Русские сочинения - Тургенев И.С. - Отцы и дети - ДЕРЕВО КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕТАЛЬ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”.

ДЕРЕВО КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ДЕТАЛЬ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”.

ДЕРЕВО КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯДЕТАЛЬ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”.
Описание пейзажа, характеристики героевчерез отношение к природе — все это занимаетбольшое место в произведениях Тургенева.Любовь к природе и частые обращения к ней впроизведениях сделали автора знатокомпейзажной характеристики. Говоря о при­родев романе “Отцы и дети”, прежде всегочитатель вспомнит лес или, более конкретно,- дерево. И это имеет свой смысл, ведь не­которыегерои романа имеют прямое отношение к лесуи дереву.

Сомнений не вызовет утверждение, что многиегерои “Отцов и детей” зооморфны. Например,Николая Петровича Базаров прямо называетбожьей коровкой, а Фенечка — кошечка во снеБазарова. А что же сам Базаров? Его ужетруднее сопоставить с каким-либо жи­вотным.Возможно, он сам сопоставляет себя слягушкой, считая, что все люди все равно чтолягушка. Говоря о Базарове, нужно ска­зать,что он, наверное, единственный герой, укоторого есть талисма­ны. И здесьпоказывает свое влияние природа, к которойБазаров от­

носится равнодушно, даже с цинизмом: “Природане храм, а мастер­ская, и человек — в нейработник”. А ведь именно природа дала емуодин из его талисманов — осину. Но осинадерево очень необычное, она забираетэнергию, и на нем даже вешали преступников.Почему же именно осина стала талисманомБазарова? Возможно, потому что Базаров и сампохож на осину. В разговоре с ним многиетерялись, смущались, не зная, как вести себя,он как будто забирал энергию у людей,общавшихся с ним. Наверное, это и сталопричиной того, что Аркадий Кирсановпоследовал за Базаровым, хотя в душе не былни­гилистом. Но в то же время есть версия отом, что из осины был сде­лан крест Христа,то есть в осине присутствует положительноенача­ло. И, безусловно, нельзя отрицатьположительные качества Базаро­вакак человека умного и достаточнообразованного. Базаров — ля­гушка, а ведьтолько она может обращаться к Богу.

Афоризмом стали слова Базарова о том, что ниодин ботаник не станет рассматриватькаждую березу отдельно. И говорил это База­ров,сравнивая березы слюдьми. Его собственная жизнь убедила его вобратном. Он встретил такую необычную,немного таинственную женщину, как Одинцова,и полюбил ее, хотя до встречи с Одинцовойпрезрительно отзывался о женщинах, говорил,что свободно мыслит между женщинами толькоурод. А ведь береза, с которой он сравни­валлюдей, — дерево, которое отдает энергию, вотличие от осины.

Еще один яркий персонаж “Отцов и детей” — это Павел Петро­вич Кирсанов. И еслиБазарова мы сравниваем с осиной, то ПавелПетрович — это лес. Лес состоит из деревьев-людей,что говорит от­части в его пользу, отчасти — нет. Павел Петрович — человек до­статочносильный, но все же он не смог побороть себяпри встрече с княгиней Р. Именно в лесуживут божьи коровки, и кошку можно там найти,и лягушку. Поэтому, наверное, Павел Петровичв ре­зультате начинает понимать Базарова,ведь лягушка — талисман Базарова. У Базаровас Павлом Петровичем больше сходства, чемразличий, и это подтверждается тем, чтолягушка живет в лесу. И еще Базаров — это ичервь, и орел и Павел Петрович — и апостолПавел, и “маленький”.

Мотив дерева мы видим и во время встречиАркадия Кирсанова с Катей одинцое)й. Онисидели под ясенем, который способствовал ихлюбви, оберегал. Они, наверное,почувствовали это и поэтому встречалисьименно там.

В сцене под стогом, когда там отдыхалиБазаров и Аркадий, присутствует мотивдерева. Падает кленовый лист. А кленовыйлист напоминает крест и принимает значениеключа к жизни, обра­щения к Богу.

И в переломном моменте романа — дуэли — тожепpиcyтcтвyeт мотив дерева: дуэль проходила зарощей, эта роща скрывала дуэ лянтов, и никтоне догадался о том, что же на самом делепроизо шло между Базаровым и ПавломПетровичем.

Базаров, всю жизнь насмехавшийся надпрекрасным, в конце жизни задумался, зачемон жил, нужен ли он России? Любовь i природапобедили его холодность и равнодушие, и надего могило! мы видим две прекрасные елки,посаженные заботливыми рукам! егородителей.

Мотив леса и дерева прослеживается напротяжении практичес­ки всего романаи имеет немаловажное значение. Это исредство ха­рактеристики персонажей, исредство выражения авторской пози­ции.Надо обладать большим мастерством, чтобы,казалось бы, не­большие детали сделатьзначимыми. И Тургенев, обладая этим даром,вложил неоспоримый по важности инеобходимости смысл в описания иупоминания леса и дерева.