В Л. Н. ТОЛСТОГО
В Л. Н. ТОЛСТОГО.
Известны слова писателя, сказанные им по поводу главной идеи и: в я любил мысль народную, в — семейную>. Но это вовсе не значит, что не присутствует в. Очень непросто разделить и идею в этом произведении. Главная мысль — мысль о мире. Мир — это любовь, согласие, но это также и отдельные миры — человеческие объединения. Объединения людей — это семьи, светские кружки и компании, полк, партизанский отряд, рота на войне, иногда сти-хийно возникшая общность (например, пленные в одном бараке).Главные же человеческие объединения — это семьи. Толстой — очень семейный писатель в том смысле, что он почти не представ-ляет своих героев одиночками, как, например, Тургенев, Достоев-ский. Характеристика главных героев через их семьи — один из ос-новных приемов характеристики у Толстого. Ростовы создают фон для Наташи. Андрей Болконский это проницательно улавливает, отмечая, что Ростовы не совсем понимают, какое сокровище Ната-ша, но. Семья Болконских — другое дело. Княжна Марья слиш-ком важна сама по себе как идеологическая героиня, чтобы функ-ция ее образа могла быть сведена к пояснению образа ее брата. Но, конечно, определенные внутренние переклички между их характе-рами есть. Самым же главным является то, что княжна Марья и князь Андрей спорят по очень важным вопросам — о мире, о про-щении, о религии — ив этом смысле, как брат и сестра Раскольни-ковы у Достоевского, выявляют разные аспекты авторской пози-ции. Иногда создается впечатление, что общение с сестрой является для князя Андрея, так же как и беседы с Пьером, необходимой ду-ховной подпиткой на его нелегком пути к истине.Отец князя Андрея служит фоном и объяснением характера сына и дочери, но функция этого образа этим не исчерпывается. В отличие от Ростовых, он играет важную роль в сюжете и интересен сам по себе как персонаж, несколько напоминающий героев Досто-евского. Безумно любя дочь, он всю жизнь мучает ее своими непо-мерными требованиями к ее образованию, силе характера, талан-там. Дочь его, конечно, на голову выше окружающих, но ему этого все мало. В сыне он, наоборот, относясь к нему с некоторой холод-ностью, видит великого человека, но делает все, чтобы разбить, ис-калечить его жизнь. И, конечно, в трагической судьбе Болконско-го-сына немаловажную роль сыграл его отец, роковым образом раз-рушающий отношения сына сначала с Лизой, затем с Наташей.Родители Ростовы, наоборот, поступают благоразумно, предава-ясь воле Божьей, и даже их попытки помешать браку Николая с Соней оказываются счастьем для Николая, именно благодаря со-противлению матери отложившего женитьбу на Соне и так счастли-во повстречавшего потом свою настоящую любовь.У князя Андрея и княжны Марьи матери нет, н их отец, воз-можно, в подсознании пытающийся компенсировать эту потерю для своих детей активным вмешательством в их жизнь, приносит им страдания именно своей сверхтребовательностью. Возможно также, что, в отличие от непритязательных Ростовых, никогда не помыш-лявших ни о какой государственной деятельности, старый князь Болконский, генерал, занимавший видное место и при дворе, участвовавший в большой политике, дипломатии, все свои не растраченные на этом поприще силы перенес на воспитание детей, когда был отстранен от дел в результате постигшей его опалы.Не только фамильные черты характера, но и фамильные черты внешности характеризуют любимых героев Толстого. Наташа похо-жа на мать и внешне, и по характеру. Будучи замужем, она прояв-ляет и хозяйственность, и заботу о муже и детях. Но есть в ней и черты отца — доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры. Недаром в семье Наташа — любимица отца.Всех Болконских характеризует особая талантливость, неза-урядность, одухотворенность. Брат и сестра Болконские унаследо-вали страстность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, они глубоко понимают людей, как и отец, но не для того, чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать. Необыкновенные, светящиеся глаза у всех Болкон-ских — знак их одухотворенности. И эту фамильную черту (а зна-чит, и черты характера) унаследовал от отца сын князя Андрея — Николенька.Любимые герои Толстого не представляют себе жизнь без семьи, без детей, У всех любимых героев писателя есть дети. И если лю-бовный сюжет в мировой литературе строится как движение к хэппи-энду либо разлуке и смерти влюбленных, то для Толстого главное — не то, что было до свадьбы, а семейная жизнь его героев.Сложные взаимоотношения князя Андрея с Лизой отражают впечатления первых лет семейной жизни Толстого. Семья Пьера и Наташи в эпилоге — пример для Толстого и его жены, модель, ко-торую Толстой хотел бы видеть в своей семье. Семья Николая и княжны Марьи — идеальная семья, пример семейного счастья во-обще. Недаром к ним тянутся все, и все собираются под крышей лысогорской усадьбы: и Безуховы, и Денисов, и старая графиня, и Соня, нашедшая смысл жизни в службе дому, и давно осиротевший Николенька Болконский… Даже крестьяне окрестных деревень просят Ростовых купить их и включить, таким образом, в свой мир. Так народная мысль соединяется с мыслью семейной, что и составляло цель автора.
