Образ Базарова

Образ Базарова

Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов.
Д.И. Писарев
Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, — и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего.
И.С. Тургенев

Едва выйдя в свет, роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» вызвал настоящий шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что «плебей» Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы же восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший в журнале «Современник», даже назвал Базарова «ас-модеем нашего времени». Все эти факты говорят в пользу И.С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену аристократии.
Тургенев отразил в романе типичный конфликт эпохи и задал, в частности, вопрос о характере и роли «нового человека», деятеля в период революционной ситуации в Европе 60-х годов. Героем того времени являлся разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Имен-но таков главный герой романа «Отцы и дети» — Евгений Базаров.
Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его на-звании: «Отцы и дети». Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений — вечная проблема классической литературы, с другой, — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов. Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы можем их отнести. Но дело в том, что Базаров оказывается единственным представителем лагеря «де-тей», лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враж-дебном лагере.
Базаров стал выразителем идей революционной демократии, противопоставлен-ных в романе либеральному дворянству. Его образ занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг не-го, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свиде-тельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.
Сюжет романа строится на столкновении Базарова с чуждым ему дворянством. Тургенев сразу же показывает, что Базаров — демократ, разночинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В столкновении с «бар-чуками проклятыми» его облик раскрывается полностью. В романе широко исполь-зуется прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу, аристокра-тия одного демократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и це-леустремленность Базарова контрастируют с двойственностью Аркадия, с его мяг-котелостью и отсутствием осознанной цели.
В Марьине, родовом поместье Кирсановых, Базаров — гость, разительно отли-чающийся от хозяев-помещиков. Даже со своим товарищем Аркадием он расходится в главном — в представлениях о жизни, хотя Аркадий — единственный сторонник Базарова в споре с отцами. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблю-дается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретает свое мнение и перестает повторять слепо за Базаровым нигилистические суждения и мнения. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Разница между героями видна в их поведении в «империи» Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибарит-ствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно даже по его «красной обнаженной руке». Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело — естественные науки, изу-чение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение наука-ми является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, База-ров идет в ногу со временем. Аркадий — совершенная противоположность. Он ни-чем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное — уют и покой, а для Базарова — труд и движение.
Крупное разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. «Ты, нежная душа, размазня», — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. «Ученик» не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов».
Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут ему подойти. Он принадлежит к разряду людей, веч-но опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разой-дутся.
В столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, рас-крываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем — зре-лость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием — способность привлекать на свою сторону моло-дежь, быть учителем, воспитателем, честность и непримиримость в дружбе; в от-ношении с Одинцовой — умение глубоко и по-настоящему любить, цельность нату-ры, сила воли и чувство собственного достоинства.
Ключевыми местами в композиции романа являются сцены споров. Герои Тур-генева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров — натура независимая, не склоняющая-ся ни перед кем, а подчиняющаяся лишь суду мысли. Типичен для тогдашней мо-лодежи и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явилась бы его уделом.
Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (кстати, это типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смер-тью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. Базаров называл любовь «белибердой», презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую: «Нравится тебе женщина, так возьми ее!». Однако сам, влюбившись, вдруг почув-ствовал себя романтиком, мучимым эмоциями.
В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не слом-лен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раскрывается это «грешное, бунтующее сердце» до конца.
Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить Базарова до «тишины блаженства», так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых, и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым.