Русские сочинения - Тургенев И.С. - Отцы и дети - ОТЦЫ И ДЕТИ ТУРГЕНЕВ БАЗАРОВ И ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ.

ОТЦЫ И ДЕТИ ТУРГЕНЕВ БАЗАРОВ И ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ.

ОТЦЫ И ДЕТИ ТУРГЕНЕВ
БАЗАРОВ И ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ.
Для того чтобы осознать конфликт романа
во всей его полноте, следует понять все
оттенки разногласий Евгения Базарова и
Павла Петровича Кирсанова.
«Кто есть Базаров?»-спрашивают Кирсановы
и слышат ответ Аркадия: «Нигилист». По
мнению Павла Петровича, нигилисты попрос-
ту ничего не признают и ничего не уважа-
ют. Взгляды нигилиста Базарова можно оп-
ределить, только выяснив его позицию. Во-
прос, что признавать, на чём, на каких ос-
нованиях строить свои убеждения,-чрезвы-
чайно важен для Павла Петровича. Вот что
представляют собой принципы Павла Петро-
вича Кирсанова: право на ведущее положе-
ние в обществе аристократы завоевали не
происхождением, а нравственными достоинс-
твами и делами(«Аристократия дала свобо-
ду Англии и поддерживает её»), т.е. нрав-
ственные нормы, выработанные аристократа-
ми,-опора человеческой личности.Без при-
нципов могут жить лишь безнравственные
люди. Прочитав высказывания Базарова о
бесполезности громких слов, мы видим, что
«принсипы»Павла Петровича никак не соот-
носятся с его деятельностью на благо об-
щества, а Базаров принимает только то, что
полезно («Мне скажут дело- я соглашусь».
«В теперешнее время полезнее всего отри-
цание- мы отрицаем»). Евгений отрицает и
государственный строй, что приводит Павла
Петровича в замешательство (он «поблед-
нел»).Отношение к народу Павла Петровича
и Базарова разное. Павлу Петровичу рели-
гиозность народа, жизнь по заведённым де-
дами порядкам кажутся исконными и ценны-
ми чертами народной жизни, умиляют его.
+
Базарову же эти качества ненавистны:«На-
род полагает, что, когда гром гремит, это
Илья-пророк в колеснице по небу разъез-
жает.Что ж? Мне согласиться с ним?» Одно
и то же явление и называется по-разному,
и по-разному оценивается его роль в жиз-
ни народа. Павел Петрович:«Он (народ) не
может жить без веры». Базаров:«Грубейшее
суеверие его душит».Просматриваются раз-
ногласия Базарова и Павла Петровича в
отношении к искусству, природе. С точки
зрения Базарова,«читать Пушкина-потерян-
ное время, заниматься музыкой смешно, нас-
лаждатьтся природою-нелепо».Павел Петро-
вич, напротив, любит природу, музыку.Макси-
мализм Базарова, полагающего, что можно и
нужно во всём опираться только на собст-
венный опыт и собственные ощущения, при-
водит к отрицанию искусства, поскольку
искусство как раз и представляет собой
обобщение и художественное осмысление
чужого опыта. Искусство (и литература, и
живопись, и музыка)размягчает душу, отвле-
кает от дела. Всё это «романтизм»,«чепу-
ха». Базарову, для которого главной фигу-
рой времени был русский мужик, задавлен-
ный нищетой,«грубейшими суевериями», ка-
залось кощунственным«толковать»об искус-
стве,«бессознательном творчестве», когда
«дело идёт о хлебе несущном».
Итак, в романе Тургенева «Отцы и дети»
столкнулись два сильных, ярких характера.
По своим взглядам, убеждениям Павел Пет-
рович предстал перед нами как представи-
тель «сковывающей, леденящей силы прошед-
шего», а Евгений Базаров-как часть«разру-
шительной, освобождающей силы настоя-
щего».