Русские сочинения - Тургенев И.С. - Отцы и дети - Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

Иван Сергеевич Тургенев замечательный мастер литературного портрета. Герои его произведений часто описаны так ярко и образно, что ему мог бы позавидовать и живописец. Наиболее ярким, на мой взгляд, произведением, насыщенным богатыми портретными характеристиками, является роман «Отцы и дети».

На первой же странице романа автор знакомит нас с Николаем Петровичем Кирсановым. Один лист бумаги, несколько ярких и сочных красок понадобилось писателю, и мы уже знаем все о немолодом, заурядном, но добром помещике, ожидающем на крыльце постоялого двора своего сына. Мы знаем, что ему сорок с небольшим, но выглядит он старше: «совсем седой, пухленький и немного сгорбленный». Ничего не пишет Тургенев о его бесхарактерности, но по тому, как он говорит, сидит «подогнувши под себя ножки», не может сдерживать эмоции: «и побежал, и замахал руками», мы делаем вывод, что так оно и есть. Он сентиментален, робок, не очень умен, трогательно любит своего сына и гордится им. «Наконец ты кандидат и домой приехал. Наконец!»

Совсем другой портрет рисует автор, описывая более красивого и удачливого брата Николая Петровича — Павла Петровича. «Лицо его желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной». В отличие от своего брата он служил и довольно успешно: на двадцать восьмом году от роду уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Но он страстно полюбил и испортил себе и жизнь, и карьеру. Павел Петрович нарисован писателем подробно: с явным удовольствием описываются детали его гардероба, его манеры и привычки. Мы понимаем, что он франт, эгоист и консерватор.

Любимых женщин братьев Кирсановых Тургенев описывает тоже очень точно. Они никогда не были знакомы и даже никогда не виделись, и так же, как и братья, они — совершенно разные. У них различно все: социальное положение, внешность, судьба. Фенечка, так зовут женщину Николая Петровича, «из простых», дочь кирсановской экономки. Она — проста и красива: «Ему все мерещилось это чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо». Робкая и нежная, она олицетворяет народную красоту и простоту. Фенечка очень любит Николая Петровича, она преданная жена и заботливая мать.

Мастерски описанный писателем портрет женщины передает именно эти ее душевные качества. «Дверь отворилась, и вошла Фенечка с Митей на руках. Она надела на него красную рубашечку с галуном на вороте, причесала его волосики и утерла лицо: он дышал тяжело, порывался всем телом и подергивал ручонками, как это делают все здоровые дети; но щегольская рубашечка видимо на него подействовала: выражение удовольствия отражалось на всей его пухлой фигуре. Фенечка и свои волосы привела в порядок, и косынку надела получше».

Княгиня Р., которую так безумно любил Павел Петрович, «слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась». И вот уже читатель представляет эту женщину: «она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего что глаза, и даже не самые глаза — они были не велики и серы, — но взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, — загадочный взгляд». Описанный портрет не оставляет сомнений: такую женщину не мог не полюбить Павел Петрович.

Еще один прекрасный женский образ рисует Тургенев — Анну Сергеевну Одинцову.
«Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из — под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Позже, когда роман будет прочитан, нам станет ясно, что значило это спокойствие: это было неумение чувствовать и неспособность любить.

Портрет главного героя романа Евгения Базарова автор пишет нарочито скупыми красками. Вот как он описывает его лицо: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность». Уже по этому первому описанию мы можем сделать вывод, что этот некрасивый молодой человек умен, упрям и силен. По скупым фразам типа: «почти ничего не говорил, но ел много», «Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку» мы понимаем, что молодой человек специально пренебрегает манерами, что он, мягко говоря, развязен, и еще он не очень нравится самому автору. Многое можно понять, заглянув в глаза герою.
Таким образом, роль портрета в раскрытии характеров персонажей романа «Отцы и дети» трудно переоценить. Здесь все имеет значение: цвет глаз и их выражение, голос героя и его манера говорить, его платье и состояние его ногтей. Писатель Тургенев не забыл ни одной мелочи, он, вообще, мастер деталей, поэтому герои его романа по-прежнему интересны нашим современникам.