Русские сочинения - Тургенев И.С. - Отцы и дети - МОЕ ОТНОШЕНИЕ К БАЗАРОВУ

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К БАЗАРОВУ


МОЕ
ОТНОШЕНИЕ К БАЗАРОВУ

(по роману И.С.
Тургенева “Отцы и дети”)
В романе И.
С. Тургенева “Отцы и дети” ярко отразился
характер эпохи, изменения в русской
общественной жизни, которые произошли в
начале 60-х годов XIX века,
когда на смену дворянской идеологии и
культуре пришла идеология революционно-демократическая.
И.С.
Тургенев показал борьбу двух общественных
групп: старой либеральной дворянской
интеллигенции, к которой принадлежат “отцы”,
и разночинной интеллигенции, к которой
относятся “дети”. Это борьба двух
поколений. В чем же расхождение взглядов
революционеров-демократов (поколение “детей”)
и ли-
бералов (поколение
“отцов”)? Кто из них прав? Вот главные
вопросы, поставленные И.С. Тургеневым в
романе.
Базаров —
главный герой романа “Отцы и дети” — сын
скромного уездного лекаря, “новый человек”,
нигилист. У него небрежные манеры, даже
внешность отражает характер героя: твердый,
непокорный. Лицо у Базарова — “длинное,
худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу
заостренным носом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного
цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и
выражало самоуверенность и ум”. Говорит он
кратко и отрывисто, не вынуждает себя к
любезности, резок и грубоват, сам о себе
говорит, что он “не мягкое существо”, что “изящная
сторона жизни” ему недоступна. Отца он
просит “не нежничать”, а своего друга
Аркадия — “не говорить красиво”. Евгений
отрицает не только поэзию, но и музыку,
искусство, любовь к природе.
Базаров —
врач по образованию. Естественные науки
привлекают его именно потому, что они
опираются на точные экспериментальные
данные. Базаров считает, что “порядочный
химик в двадцать раз полезней всякого поэта”,
“природа — не храм, а мастерская, и человек
в ней работник”. И в то же время наш герой —
человек острого ума, волевая и честная
натура. Базаров не способен притворяться
или лицемерить. Его ненависть к “безобразному
состоянию общества” глубокая и искренняя.
Он враг болтовни, довольно циничен и
склонен к шутке. Спрятанная под внешним
равнодушием большая любовь к своим
родителям очевидна, хотя он и не подает виду.
Вопреки своему отношению к любви, а Базаров
считает это глупостью, он все же влюбляется.
В своем чувстве к Одинцовой герой
раскрывается как натура очень сильная: он
сумел перебороть себя в минуту страсти.
Главный
идейный противник Евгения Базарова в
лагере “отцов” — Павел Петрович Кирсанов,
“уездный аристократ”, потому что, даже
живя в деревне, Павел Петрович сохранил всю
чопорность аристократических привычек.
С первых же
дней приезда Базарова в Марьино Кирсанов
возненавидел Евгения. Он почувствовал в
этом нигилисте сильного и умного
противника. Все принципы Павла Петровича
сводятся к одному — защитить старый
порядок. Базаров же стремится эти принципы
уничтожить. По мнению Кирсанова,
аристократия
— движущая сила общественного развития, ее
идеал — конституционная монархия; путь к
идеалу — либеральный, то есть через реформы,
гласность. Павел Петрович осуждает
нигилистов за то, что те “никого не уважают”,
живут без принципов, считает их ненужными и
бессильными: “Вас всего четыре человека с
половиной”. Из-за расхождения взглядов
Базаров и Павел Петрович часто ссорятся и
спорят, не могут найти компромисс.
Доказательством глубины их разногласий
является дуэль. После дуэли Кирсанов готов
признать, что Евгений вел себя отлично.
Мое личное
отношение к Базарову двойственно. С одной
стороны, он мне нравится: он умен, образован,
честен, обладает большой силой воли. Все эти
качества в человеке привлекают. Но с другой
стороны, я считаю, что надо сначала
построить что-то новое, а потом ломать
старое, а не наоборот. А то может получиться
так, что, сломав все, что было, мы не сумеем
создать что-то новое. Также мне кажется
нелепым отрицать все: природу, искусство,
музыку, любовь, даже то, чего не знаешь. Как
можно отрицать то, чего не знаешь? Этого я не
понимаю. Мне жаль Базарова, который в конце
романа умирает. Вместе с ним умирают и те
идеи, о которых он говорил. И все же...
Поместив в центр романа спор Базарова и
Кирсанова, Тургенев недвусмысленно дал
понять, кому из них принадлежит будущее.
Базаров побеждает Павла Петровича
Кирсанова, тем самым доказывая
превосходство нового над старым. “Это
торжество демократизма над аристократией”
— так оценивает И.С. Тургенев смысл
изображенной им ситуации.