Природа в восприятии И. С. Тургенева
ПРИРОДА В ВОСПРИЯТИИ И. С. ТУРГЕНЕВА
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Бо-ясеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой. Но Природа и ужасала его — своего певца — равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «… она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука — равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая — это жизнь, природа или Бог; называйте ее как хотите, но не поклоняйтесь ей… Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке...» — писал И. С. Тургенев 28 июля 1846 года Полине Виардо. Природа являлась для Ивана Сергеевича и первопричиной гамлетовского начала — одного из проявлений ее всеобщего закона, он видит в ней «всеобщую и бесконечную гармонию», в которой существуют все и вся. Все жизни сливаются в мировую жизнь — это общая тайна, которую мы видим и не видим. В Природе все обособлено и в то же время слито — это общая тайна. Человеку порой трудно или даже невозможно найти успокоение в «бесконечности гармонии», ибо она вне разума.Безразличие Природы, воплощенное в незыблемости ее законов,— вот что питало космический пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них»,— говорил он Полонскому в конце жизни.Грустным итогом подобных размышлений стало стихотворение в прозе «Природа». Поэт обращается к «нашей общей матери» с вопросом о ее заботах: «не о будущих ли судьбах человечества» они? Но оказывается, что предмет для ее дум — «Как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей Удобнее было спасаться от врагов своих». Поэт потрясен: «Но разве мы, люди, не любимые твои дети?» Природа же холодно спокойна:«— Все твари мои дети,— промолвила она,— и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю.— Но добро… разум… справедливость...— пролепетал я снова.— Это человеческие слова,— раздался железный голос.— Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне все равно… А ты пока защищайся — и не мешай мне!»Разум художника не может постигнуть этого противоречия и безнадежности существования — разум ищет опоры.Тургенев — прекрасный лирик, его и прозаические произведения изобилуют описаниями картин природы.Причем природа в них созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним. Это типичное для XIX века изображение природы получило свое продолжение в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова.И сегодня мы часто смотрим вокруг глазами И. С. Тургенева.
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Бо-ясеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой. Но Природа и ужасала его — своего певца — равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «… она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука — равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая — это жизнь, природа или Бог; называйте ее как хотите, но не поклоняйтесь ей… Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке...» — писал И. С. Тургенев 28 июля 1846 года Полине Виардо. Природа являлась для Ивана Сергеевича и первопричиной гамлетовского начала — одного из проявлений ее всеобщего закона, он видит в ней «всеобщую и бесконечную гармонию», в которой существуют все и вся. Все жизни сливаются в мировую жизнь — это общая тайна, которую мы видим и не видим. В Природе все обособлено и в то же время слито — это общая тайна. Человеку порой трудно или даже невозможно найти успокоение в «бесконечности гармонии», ибо она вне разума.Безразличие Природы, воплощенное в незыблемости ее законов,— вот что питало космический пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них»,— говорил он Полонскому в конце жизни.Грустным итогом подобных размышлений стало стихотворение в прозе «Природа». Поэт обращается к «нашей общей матери» с вопросом о ее заботах: «не о будущих ли судьбах человечества» они? Но оказывается, что предмет для ее дум — «Как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей Удобнее было спасаться от врагов своих». Поэт потрясен: «Но разве мы, люди, не любимые твои дети?» Природа же холодно спокойна:«— Все твари мои дети,— промолвила она,— и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю.— Но добро… разум… справедливость...— пролепетал я снова.— Это человеческие слова,— раздался железный голос.— Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне все равно… А ты пока защищайся — и не мешай мне!»Разум художника не может постигнуть этого противоречия и безнадежности существования — разум ищет опоры.Тургенев — прекрасный лирик, его и прозаические произведения изобилуют описаниями картин природы.Причем природа в них созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним. Это типичное для XIX века изображение природы получило свое продолжение в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова.И сегодня мы часто смотрим вокруг глазами И. С. Тургенева.