Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети"
ОбразБазарова в романе Тургенева «Отцы и дети»
Роман И.С. Тургенева отразил борьбу двухсоциально-политических
лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIXвека. И.С.Тургенев
отразил в романе типичный конфликт эпохи ипоставил ряд актуальных
проблем, в частности, вопрос о характере ироли «нового человека»,
деятеля в период революционной ситуации вЕвропе 60-х годов.
Выразителем идей революционной демократиистал Евгений Базаров,
герой, который противопоставлен в романелиберальному дворянству.
Образ Базарова занимаетцентральное место в композиции романа. Из
28 глав лишь в двух не появляется Базаров, востальных — он главное
действующее лицо. Все основные лица романагруппируются вокруг
него, раскрываются во взаимоотношениях сним, резче и ярче оттеняют
те или иные черты его личности,подчеркивают его превосходство, ум,
душевную силу, свидетельствуют о егоодиночестве в среде уездных
аристократов. Напомним, что герой эпохи 60-хгодов был разночинецдемократ, убежденный противник дворянско-крепостническогостроя,
материалист по мировоззрению, прошедшийшколу труда и лишений,
самостоятельно мыслящий и независимый.Именно таков Базаров в
изображении автора.
Сюжет романа строится на столкновенииБазарова с миром
аристократов. Тургенев сразу же показывает,что Базаров — демократ,
разночинец, человек труда — чуждаристократическому этикету и
условностям. В столкновении с «барчукамипроклятыми» его облик
раскрывается полностью. В романе широкоиспользуется прием
контраста: Базаров противопоставлен ПавлуПетровичу, аристократизм
одного — демократизму другого.Последовательность, убежденность,
воля и целеустремленность Базароваконтрастируют с раздвоенностью
Аркадия, с его случайными убеждениями,мягкотелостью и отсутствием
осознанной цели.
Именно в столкновении с различнымиперсонажами,
противопоставленными ему, раскрываютсязамечательные черты
Базарова: в спорах с Павлом Петровичем — зрелость ума, глубина
суждений и непримиримая ненависть кбарству и рабству; во
взаимоотношениях с Аркадием- способность привлекать на свою
сторону молодежь, быть учителем,воспитателем, честность и
непримиримость в дружбе; в отношении сОдинцовой — умение глубоко
и по-настоящему любить, цельность натуры,сила воли и чувство
собственного достоинства. Главное место вкомпозиции романа
занимают сцены споров. Герои Тургеневараскрывают свое
мировоззрение в прямых высказываниях, встолкновениях со своими
идейными противниками. Базаров — натуранезависимая, не
склоняющаяся ни перед какими авторитетами,а подвергающая все суду
мысли. Типичен для шестидесятников иинтерес Базарова к
естественным наукам, хотя ни карьераученого, ни карьера врача не
стали бы его уделом.
Тургенев проводит своего героя через рядиспытаний (а это вообще
типично для романов Тургенева). Ониспытывает Базарова сначала
любовью, затем и смертью. Тургенев как бы состороны наблюдает за
тем, как ведет себя его герой в этихситуациях. И если любовь к
Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной,под стать самому
Базарову, побеждает принципы нигилизма (ведьБазаров называл
любовь «белибердой», презрительноотносился к идеальным,
романтическим чувствам, признавал любовьтолько физиологическую:
«Нравится тебе женщина, так возьми ее!»Сам же, влюбившись, вдруг
почувствовал романтика в самом себе), то впредсмертной сцене
Базаров верен своим идеалам до конца, он несломлен, гордо смотрит
смерти в глаза. Многие критики считают этусцену самой сильной,
живой и трогательной. Потому что именноздесь раскрывается это
«грешное, бунтующее сердце» до конца.
Смерть Базарова по-своему оправданна. Как влюбви нельзя было
доводить Базарова до «тишины блаженства»,так и в его предполагаемом
деле он должен был остаться на уровне еще нереализуемых,
вынашиваемых и потому безграничныхстремлений. Базаров должен
был умереть, чтобы остаться Базаровым.
Сколько бы ни было критических статей поповоду героя «Отцов и
детей», и как бы ни трактовался образБазарова, лучше всего сказал о
своем «самом любимом детище» сам автор:«Я хотел сделать из него
лицо трагическое… Мне мечталась фигурасумрачная, дикая, большая,
наполовину выросшая из почвы, сильная,злобная, честная — и все-таки
обреченная на погибель, потому что она все-такистоит еще в
преддверии будущего».