Известны слова писателя, сказанные им по поводу главной идеи и: в я любил мысль народную, в — семейную>. Но это вовсе не значит, что не присутствует в. Очень непросто разделить и идею в этом произведении. Главная мысль — мысль о мире. Мир — это любовь, согласие, но это также и отдельные миры — человеческие объединения. Объединения людей — это семьи, светские кружки и компании, полк, партизанский отряд, рота на войне, иногда сти-хийно возникшая общность (например, пленные в одном бараке).Главные же человеческие объединения — это семьи. Толстой — очень семейный писатель в том смысле, что он почти не представ-ляет своих героев одиночками, как, например, Тургенев, Достоев-ский. Характеристика главных героев через их семьи — один из ос-новных приемов характеристики у Толстого. Ростовы создают фон для Наташи. Андрей Болконский это проницательно улавливает, отмечая, что Ростовы не совсем понимают, какое сокровище Ната-ша, но. Семья Болконских — другое дело. Княжна Марья слиш-ком важна сама по себе как идеологическая героиня, чтобы функ-ция ее образа могла быть сведена к пояснению образа ее брата. Но, конечно, определенные внутренние переклички между их характе-рами есть. Самым же главным является то, что княжна Марья и князь Андрей спорят по очень важным вопросам — о мире, о про-щении, о религии — ив этом смысле, как брат и сестра Раскольни-ковы у Достоевского, выявляют разные аспекты авторской пози-ции. Иногда создается впечатление, что общение с сестрой является для князя Андрея, так же как и беседы с Пьером, необходимой ду-ховной подпиткой на его нелегком пути к истине.Отец князя Андрея служит фоном и объяснением характера сына и дочери, но функция этого образа этим не исчерпывается. В отличие от Ростовых, он играет важную роль в сюжете и интересен сам по себе как персонаж, несколько напоминающий героев Досто-евского. Безумно любя дочь, он всю жизнь мучает ее своими непо-мерными требованиями к ее образованию, силе характера, талан-там. Дочь его, конечно, на голову выше окружающих, но ему этого все мало. В сыне он, наоборот, относясь к нему с некоторой холод-ностью, видит великого человека, но делает все, чтобы разбить, ис-калечить его жизнь. И, конечно, в трагической судьбе Болконско-го-сына немаловажную роль сыграл его отец, роковым образом раз-рушающий отношения сына сначала с Лизой, затем с Наташей.Родители Ростовы, наоборот, поступают благоразумно, предава-ясь воле Божьей, и даже их попытки помешать браку Николая с Соней оказываются счастьем для Николая, именно благодаря со-противлению матери отложившего женитьбу на Соне и так счастли-во повстречавшего потом свою настоящую любовь.У князя Андрея и княжны Марьи матери нет, н их отец, воз-можно, в подсознании пытающийся компенсировать эту потерю для своих детей активным вмешательством в их жизнь, приносит им страдания именно своей сверхтребовательностью. Возможно также, что, в отличие от непритязательных Ростовых, никогда не помыш-лявших ни о какой государственной деятельности, старый князь Болконский, генерал, занимавший видное место и при дворе, участвовавший в большой политике, дипломатии, все свои не растраченные на этом поприще силы перенес на воспитание детей, когда был отстранен от дел в результате постигшей его опалы.Не только фамильные черты характера, но и фамильные черты внешности характеризуют любимых героев Толстого. Наташа похо-жа на мать и внешне, и по характеру. Будучи замужем, она прояв-ляет и хозяйственность, и заботу о муже и детях. Но есть в ней и черты отца — доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры. Недаром в семье Наташа — любимица отца.Всех Болконских характеризует особая талантливость, неза-урядность, одухотворенность. Брат и сестра Болконские унаследо-вали страстность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, они глубоко понимают людей, как и отец, но не для того, чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать. Необыкновенные, светящиеся глаза у всех Болкон-ских — знак их одухотворенности. И эту фамильную черту (а зна-чит, и черты характера) унаследовал от отца сын князя Андрея — Николенька.Любимые герои Толстого не представляют себе жизнь без семьи, без детей, У всех любимых героев писателя есть дети. И если лю-бовный сюжет в мировой литературе строится как движение к хэппи-энду либо разлуке и смерти влюбленных, то для Толстого главное — не то, что было до свадьбы, а семейная жизнь его героев.Сложные взаимоотношения князя Андрея с Лизой отражают впечатления первых лет семейной жизни Толстого. Семья Пьера и Наташи в эпилоге — пример для Толстого и его жены, модель, ко-торую Толстой хотел бы видеть в своей семье. Семья Николая и княжны Марьи — идеальная семья, пример семейного счастья во-обще. Недаром к ним тянутся все, и все собираются под крышей лысогорской усадьбы: и Безуховы, и Денисов, и старая графиня, и Соня, нашедшая смысл жизни в службе дому, и давно осиротевший Николенька Болконский… Даже крестьяне окрестных деревень просят Ростовых купить их и включить, таким образом, в свой мир. Так народная мысль соединяется с мыслью семейной, что и составляло цель автора.