всегда могла так обнять мать, что графине не было ни больно, ни неловко. И наоборот, гордо проплывающая по залам Элен на самом деле груба и бестактна. Толстой неоднократно употребляет слово «грубо», характеризуя ее действия. Когда Пьер нагнулся поцеловать ее руку, она «быстрым и грубым движением головы перехватила его губы…» А как жестоко и грубо она говорит с мужем после его дуэли с Долоховым! Снята маска, и показалось истинное, отталкивающее лицо Элен.
Наташа же всегда остается самой собой. Везде видна ее нежная душа. Вот она плачет с Соней, не зная отчего, но ведь плачет подруга, вот она искренне радуется, когда видит, что не только сама счастлива от любви к Болконскому, но счастливы и Соня с Николаем, вот она, чуть не плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову.
* Наташа живет честно, душой. Пусть она ошибается, путается, начинает и бросает, главное — вечно борется, всегда беспокойна: «Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа… но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных».
* Это у Элен все заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего света. Поэтому и жизнь ее однообразна и скучна. А по Толстому, «спокойствие — душевная подлость»# Никогда не видим мы спокойной Наташу, она волнуется, переживает за близких, а главное — хочет всем помочь. На первый в жизни бал девушка оделась самой последней, поправляя, прикалывая что-то к нарядам графини и Сони.
Не сразу получается у нее приносить пользу людям. Но, наконец, став женой Пьера и матерью, она находит счастье в том, чтобы поддерживать мужа в его деятельности, понимать и разделять его чувства, мысли, желания. Таков идеал женщины в представлении Толстого. Элен же не способна стать матерью, ибо она разменяла себя на забавы великосветской жизни.
Безусловно, Наташа Ростова — любимая героиня писателя. Ей он уделяет несравненно больше внимания, чем кому бы то ни было, рисуя ее портрет, описывая чувства, переживания, так живо отражающиеся на ее лице. Глаза у Наташи все время разные: смеющиеся, умоляющие, любопытные, насмешливые, сияющие. Но так же, как пуста душа Элен, пусты и невыразительны ее глаза.
Отражением внутреннего мира героев Толстого служит и их речь. Мы слышим естественную, истинно русскую, восторженную или взволнованную речь Наташи и неестественную, напыщенную, состоящую из смеси русского с французским, — Элен.
В образе Наташи Толстой воплотил свою заветную идею: «Надо жить умом сердца». Так она и живет. Воистину велик талант Л. Н. Толстого в создании женских образов. Они обогащают нас нравственно, эстетически (Наташа), разоблачают фальшь: автор «срывает маски» со светских дам (Элен). С большим художественным мастерством писатель поэтизирует одних и выносит приговор другим.
Элен Курагина (Безухова) – антипод Наташи. Если в образе Наташи автор воплотил свой идеал девушки, жены, матери, то в Элен сконцентрированы все пороки, свойственные светскому обществу – его худшей части.
го худшей части. Сравним портретные характеристики этих двух героинь. Описывая Наташу на се первом балу, Толстой подчеркивает худобу героини, в физической привлекательности проигрывающую Элен: «Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки топки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших, но ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили…»
Красота Наташи заключается, прежде всего, в том внутреннем свете, который наполняет ее в минуты, когда она счастлива или чем-то воодушевлена. На балу князь Андрей отмечает «радостный блеск се глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию».
Элен красива, но ее красота холодная, мраморная, бездушная. Если лицо Наташи постоянно меняется, отражая жизнь ее сердца, то лицо Элен и ее улыбка статичны. В то время как улыбка Наташи передавала се радость, волнение, робость, то пустая улыбка Элен означала всегда лишь одно – что она «не допускала возможности, чтобы кто-нибудь мог видеть ее и не быть восхищенным».
Каждая из героинь по-разному влияет на жизнь людей, каждая по-своему раскрывается в любви и браке. Наташа, войдя в жизнь Андрея Болконского, духовно воскрешает его после тяжелых семейных испытаний (смерти жены) и трудного периода разочарованности в честолюбивых надеждах. Нечаянно подслушав у окна в Отрадном ночной разговор девушек, в котором Наташа мечтала летать, как птицы, князь Андрей вдруг увидел красоту мира вокруг себя и понял, что жить стоит. Девушка вносит в его жизнь поэзию и надежду.
Элен становится для Пьера причиной нравственных мук, стыда, разочарования, по ее вине он вынужден стреляться на дуэли с Долоховым. Фальшь и ненатуральность своих отношений с Элен Пьер чувствовал еще до брака с ней. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Когда Безухов, женившись на Элен, узнает о ее связи с Долоховым, он ясно вспоминает грубость ее мыслей, вульгарность выражений («Я не какая-нибудь дура… поди сам попробуй…»). Элен сводит своего брата с Наташей, хотя понимает, что ставит под угрозу будущее девушки. Узнав об этом, Пьер говорит: «Где вы – там разврат, зло».
