Русские сочинения - Тургенев И.С. - Ася - «У счастья нет завтрашнего дня...» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (3)

«У счастья нет завтрашнего дня...» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (3)

Больше пятидесяти лет русский писатель Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы. По словам самого Тургенева, он «в течение всего этого времени… стремился воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ и давление времени, и ту быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом его наблюдений».

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве произведений, и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40—50-х годов. Именно в этой среде возникал тогда сознательный протест против «дурного» устройства общества.

Но во всех начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпели неудачи, им не оказывалось места в жизни, они становились, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».

Изображение «лишнего человека» у Тургенева становится все более глубоким и всесторонним. Он считает, что интеллигент-дворянин как представитель среды, воспитавшей его, не может быть героем времени. Вместе с тем именно Тургенев впервые раскрыл лирическую сторону его нравственных поисков, жизненных идеалов, его бескорыстие, истинное чувство прекрасного и трагическое ощущение своего бессилия изменить жизнь. Писатель сумел передать печальную, сумеречную поэзию поколения, уходящего с исторической арены.

Написанная вдали от России, повесть «Ася» рассказывает о событиях, которые произошли в маленьком немецком городке, но она вобрала в себя задушевные, глубоко русские впечатления писателя.

Господин Н. Н. обманул самые святые надежды героини, читателей и автора. И повесть, которая «пробуждает своею первою половиной самые светлые ожидания», повесть, в которой «нет ни грязных плутов, ни официальных злодеев, ни мещан, мужиков и маленьких чиновников, мучимых всеми этими ужасными людьми», после прочтения оставляет «впечатление еще более безотрадное, нежели от рассказов о гадких взяточниках с их циническим грабежом», потому что «не от них ждем мы улучшения нашей жизни», — писал Н. Г. Чернышевский. Тургеневская «Ася» окончательно уничтожила веру в то, что люди, подобные господину Н. Н., способны «изменить своим благородством характер нашей жизни. Эта иллюзия самым горьким образом отвергается в повести...»

«Лишнему человеку» не по силам истинная, одухотворенная и осененная высокой жизненной целью любовь, которой от него ждет тургеневская героиня.

В тургеневском герое — живой образ современного дворянского интеллигента, характер, удивительно соответствующий обществу того времени, в этом и заключается «грустное достоинство повести». В его нерешительности, духовной трусости — верный и типичный признак классовой болезни — дворянского либерализма.

болезни — дворянского либерализма. Своеобразие нравственных изменений «лишних людей» объясняется их беспомощностью, разладом между словом и делом.

В повести Тургенева «Ася» чувствуется какая-то щемящая грусть, которая появляется от острого ощущения трагического разлада мечты и действительности, в котором сам герой не виноват. Мысль о том, что счастье было так возможно, так близко, не покидает героя до конца его безрадостных дней. По словам самого автора, «элегия неудавшегося счастья образует неизменный финал и неизбежное сопровождение» его повестей. Ги де Мопассан писал о тургеневских повестях: «От каждой из этих коротких историй исходит, подобно облачку, меланхолия глубокая и скрытая… печаль». Некрасов говорил, что тон повестей Тургенева «удивителен — какой-то страстной, глубокой грустью».

Тургенев пристально изучал психологию людей, человеческих характеров и страстей, жизненных судеб целых поколений: «Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека». И пришел к выводу, что у счастья нет завтрашнего дня.