Русские сочинения
-
Тургенев И.С.
-
Отцы и дети
-
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕИ БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”.
В любом произведении литературы,естественно, созданном после РождестваХристова, так или иначе прослеживаютсякакие-нибудь религиозные, библейские, авместе с тем и мифологические мотивы.Почему это происходит? Ведь писатель невсегда пишет именно о взаимоотношенияхнашего мира с тем “горним”, который мы не всостоянии увидеть. Такое проникновениерелигиозных мотивов в светскую литературупроисходит потому, что вся наша жизньподсознательно пропитана христианскойкультурой, с первых веков принятияхристианства Византией оно стало неотъемлемойчастью нашего существования, независимо оттого, каких жизненных позицийпридерживается человек. В литературе мывидим то же стремление, даже в самых, напервый взгляд, нехристианскихпроизведениях.
Советское литературоведение умышленноскрывало, а большинство читателей нехотели задумываться об этих христианскихидеях. Их действительно нужно видеть, онистановятся понятны не с первого взгляда.
Так и в романе Тургенева “Отцы и дети” несразу можно их углядеть. Действительно, нучто такого христианского в романе, нуБазаров, нигилист, переживает любовнуюколлизию, отрекается от своих убеждений и сэтим умирает.
Но здесь уместно будет вспомнить притчу облудном сыне. В конфликте Базарова с отцамивидится сходство с притчей, правда, неполное. Блудный сын уходит от отца, забываетсвой дом, пережив духовное падение, и, чтоглавное, сумев подняться, покаявшись,возвращается домой. В нашем случае блудныйсын уходит от отцов, уходит от того, чтоназывается культурой, которая жила поколениями.Возвращается ли он? Этот вопрос останетсяоткрытым. Будем надеяться, что да. С другойстороны, в святоотеческих толкованияхпритча о блудном сыне понимается каквозвращение нас, блудных детей, к ОтцуНебесному. Так как мы забыли Его из-за нашихгрехов. “Простите, вы что, даже...?” — “Все, — отвечает Базаров”. Для Николая Петровичаэто не понятно, как человек
может забывать Бога! Ладно, отрицаниеискусства, творения человеческих рук, ещеможно понять, осмыслить, но отрицать то, чтонеотрицаемо, — это выше, точнее, ниже НиколаяПетровича. В этом эпизоде видна та жеперефразированная притча. По отношению кБазарову можно вспомнить и миф об Эдипе,который не является библейскимповествованием, но в нем заключен глубокийфилософский смысл. Скитания царя Эдипа,выкалывание себе самому глаз похоже наскитания и страдания, правда, духовные,Базарова, его духовное самоослепление. Вхристианстве есть понятие “духовные очи”,то есть взгляд человеческой души на мир. Ине просто какое-нибудь его понимание, апонимание с точки зрения православногодуховного опыта. И вот если у человека неоказывается тех самых “духовных очей”, точеловек слепнет, спотыкается и падает.
Интересно взаимоотношение Базарова спредставителем и той реальности, которую онотрицает, — с отцом Алексеем. Тургеневпредставляет его как человека либеральныхвзглядов — в карты играет, даже иногдатрубочку покуривает, сделано это, наверное,для того, чтобы примирить его с Базаровым:автор вывел образ о. Алексея не как примеридеального священника, а именно как “немногонигилиста”. Что же Базаров? “Если он моейтарелки супа не съест, то я с любымчеловеком могу за столом сидеть”. Взгляднигилиста. Но когда о. Алексей его соборует,то он подсознательно откликается на этотобряд: “когда святое коснулось его груди,то нечто похожее на содрогание ужасамгновенно отразилось на его помертвевшемлице”. Вот здесь Базаров совершенноотрекается от своих принципов именно тогда,когда над ним происходит церковный обряд.
Но не только в образе Базарова встречаютсяхристианские мотивы. Вторым центромпроизведения является образ Одинцовой.Один из критиков говорит о ней как овоплощении беса. Действительно, Одинцовахолодна, и холодна не только и не столько вобщении с людьми, сколько в душе. У неехолодная любовь, не согретая тепломХристовой любви. Любовь эгоистическая.Одинцова похожа на Коробочку.Своеобразная Церцея, залавливающая в своисети уставших от жизни путников. Кстатиговоря, именно она задувает свечу усмертного ложа Базарова, то есть оназадувает своим холодным дыханием жизньБазарова.
Можно сказать, что в романе “Отцы и дети”библейские мотивы имеют место лишь в связис Базаровым, как с главным проблематичнымцелым.
