Эмоциональная оценка протеста Герасима в рассказе «Муму»
Долгие годы центральным моментом, вокруг которого организовывался весь анализ, было рассуждение о Герасиме как самом замечательном лице среди дворовых. Обращение к оценке героя совершенно необходимо при любой форме изучения текста. Решая вопрос о том, какой Герасим, Читатели с интересом говорят о его доброте и честности, очень ценят его умение держать слово, хотя на первое место все же ставят необычную силу и лишь иногда вспоминают о его «вольности», которую, очевидно, нужно понимать как способность на протест. Очень важно сохранить в «памяти сердца» наших читателей эмоциональную оценку протеста Герасима.
Ненависть к угнетению вообще и к крепостничеству как одной из форм такого угнетения пронизывает каждую строчку тургеневского произведения и живет в нем рядом с верой автора в великое будущее родного народа, в его силу, талантливость, доброту и способность преодолеть любые преграды.
Читатели в ходе изучения рассказа «Муму» начинают понимать, что это одно из самых ярких антикрепостнических произведений, создавая которое И. С. Тургенев исполнял свою аннибалову.-клятву. «Муму» — одно из тех произведений классической литературы, которое нашло признание сразу же после создания. Современник и друг Тургенева А. И. Герцен писал: «На днях читал вслух «Муму»… чудо как хорошо». И. С. Аксаков видел в Герасиме своеобразный символ: «Мне нет нужды знать, вымысел ли это или факт, действительно ли существовал дворник Герасим или нет. Под дворником Герасимом разумеется иное. Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости… Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым и глухим». Нашла повесть признание и у зарубежного читателя. Голсуорси писал о ней: «Никогда средствами искусства не было создано более волнующего протеста против тирании и жестокости…»
Сведения такого рода не произведут впечатления на читателей 5 класса. Но Читатель может создать себе своеобразный фонд фактов, чтобы упомянуть о них в связи с изучением творческого пути писателя в старших классах. В качестве такого резервного материала можно использовать и сведения о прототипе Герасима — дворнике Андрее. Это был, как рассказывают современники, «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Его обиды повторяют те, что описал Тургенев в рассказе, но немой Андрей до смерти служил барыне и сохранял рабскую покорность.
Своеобразие восприятия произведения, отклики на него, соображения о характере и способах типизации в процессе творчества — все это может пробудить и в памяти читателей 10 класса полузабытую повесть и вновь пережить ее события в процессе знакомства с историей жизни и творчества И. С. Тургенева.
Ненависть к угнетению вообще и к крепостничеству как одной из форм такого угнетения пронизывает каждую строчку тургеневского произведения и живет в нем рядом с верой автора в великое будущее родного народа, в его силу, талантливость, доброту и способность преодолеть любые преграды.
Читатели в ходе изучения рассказа «Муму» начинают понимать, что это одно из самых ярких антикрепостнических произведений, создавая которое И. С. Тургенев исполнял свою аннибалову.-клятву. «Муму» — одно из тех произведений классической литературы, которое нашло признание сразу же после создания. Современник и друг Тургенева А. И. Герцен писал: «На днях читал вслух «Муму»… чудо как хорошо». И. С. Аксаков видел в Герасиме своеобразный символ: «Мне нет нужды знать, вымысел ли это или факт, действительно ли существовал дворник Герасим или нет. Под дворником Герасимом разумеется иное. Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости… Он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым и глухим». Нашла повесть признание и у зарубежного читателя. Голсуорси писал о ней: «Никогда средствами искусства не было создано более волнующего протеста против тирании и жестокости…»
Сведения такого рода не произведут впечатления на читателей 5 класса. Но Читатель может создать себе своеобразный фонд фактов, чтобы упомянуть о них в связи с изучением творческого пути писателя в старших классах. В качестве такого резервного материала можно использовать и сведения о прототипе Герасима — дворнике Андрее. Это был, как рассказывают современники, «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Его обиды повторяют те, что описал Тургенев в рассказе, но немой Андрей до смерти служил барыне и сохранял рабскую покорность.
Своеобразие восприятия произведения, отклики на него, соображения о характере и способах типизации в процессе творчества — все это может пробудить и в памяти читателей 10 класса полузабытую повесть и вновь пережить ее события в процессе знакомства с историей жизни и творчества И. С. Тургенева.