Наташа, став женой Пьера, живет интересами своего мужа, всю себя отдает детям, забывает для них и про наряды, и про светские развлечения. Элен же, когда Пьер заговаривает о детях, презрительно смеется и говорит, что она «не дура, чтобы желать иметь детей» от него.Главное различие между героинями в том, что Наташа готова жить для других, готова пренебречь собой ради тех, кто в этом нуждается (вспомним эпизод, связанный с 1812 годом, когда Наташа принимает решение сбросить с подвод имущество семьи, чтобы помочь раненым воинам), а Элен может только брать, подчиняя интересы и судьбы других людей собственным эгоистическим расчетам. В образе Наташи Толстой воплотил свои представления о национальном типе русской женщины, в которой сочетаются возвышенность мыслей и чувств, способность к самоотверженной любви и верность семейным ценностям, душевная щедрость, внутренняя сила.
представления о национальном типе русской женщины, в которой сочетаются возвышенность мыслей и чувств, способность к самоотверженной любви и верность семейным ценностям, душевная щедрость, внутренняя сила. Наташа – один из самых привлекательных женских образов, как в отечественной, так и в мировой художественной прозе.
Совсем по-иному красива Наташа Ростова. У нее слишком большой рот, худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Князь Андрей, разговора с Пьером и встречи с Наташей возрождается к жизни. Он видит молодую, радостную, счастливую девушку и спрашивает себя: «Чему она так рада? О чем она думает? … И чем она счастлива?» Нечаянно подслушав разговор у окна восхитительной ночью, узнав мечту Наташи летать как птицы, Болконский вдруг увидел красоту вокруг и понял, что жить стоит. Теперь ему мало было просто никому не мешать, ему захотелось действовать, делать людям добро.
Совсем противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще до женитьбы он чувствовал какой-то обман; ненатуральность их отношений приводила его к тяжелым размышлениям. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, — думал он. — Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». А после свадьбы он понял всю ничтожность и низость этой женщины. «Где вы — там разврат, зло», — говорит он, узнав, что Элен сводила своего брата с Наташей. И еще больнее Пьеру оттого, что обманули ту, которая, он знал, искренне верила в людей, в любовь и мечтала о счастье, которая всегда, во всем отдает себя целиком, не раздумывая. «Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка», — отзывается Пьер о Наташе.
Наташа, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Она любит свою родину, свой народ, в который верит и которым гордится. В душе ее есть что-то неповторимо русское, то, что не прививается искусственно, а впитывается с молоком матери. И в Наташе жил народный дух, заставляющий ее любить песни дядюшки, который «пел так, как поет народ!», помогающий ей плясать в его доме истинно по-русски.
Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В светской красавице нет ни чувства, ни музыкальности. Кажется, что и душа ее тоже покрыта лаком внешних условий света. Элен не поет, не понимает музыки, не замечает природы.
Наташа же не только чудесно танцует, но и прекрасно поет. Музыкальный человек чувствует всегда глубже. Вот и Наташа.
Наташа. Она всегда могла так обнять мать, что графине не было ни больно, ни неловко. И наоборот, гордо проплывающая по залам Элен на самом деле груба и бестактна. Толстой неоднократно употребляет слово «грубо», характеризуя ее действия. Когда Пьер нагнулся поцеловать ее руку, она «быстрым и грубым движением головы перехватила его губы…» А как жестоко и грубо она говорит с мужем после его дуэли с Долоховым! Снята маска, и показалось истинное, отталкивающее лицо Элен.
Наташа же всегда остается самой собой. Везде видна ее нежная душа. Вот она плачет с Соней, не зная отчего, но ведь плачет подруга, вот она искренне радуется, когда видит, что не только сама счастлива от любви к Болконскому, но счастливы и Соня с Николаем, вот она, чуть не плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову.
* Наташа живет честно, душой. Пусть она ошибается, путается, начинает и бросает, главное — вечно борется, всегда беспокойна: «Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа… но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных».
* Это у Элен все заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего света. Поэтому и жизнь ее однообразна и скучна. А по Толстому, «спокойствие — душевная подлость»# Никогда не видим мы спокойной Наташу, она волнуется, переживает за близких, а главное — хочет всем помочь. На первый в жизни бал девушка оделась самой последней, поправляя, прикалывая что-то к нарядам графини и Сони.