В любом произведении литературы,естественно, созданном после РождестваХристова, так или иначе прослеживаютсякакие-нибудь религиозные, библейские, авместе с тем и мифологические мотивы.Почему это происходит? Ведь писатель невсегда пишет именно о взаимоотношенияхнашего мира с тем “горним”, который мы не всостоянии увидеть. Такое проникновениерелигиозных мотивов в светскую литературупроисходит потому, что вся наша жизньподсознательно пропитана христианскойкультурой, с первых веков принятияхристианства Византией оно стало неотъемлемойчастью нашего существования, независимо оттого, каких жизненных позицийпридерживается человек. В литературе мывидим то же стремление, даже в самых, напервый взгляд, нехристианскихпроизведениях.
Советское литературоведение умышленноскрывало, а большинство читателей нехотели задумываться об этих христианскихидеях. Их действительно нужно видеть, онистановятся понятны не с первого взгляда.
Так и в романе Тургенева “Отцы и дети” несразу можно их углядеть. Действительно, нучто такого христианского в романе, нуБазаров, нигилист, переживает любовнуюколлизию, отрекается от своих убеждений и сэтим умирает.
Но здесь уместно будет вспомнить притчу облудном сыне. В конфликте Базарова с отцамивидится сходство с притчей, правда, неполное. Блудный сын уходит от отца, забываетсвой дом, пережив духовное падение, и, чтоглавное, сумев подняться, покаявшись,возвращается домой. В нашем случае блудныйсын уходит от отцов, уходит от того, чтоназывается культурой, которая жила поколениями.Возвращается ли он? Этот вопрос останетсяоткрытым. Будем надеяться, что да. С другойстороны, в святоотеческих толкованияхпритча о блудном сыне понимается каквозвращение нас, блудных детей, к ОтцуНебесному. Так как мы забыли Его из-за нашихгрехов. “Простите, вы что, даже...?” — “Все, — отвечает Базаров”. Для Николая Петровичаэто не понятно, как человек
может забывать Бога! Ладно, отрицаниеискусства, творения человеческих рук, ещеможно понять, осмыслить, но отрицать то, чтонеотрицаемо, — это выше, точнее, ниже НиколаяПетровича. В этом эпизоде видна та жеперефразированная притча. По отношению кБазарову можно вспомнить и миф об Эдипе,который не является библейскимповествованием, но в нем заключен глубокийфилософский смысл. Скитания царя Эдипа,выкалывание себе самому глаз похоже наскитания и страдания, правда, духовные,Базарова, его духовное самоослепление. Вхристианстве есть понятие “духовные очи”,то есть взгляд человеческой души на мир. Ине просто какое-нибудь его понимание, апонимание с точки зрения православногодуховного опыта. И вот если у человека неоказывается тех самых “духовных очей”, точеловек слепнет, спотыкается и падает.
Интересно взаимоотношение Базарова спредставителем и той реальности, которую онотрицает, — с отцом Алексеем. Тургеневпредставляет его как человека либеральныхвзглядов — в карты играет, даже иногдатрубочку покуривает, сделано это, наверное,для того, чтобы примирить его с Базаровым:автор вывел образ о. Алексея не как примеридеального священника, а именно как “немногонигилиста”. Что же Базаров? “Если он моейтарелки супа не съест, то я с любымчеловеком могу за столом сидеть”. Взгляднигилиста. Но когда о. Алексей его соборует,то он подсознательно откликается на этотобряд: “когда святое коснулось его груди,то нечто похожее на содрогание ужасамгновенно отразилось на его помертвевшемлице”. Вот здесь Базаров совершенноотрекается от своих принципов именно тогда,когда над ним происходит церковный обряд.
Но не только в образе Базарова встречаютсяхристианские мотивы. Вторым центромпроизведения является образ Одинцовой.Один из критиков говорит о ней как овоплощении беса. Действительно, Одинцовахолодна, и холодна не только и не столько вобщении с людьми, сколько в душе. У неехолодная любовь, не согретая тепломХристовой любви. Любовь эгоистическая.Одинцова похожа на Коробочку.Своеобразная Церцея, залавливающая в своисети уставших от жизни путников. Кстатиговоря, именно она задувает свечу усмертного ложа Базарова, то есть оназадувает своим холодным дыханием жизньБазарова.
Можно сказать, что в романе “Отцы и дети”библейские мотивы имеют место лишь в связис Базаровым, как с главным проблематичнымцелым.