Русские сочинения
-
Тургенев И.С.
-
Отцы и дети
-
ВЛИЯНИЕ ТУРГЕНЕВА НА СОВРЕМЕННИКОВ И ЕГО МЕСТО В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
ВЛИЯНИЕ ТУРГЕНЕВА НА СОВРЕМЕННИКОВ И ЕГО МЕСТО В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
ВЛИЯНИЕТУРГЕНЕВА НА СОВРЕМЕННИКОВ И ЕГО МЕСТО ВРУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Тургенев был характерным представителемклассической русской литературы, котораявсегда ставила перед собой социальныезадачи, играла важную общественную роль. Онпо праву гордился своими “Запискамиохотника”, которые способствовалиосвобождению крепостных крестьян. Егосоциально-психологические романыоказывали сильное влияние на российскуюобщественную мысль, ибо писатель, по словамДобролюбова, “быстро угадывал новые потребности,новые идеи <...> и в своих произведенияхобращал внимание на вопрос, стоявший наочереди и уже смутно начинавший волноватьобщество”. Когда начинающие литераторыобращались к Тургеневу за советами, онникогда не открывал им профессиональные “секреты”своего мастерства, а серьезно говорил: “Выдолжны себя делать, человека из себя делать”.
Творчеству Тургенева свойственны глубокийпсихологизм, изящество и музыкальностьязыка и стиля, его женские образы очаровательныи подкупают своим обаянием. Его лиризм, верав личность, человеческий разумобусловлены тем, что он был особенно тесносвязан с наследием русского и западногоромантизма и сложился как писатель в эпохупозднего романтизма 40-х годов. В то времяпреобладал особый тип “идеалиста”, блестящеобразованного и талантливого, активностькоторого в условиях невозможностипрактической и общественной деятельностиограничивалась пылкими речами и страстнойполемикой в распространенных тогда кружках.В своих ранних произведениях “ГамлетЩигровского уезда” и “Дневник лишнегочеловека” Тургенев дал блестящую сатиру на
это поколение и на всю эпоху 40-х годов,однако недостатком этих повестей было то,что они носили характер памфлета, в них ещене было художественной оценки эпохи. Этотнедостаток Тургенев преодолел позже, вроманах “Рудин” и “Отцы и дети”, в которыхон не только показал развитие историческихэпох и смену типа русского общественногодеятеля, но и засвидетельствовал перед читателемсвои несомненные художественные дарования.
Роман “Отцы и дети” читали во всех слояхобщества — от революционно настроенноймолодежи до правительственной верхушки икрайних реакционеров. “Отцы и дети”оказались в центре литературной иобщественной жизни 60-80-х годов XIX века.Ожесточенные споры вокруг романа велисьне только в критике. В романе Чернышевского“Что делать?” и романе Достоевского “Бесы”много скрытой и явной полемики с Тургеневым.Чернышевский никак не мог согласиться сТургеневым в оценке “нового человека”,трагическую противоречивость которого такубедительно показал Тургенев. ПарадоксБазарова в том, что революционность еговзглядов и жажда преобразования мирауживаются с позитивистскиммиросозерцанием буржуазного ученого-просветителя.Зная об отрицательном отношении к романуТургенева революционной молодежи (возрастэтой молодежи был от 20 до 25 лет), Чернышевскийвоспел “детей”, вопреки лозунгу Тургенева“Ни отцы, ни дети”. Достоевский нарисовалзлую карикатуру на Тургенева, который в “Бесах”фигурирует под фамилией Кармазинов изаискивает перед радикально настроеннойреволюционной молодежью. Степан Трофимовичговорит о романе: “У него Базаров — этокакое-то фиктивное лицо, не существующеевовсе”. Сам факт, что роман вызвал такиепротиворечивые оценки, говорит о том, чтоТургенев, в произведении которогосовершенно отсутствуют элементы социальнойсатиры и памфлета, сумел всех задеть заживое, пользуясь лишь методом “художественного воспроизведения”. Суть этого методаТургенев выразил так: “Художественноевоспроизведение — если оно удалось — злеесамой злой сатиры”.
Тип социально-психологического романа,созданный Тургеневым, оказал огромноевлияние на развитие общественной и литературнойжизни. Его “художественныевоспроизведения” были настолько точными,что им не только верили,но даже подражали. Писатель по правуговорил о своем Базарове: “Образ вышел дотого определенный, что немедленно вступил вжизнь и пошел действовать”. ЖурналистАлексей Суворин так отозвался о влиянииТургенева на современное общество: “Онсоздавал образы мужчин и женщин, которыеоставались образцами. <...> Он придумывалпокрой, он придумывал душу, и по этимобразцам многие россияне одевались”.Однако здесь перед нами явная недооценка,ибо невозможно подражать тому, чтонадуманно и искусственно.Образам Тургенева подражали в силу ихвнутренней убедительности. Именно поэтомуроманы Тургенева продолжают интересоватьне только исследователей литературыпрошлого, но и остаются на книжной полкесовременных русских читателей.
