Русские сочинения - Тургенев И.С. - Отцы и дети - Сатирические мотивы и их роль в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети”.

Сатирические мотивы и их роль в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети”.

Сатирические мотивы и ихроль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети”.
Сюжет романа И.С. Тургенева „Отцы и дети“заключен в самом его
названии. Невольное противостояниестаршего и младшего поколений,
обусловленное изменяющимся духом времени,можно рассматривать
как в трагическом ключе (Ф.М. Достоевский вромане „Бесы“), так и в
сатирическом, юмористическом. На мой взгляд,юмора в романе
больше, чем сатиры. Сатира склонна обличать(ср. едкая, злая, острая
сатира), тогда как юмор сожалеет и дажесочувствует (мягкий, добрый и
т.п.).
В самом деле, отцов или детей обличатьТургеневу? По возрасту,
характеру, образу жизни автор во времянаписания романа был „отцом“.
Он не мог не видеть, что за нигилизмом иэгоцентризмом молодежи
стоит желание заменить веру знанием, апассивную надежду -
активными действиями, хотя сам он и непринимал максималистского
подхода к жизни. Из неприятия и непониманияродился роман „Отцы и
дети“. Но это не категорическое отрицание,а желание разобраться. В
этом Тургеневу помогают юмор и сатира.
Такой подход Тургенев применяет к каждомусвоему персонажу,
исключая Одинцову.
Роман начинается со сцены приезда Аркадия иБазарова в Марьино,
имение Кирсановых. Вспомните, как Аркадийпо поводу и без повода
употребляет слово „отец“,разговаривает нарочито низким голосом,
пытается вести себя развязно, подражаяБазарову. Но у него ничего не
получается, все выглядит неестественно,потому что он остался тем же
мальчиком, каким уехал из родного гнезда.
Сама усадьба, построенная на открытом месте(результат беспочвенных
мечтаний Николая Петровича), и ее хозяева,Николай Петрович и
Павел Петрович Кирсановы, вызывают улыбку,но другого рода:
грустную, ностальгическую. Это уходящая впрошлое эпоха
старосветских помещиков и аристократов.
С точки зрения Базарова они — чудаки, ихжизнь бесполезна для
общества. Гуманистически настроенныйНиколай Петрович дал
крестьянам волю и этим оказал им медвежьюуслугу. Его игра на
виолончели, вычищенные полусапожки ПавлаПетровича не способны
улучшить жизнь народа, даже не в состоянииподнять его культурный
уровень. Все это так, как бы говоритТургенев, но без этих чудаков не
было бы поэзии, искусства, музыки. Братья,внешне такие разные,
схожи своей душевной целостностью.Кирсановы любят Пушкина,
Базаров не понимает этого поэта и поэзиювообще, потому что не
принимает его идеалов.
Над Базаровым автор побаивается шутить.Красные руки,
взлохмаченные волосы, неуклюжие, ноуверенные движения придают
внешности Базарова что-то звериное. У зверяесть воля к действию,
есть физическая сила, есть инстинкт, но унего нет разума. Называть
человека разумным, если тот отрицает опытпрошлых поколений (»мы
не признаем авторитетов"), нельзя.
Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку.Неверящий в любовь
полюбил, его любовь отвергли. Интересно, чтоумер Базаров не в
дороге, как и следовало бы представителюмолодого поколения, а в
родном доме, на руках у «старосветскихпомещиков».
Во всем романе, в целом грустном и добром,как и все, что написал
Тургенев, есть только два персонажа,достойных сатиры: Кукшина и
Ситников. Первую Тургенев спрашивает: «Чтоты пружишься?» Чего не
хватает этому существу с маленьким,красненьким носиком? Почему
Кукшина для поддержания внимания иуважения к себе не делает
ровным счетом ничего?Бессмысленно пылятся журналы, которые
никогда никто не прочтет, бессмысленно самоее существование. Не
случайно рядом с ней Тургенев ставит такогопустейшего человека, как
Ситников; он и места в романе занимаетменьше всех. Сын
трактирщика мечтает сделать народсчастливым, пользуясь при этом
прибылью с заведений своего отца. Подобныеперсонажи в литературе
называют пародиями. Ситников при Базарове,как Грушницкий при
Печорине (то же самое можно сказать оКукшиной и Одинцовой). Но
если Лермонтов использовал образГрушницкого в качестве средства
раскрытия образа Печорина, то Тургеневиспользует отрицательное для
придания большего веса положительному.
С помощью юмористических и сатирическихмоментов автор выражает
свое отношение к персонажам. В сцене спора идуэли Базарова и П.П.
Кирсанова юмор переходит в фарс, потому что«дети» не должны
убивать «отцов», а «отцы»заставлять «детей» думать так же, какдумают
они. Проблема «отцов и детей» вечна, исмотреть на нее надо с
юмором, как это и сделал Тургенев.