Не сразу получается у нее приносить пользу людям. Но, наконец, став женой Пьера и матерью, она находит счастье в том, чтобы поддерживать мужа в его деятельности, понимать и разделять его чувства, мысли, желания. Таков идеал женщины в представлении Толстого. Элен же не способна стать матерью, ибо она разменяла себя на забавы великосветской жизни.
Безусловно, Наташа Ростова — любимая героиня писателя. Ей он уделяет несравненно больше внимания, чем кому бы то ни было, рисуя ее портрет, описывая чувства, переживания, так живо отражающиеся на ее лице. Глаза у Наташи все время разные: смеющиеся, умоляющие, любопытные, насмешливые, сияющие. Но так же, как пуста душа Элен, пусты и невыразительны ее глаза.
Отражением внутреннего мира героев Толстого служит и их речь. Мы слышим естественную, истинно русскую, восторженную или взволнованную речь Наташи и неестественную, напыщенную, состоящую из смеси русского с французским, — Элен.
В образе Наташи Толстой воплотил свою заветную идею: «Надо жить умом сердца». Так она и живет. Воистину велик талант Л. Н. Толстого в создании женских образов. Они обогащают нас нравственно, эстетически (Наташа), разоблачают фальшь: автор «срывает маски» со светских дам (Элен). С большим художественным мастерством писатель поэтизирует одних и выносит приговор другим.
Элен Курагина (Безухова) – антипод Наташи. Если в образе Наташи автор воплотил свой идеал девушки, жены, матери, то в Элен сконцентрированы все пороки, свойственные светскому обществу – его худшей части.
го худшей части. Сравним портретные характеристики этих двух героинь. Описывая Наташу на се первом балу, Толстой подчеркивает худобу героини, в физической привлекательности проигрывающую Элен: «Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки топки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших, но ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили…»
Красота Наташи заключается, прежде всего, в том внутреннем свете, который наполняет ее в минуты, когда она счастлива или чем-то воодушевлена. На балу князь Андрей отмечает «радостный блеск се глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию».
Элен красива, но ее красота холодная, мраморная, бездушная. Если лицо Наташи постоянно меняется, отражая жизнь ее сердца, то лицо Элен и ее улыбка статичны. В то время как улыбка Наташи передавала се радость, волнение, робость, то пустая улыбка Элен означала всегда лишь одно – что она «не допускала возможности, чтобы кто-нибудь мог видеть ее и не быть восхищенным».
Каждая из героинь по-разному влияет на жизнь людей, каждая по-своему раскрывается в любви и браке. Наташа, войдя в жизнь Андрея Болконского, духовно воскрешает его после тяжелых семейных испытаний (смерти жены) и трудного периода разочарованности в честолюбивых надеждах. Нечаянно подслушав у окна в Отрадном ночной разговор девушек, в котором Наташа мечтала летать, как птицы, князь Андрей вдруг увидел красоту мира вокруг себя и понял, что жить стоит. Девушка вносит в его жизнь поэзию и надежду.
Элен становится для Пьера причиной нравственных мук, стыда, разочарования, по ее вине он вынужден стреляться на дуэли с Долоховым. Фальшь и ненатуральность своих отношений с Элен Пьер чувствовал еще до брака с ней. «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Когда Безухов, женившись на Элен, узнает о ее связи с Долоховым, он ясно вспоминает грубость ее мыслей, вульгарность выражений («Я не какая-нибудь дура… поди сам попробуй…»). Элен сводит своего брата с Наташей, хотя понимает, что ставит под угрозу будущее девушки. Узнав об этом, Пьер говорит: «Где вы – там разврат, зло».
Наташа, став женой Пьера, живет интересами своего мужа, всю себя отдает детям, забывает для них и про наряды, и про светские развлечения. Элен же, когда Пьер заговаривает о детях, презрительно смеется и говорит, что она «не дура, чтобы желать иметь детей» от него.Главное различие между героинями в том, что Наташа готова жить для других, готова пренебречь собой ради тех, кто в этом нуждается (вспомним эпизод, связанный с 1812 годом, когда Наташа принимает решение сбросить с подвод имущество семьи, чтобы помочь раненым воинам), а Элен может только брать, подчиняя интересы и судьбы других людей собственным эгоистическим расчетам. В образе Наташи Толстой воплотил свои представления о национальном типе русской женщины, в которой сочетаются возвышенность мыслей и чувств, способность к самоотверженной любви и верность семейным ценностям, душевная щедрость, внутренняя сила.
представления о национальном типе русской женщины, в которой сочетаются возвышенность мыслей и чувств, способность к самоотверженной любви и верность семейным ценностям, душевная щедрость, внутренняя сила. Наташа – один из самых привлекательных женских образов, как в отечественной, так и в мировой художественной прозе.