Тургенев был характерным представителемклассической русской литературы, котораявсегда ставила перед собой социальныезадачи, играла важную общественную роль. Онпо праву гордился своими “Запискамиохотника”, которые способствовалиосвобождению крепостных крестьян. Егосоциально-психологические романыоказывали сильное влияние на российскуюобщественную мысль, ибо писатель, по словамДобролюбова, “быстро угадывал новые потребности,новые идеи <...> и в своих произведенияхобращал внимание на вопрос, стоявший наочереди и уже смутно начинавший волноватьобщество”. Когда начинающие литераторыобращались к Тургеневу за советами, онникогда не открывал им профессиональные “секреты”своего мастерства, а серьезно говорил: “Выдолжны себя делать, человека из себя делать”.
Творчеству Тургенева свойственны глубокийпсихологизм, изящество и музыкальностьязыка и стиля, его женские образы очаровательныи подкупают своим обаянием. Его лиризм, верав личность, человеческий разумобусловлены тем, что он был особенно тесносвязан с наследием русского и западногоромантизма и сложился как писатель в эпохупозднего романтизма 40-х годов. В то времяпреобладал особый тип “идеалиста”, блестящеобразованного и талантливого, активностькоторого в условиях невозможностипрактической и общественной деятельностиограничивалась пылкими речами и страстнойполемикой в распространенных тогда кружках.В своих ранних произведениях “ГамлетЩигровского уезда” и “Дневник лишнегочеловека” Тургенев дал блестящую сатиру на
это поколение и на всю эпоху 40-х годов,однако недостатком этих повестей было то,что они носили характер памфлета, в них ещене было художественной оценки эпохи. Этотнедостаток Тургенев преодолел позже, вроманах “Рудин” и “Отцы и дети”, в которыхон не только показал развитие историческихэпох и смену типа русского общественногодеятеля, но и засвидетельствовал перед читателемсвои несомненные художественные дарования.
Роман “Отцы и дети” читали во всех слояхобщества — от революционно настроенноймолодежи до правительственной верхушки икрайних реакционеров. “Отцы и дети”оказались в центре литературной иобщественной жизни 60-80-х годов XIX века.Ожесточенные споры вокруг романа велисьне только в критике. В романе Чернышевского“Что делать?” и романе Достоевского “Бесы”много скрытой и явной полемики с Тургеневым.Чернышевский никак не мог согласиться сТургеневым в оценке “нового человека”,трагическую противоречивость которого такубедительно показал Тургенев. ПарадоксБазарова в том, что революционность еговзглядов и жажда преобразования мирауживаются с позитивистскиммиросозерцанием буржуазного ученого-просветителя.Зная об отрицательном отношении к романуТургенева революционной молодежи (возрастэтой молодежи был от 20 до 25 лет), Чернышевскийвоспел “детей”, вопреки лозунгу Тургенева“Ни отцы, ни дети”. Достоевский нарисовалзлую карикатуру на Тургенева, который в “Бесах”фигурирует под фамилией Кармазинов изаискивает перед радикально настроеннойреволюционной молодежью. Степан Трофимовичговорит о романе: “У него Базаров — этокакое-то фиктивное лицо, не существующеевовсе”. Сам факт, что роман вызвал такиепротиворечивые оценки, говорит о том, чтоТургенев, в произведении которогосовершенно отсутствуют элементы социальнойсатиры и памфлета, сумел всех задеть заживое, пользуясь лишь методом “художественного воспроизведения”. Суть этого методаТургенев выразил так: “Художественноевоспроизведение — если оно удалось — злеесамой злой сатиры”.
Тип социально-психологического романа,созданный Тургеневым, оказал огромноевлияние на развитие общественной и литературнойжизни. Его “художественныевоспроизведения” были настолько точными,что им не только верили,но даже подражали. Писатель по правуговорил о своем Базарове: “Образ вышел дотого определенный, что немедленно вступил вжизнь и пошел действовать”. ЖурналистАлексей Суворин так отозвался о влиянииТургенева на современное общество: “Онсоздавал образы мужчин и женщин, которыеоставались образцами. <...> Он придумывалпокрой, он придумывал душу, и по этимобразцам многие россияне одевались”.Однако здесь перед нами явная недооценка,ибо невозможно подражать тому, чтонадуманно и искусственно.Образам Тургенева подражали в силу ихвнутренней убедительности. Именно поэтомуроманы Тургенева продолжают интересоватьне только исследователей литературыпрошлого, но и остаются на книжной полкесовременных русских читателей.