Герой Тургенева повести «Ася»
Повесть «Ася» (1858). По признанию Тургенева, он писал «ее очень горячо, чуть не со слезами». Повесть заслужила высокую оценку Чернышевского и Некрасова своей правдивостью и поэтичностью.
Герой повести, предмет любви Аси, по своей бесхарактерности повторяя Рудина, совсем не отличается его духовными качествами. В статье «Русский человек», написанной о повести Тургенева, Чернышевский об этом оскудевшем духом лишнем. человеке справедливо писал: «Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которой вращаюсь я, исключены идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, т. е. исключены гражданские мотивы, что остается наблюдать мне? В чем остается участвовать мне? Остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах..>. Герой повести «не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все отношения и дела, к которым ол привык».
Чернышевский показал, что Россия уже ничего не может ждать от либерального дворянского интеллигента, что время его прошло, что «есть люди лучше его».
Второй роман Тургенева «Дворянское гнездо» (1859)' весь проникнут сознанием того, что «дворянские гнезда» вырождаются. Критически освещает писатель дворянские родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостнического произвола, причудливую смесь «барства дикого» и аристократического преклонения перед Западной Езро-пой. В знаменитой истории рода Лаврецких Тургенев выступает первоклассным художником-историком
При этом Тургенев весьма далек от обычно приписываемого ему идиллического изображения «дворянских гнезд». В изображении писателя их история обильно полита слезами многих жертв.
Одной такой жертвой была и бедная мать Федора Ивановича Лаврецкого — крепостная девушка, безответная Малаша, своей красотой привлекшая внимание барича-вольнодумца. Полна драматических перипетий в духе крепостнических нравов и судьба старой Агафьи, нянюшки Лизы —тоже жертвы «дворянского гнезда» Пестовых. Ее образ напоминает тургеневскую Лукерью из «Живых мощей».
Действие романа начинается весною 1842 года. В судьбе героя романа Лаврецкого, как и в судьбе Рудина, Тургенев показывает духовную драму «лишних людей», идеалистически настроенной дворянской интеллигенции 30—40-х годов, воспитанной в тепличной обстановке «дворянских гнезд», оторванной от народной почвы. Столь широко освещенная в «Рудине» коллизия между «гениальными натурами», кипящими в «действии пустом» (Рудин), и натурами практическими, но ограниченными (Лежнев), продолжает свое развитие и в «Дворянском гнезде», но происходят заметные изменения в историческом содержании и смысле коллизии, воплощенной в дружеском столкновении старых товарищей — Лаврецкого и неудачника, романтика-идеалиста Михалевича. Их типы освещают две стороны одного и того же кризисного явления в развитии русской интеллигенции 30—40-х годов: восторженности и энтузиазма без конкретных и реальных целей и рассудительности и трезвости без какой-либо значительной и широкой программы.
е стороны одного и того же кризисного явления в развитии русской интеллигенции 30—40-х годов: восторженности и энтузиазма без конкретных и реальных целей и рассудительности и трезвости без какой-либо значительной и широкой программы. Тургенев был правдив, рисуя в конце романа своего героя как человека уходящей в прошлое эпохи, сознающего свое бессилие перед жизнью. Лаврец-кий не сумел, не нашел в себе воли и силы решительно порвать с воспитавшей его средой, а покорился своей трагической судьбе.
Герой повести, предмет любви Аси, по своей бесхарактерности повторяя Рудина, совсем не отличается его духовными качествами. В статье «Русский человек», написанной о повести Тургенева, Чернышевский об этом оскудевшем духом лишнем. человеке справедливо писал: «Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которой вращаюсь я, исключены идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, т. е. исключены гражданские мотивы, что остается наблюдать мне? В чем остается участвовать мне? Остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах..>. Герой повести «не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все отношения и дела, к которым ол привык».
Чернышевский показал, что Россия уже ничего не может ждать от либерального дворянского интеллигента, что время его прошло, что «есть люди лучше его».
Второй роман Тургенева «Дворянское гнездо» (1859)' весь проникнут сознанием того, что «дворянские гнезда» вырождаются. Критически освещает писатель дворянские родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостнического произвола, причудливую смесь «барства дикого» и аристократического преклонения перед Западной Езро-пой. В знаменитой истории рода Лаврецких Тургенев выступает первоклассным художником-историком
При этом Тургенев весьма далек от обычно приписываемого ему идиллического изображения «дворянских гнезд». В изображении писателя их история обильно полита слезами многих жертв.
Одной такой жертвой была и бедная мать Федора Ивановича Лаврецкого — крепостная девушка, безответная Малаша, своей красотой привлекшая внимание барича-вольнодумца. Полна драматических перипетий в духе крепостнических нравов и судьба старой Агафьи, нянюшки Лизы —тоже жертвы «дворянского гнезда» Пестовых. Ее образ напоминает тургеневскую Лукерью из «Живых мощей».
Действие романа начинается весною 1842 года. В судьбе героя романа Лаврецкого, как и в судьбе Рудина, Тургенев показывает духовную драму «лишних людей», идеалистически настроенной дворянской интеллигенции 30—40-х годов, воспитанной в тепличной обстановке «дворянских гнезд», оторванной от народной почвы. Столь широко освещенная в «Рудине» коллизия между «гениальными натурами», кипящими в «действии пустом» (Рудин), и натурами практическими, но ограниченными (Лежнев), продолжает свое развитие и в «Дворянском гнезде», но происходят заметные изменения в историческом содержании и смысле коллизии, воплощенной в дружеском столкновении старых товарищей — Лаврецкого и неудачника, романтика-идеалиста Михалевича. Их типы освещают две стороны одного и того же кризисного явления в развитии русской интеллигенции 30—40-х годов: восторженности и энтузиазма без конкретных и реальных целей и рассудительности и трезвости без какой-либо значительной и широкой программы.
е стороны одного и того же кризисного явления в развитии русской интеллигенции 30—40-х годов: восторженности и энтузиазма без конкретных и реальных целей и рассудительности и трезвости без какой-либо значительной и широкой программы. Тургенев был правдив, рисуя в конце романа своего героя как человека уходящей в прошлое эпохи, сознающего свое бессилие перед жизнью. Лаврец-кий не сумел, не нашел в себе воли и силы решительно порвать с воспитавшей его средой, а покорился своей трагической судьбе.