Роман И.С. Тургенева отразил борьбу двухсоциально-политических
лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIXвека. И.С.Тургенев
отразил в романе типичный конфликт эпохи ипоставил ряд актуальных
проблем, в частности, вопрос о характере ироли «нового человека»,
деятеля в период революционной ситуации вЕвропе 60-х годов.
Выразителем идей революционной демократиистал Евгений Базаров,
герой, который противопоставлен в романелиберальному дворянству.
Образ Базарова занимаетцентральное место в композиции романа. Из
28 глав лишь в двух не появляется Базаров, востальных — он главное
действующее лицо. Все основные лица романагруппируются вокруг
него, раскрываются во взаимоотношениях сним, резче и ярче оттеняют
те или иные черты его личности,подчеркивают его превосходство, ум,
душевную силу, свидетельствуют о егоодиночестве в среде уездных
аристократов. Напомним, что герой эпохи 60-хгодов был разночинецдемократ, убежденный противник дворянско-крепостническогостроя,
материалист по мировоззрению, прошедшийшколу труда и лишений,
самостоятельно мыслящий и независимый.Именно таков Базаров в
изображении автора.
Сюжет романа строится на столкновенииБазарова с миром
аристократов. Тургенев сразу же показывает,что Базаров — демократ,
разночинец, человек труда — чуждаристократическому этикету и
условностям. В столкновении с «барчукамипроклятыми» его облик
раскрывается полностью. В романе широкоиспользуется прием
контраста: Базаров противопоставлен ПавлуПетровичу, аристократизм
одного — демократизму другого.Последовательность, убежденность,
воля и целеустремленность Базароваконтрастируют с раздвоенностью
Аркадия, с его случайными убеждениями,мягкотелостью и отсутствием
осознанной цели.
Именно в столкновении с различнымиперсонажами,
противопоставленными ему, раскрываютсязамечательные черты
Базарова: в спорах с Павлом Петровичем — зрелость ума, глубина
суждений и непримиримая ненависть кбарству и рабству; во
взаимоотношениях с Аркадием- способность привлекать на свою
сторону молодежь, быть учителем,воспитателем, честность и
непримиримость в дружбе; в отношении сОдинцовой — умение глубоко
и по-настоящему любить, цельность натуры,сила воли и чувство
собственного достоинства. Главное место вкомпозиции романа
занимают сцены споров. Герои Тургеневараскрывают свое
мировоззрение в прямых высказываниях, встолкновениях со своими
идейными противниками. Базаров — натуранезависимая, не
склоняющаяся ни перед какими авторитетами,а подвергающая все суду
мысли. Типичен для шестидесятников иинтерес Базарова к
естественным наукам, хотя ни карьераученого, ни карьера врача не
стали бы его уделом.
Тургенев проводит своего героя через рядиспытаний (а это вообще
типично для романов Тургенева). Ониспытывает Базарова сначала
любовью, затем и смертью. Тургенев как бы состороны наблюдает за
тем, как ведет себя его герой в этихситуациях. И если любовь к
Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной,под стать самому
Базарову, побеждает принципы нигилизма (ведьБазаров называл
любовь «белибердой», презрительноотносился к идеальным,
романтическим чувствам, признавал любовьтолько физиологическую:
«Нравится тебе женщина, так возьми ее!»Сам же, влюбившись, вдруг
почувствовал романтика в самом себе), то впредсмертной сцене
Базаров верен своим идеалам до конца, он несломлен, гордо смотрит
смерти в глаза. Многие критики считают этусцену самой сильной,
живой и трогательной. Потому что именноздесь раскрывается это
«грешное, бунтующее сердце» до конца.
Смерть Базарова по-своему оправданна. Как влюбви нельзя было
доводить Базарова до «тишины блаженства»,так и в его предполагаемом
деле он должен был остаться на уровне еще нереализуемых,
вынашиваемых и потому безграничныхстремлений. Базаров должен
был умереть, чтобы остаться Базаровым.
Сколько бы ни было критических статей поповоду героя «Отцов и
детей», и как бы ни трактовался образБазарова, лучше всего сказал о
своем «самом любимом детище» сам автор:«Я хотел сделать из него
лицо трагическое… Мне мечталась фигурасумрачная, дикая, большая,
наполовину выросшая из почвы, сильная,злобная, честная — и все-таки
обреченная на погибель, потому что она все-такистоит еще в
преддверии будущего».