Сочинение по роману Тургенева «Новь»
Последний роман Тургенева «Новь» (1876) посвящен революционно-народническому движению середины 70-х годов, которое пошло в историю под названием «хождение в народ». Как и раньше, Тургенев резко сатирически изображает представителей реакционных кругов царской России — играющего в либерализм крупного сановника Сипягина, озлобленного консерватора Калломейцева и др.
Напротив, в революционной молодежи писатель выделял высокие идеалы служения народу, моральную чистоту, честность, трудолюбие. Особенно отчетливо это было выражено в образе Марианны, которая стала для Нежданова «воплощением родины, счастья, борьбы, свободы». Ее увлекает мысль принять непосредственное участие в великом деле освобождения народа от вековой, тьмы:
* «Мы пойдем в народ… мы будем работать, мы принесем им, нашим братьям, все, что мы знаем,— я, если нужно, в кухарки пойду, в швеи, в прачки… И никакой тут заслуги не будет, а счастье, счастье…»
И в новом романе Тургенев выступал как трезвый и наблюдательный художник, подлинный реалист, не побоявшийся раскрыть трагизм народнического движения, основанного на идеализации крестьянства, на убеждении в якобы присущих ему социалистических началах. Драматичность положения Нежданова, стоящего в центре сюжетного повествования, предопределена крушением его веры в идею, которая явственно обнаруживает свою несостоятельность при столкновении с реальной действительностью. Наиболее приемлемую для писателя программу воплощал в романе «постепеновец» Соломин, проповедующий теорию «малых дел». Но, как и Потугин в «Дыме», он все же не определял развитие действия в новом романе. И в «Нови» нет героя, похожего на Базарова. Тургенев, вспоминая упреки Писарева, так объяснял свою позицию:
* «Времена переменились, теперь Базаровы не нужны. Для предстоящей общественной деятельности не нужно ни особенных талантов, ни даже особенного ума — ничего крупного, выдающегося, слишком индивидуального; нужно трудолюбие, терпение, нужно уметь жертвовать собою без всякого блеску и треску…»
Показательно, однако, что будущего героя русской литературы Тургенев видел в помощнике Соломина — рабочем Павле: «Быть может, мне бы следовало резче обозначить фигуру Павла… будущего народного революционера, но это слишком крупный тип — он станет со временем… центральной фигурой нового романа». Роман Тургенева отличаются подчеркнутой идеологической заостренностью. Споры героев ведутся уже не по отвлечённым философским проблемам, а по вопросам самым живым, актуальным для русской жизни определенного исторического периода. Публицистические и сатирические элементы в большей! степени определяют творческую манеру Тургенева, отодвигая на второй план традиционные лирические мотивы. Писатель даже прибегает к сатирической гиперболизации, что заставляет вспомнить о творческом опыте Щедрина (например, мотив при обрисовке отрицательных персонажей). Используются в этом плане и традиции Грибоедова.Так, характеристика «труда» Губарева в самом начале «Дыма» («О чем это сочинение?» — «Обо, всем, братец ты мой…») разительно напоминает рассказ Репетилова об Ипполите Удушьеве.
Так, характеристика «труда» Губарева в самом начале «Дыма» («О чем это сочинение?» — «Обо, всем, братец ты мой…») разительно напоминает рассказ Репетилова об Ипполите Удушьеве.
Напротив, в революционной молодежи писатель выделял высокие идеалы служения народу, моральную чистоту, честность, трудолюбие. Особенно отчетливо это было выражено в образе Марианны, которая стала для Нежданова «воплощением родины, счастья, борьбы, свободы». Ее увлекает мысль принять непосредственное участие в великом деле освобождения народа от вековой, тьмы:
* «Мы пойдем в народ… мы будем работать, мы принесем им, нашим братьям, все, что мы знаем,— я, если нужно, в кухарки пойду, в швеи, в прачки… И никакой тут заслуги не будет, а счастье, счастье…»
И в новом романе Тургенев выступал как трезвый и наблюдательный художник, подлинный реалист, не побоявшийся раскрыть трагизм народнического движения, основанного на идеализации крестьянства, на убеждении в якобы присущих ему социалистических началах. Драматичность положения Нежданова, стоящего в центре сюжетного повествования, предопределена крушением его веры в идею, которая явственно обнаруживает свою несостоятельность при столкновении с реальной действительностью. Наиболее приемлемую для писателя программу воплощал в романе «постепеновец» Соломин, проповедующий теорию «малых дел». Но, как и Потугин в «Дыме», он все же не определял развитие действия в новом романе. И в «Нови» нет героя, похожего на Базарова. Тургенев, вспоминая упреки Писарева, так объяснял свою позицию:
* «Времена переменились, теперь Базаровы не нужны. Для предстоящей общественной деятельности не нужно ни особенных талантов, ни даже особенного ума — ничего крупного, выдающегося, слишком индивидуального; нужно трудолюбие, терпение, нужно уметь жертвовать собою без всякого блеску и треску…»
Показательно, однако, что будущего героя русской литературы Тургенев видел в помощнике Соломина — рабочем Павле: «Быть может, мне бы следовало резче обозначить фигуру Павла… будущего народного революционера, но это слишком крупный тип — он станет со временем… центральной фигурой нового романа». Роман Тургенева отличаются подчеркнутой идеологической заостренностью. Споры героев ведутся уже не по отвлечённым философским проблемам, а по вопросам самым живым, актуальным для русской жизни определенного исторического периода. Публицистические и сатирические элементы в большей! степени определяют творческую манеру Тургенева, отодвигая на второй план традиционные лирические мотивы. Писатель даже прибегает к сатирической гиперболизации, что заставляет вспомнить о творческом опыте Щедрина (например, мотив при обрисовке отрицательных персонажей). Используются в этом плане и традиции Грибоедова.Так, характеристика «труда» Губарева в самом начале «Дыма» («О чем это сочинение?» — «Обо, всем, братец ты мой…») разительно напоминает рассказ Репетилова об Ипполите Удушьеве.
Так, характеристика «труда» Губарева в самом начале «Дыма» («О чем это сочинение?» — «Обо, всем, братец ты мой…») разительно напоминает рассказ Репетилова об Ипполите Удушьеве.