Смысл названия романа. "Герой времени" в "Отцах и детях". Художественный прием "психологической пары"
социальной сферой, он имеет и психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к идеологии — значит понимать его «по-базаровски». Ведь и сам Базаров считает, что суть нового време- ни в необходимости смести с лица земли все, сделанное «отцами», диск-редитировать их, с их «принсипами» и моралью, во имя туманного «светлого будущем». Такое вульгарное упрощение смысла эпохи и ро- мана, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно.
Проблема отцовства — одна из важнейших, это проблема единства
развития всего человечества. Только осознание человеком своих кор-ней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Сменапоколений — процесс всегда непростой и небезболезненный. «Дети» при-нимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Ра-зумеется, они не должны рабски копировать «отцов», необходимотворческое переосмысление их жизненного credo — но переосмыслениена основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потря-сений такая переоценка ценностей новым поколением происходит го-раздо более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегдабывают трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишкомсложно эти пробелы восполнять.
В России Х1Х века сильнейшим социальным потрясением оказа-лось восстание декабристов. Поколение, для которого период становле-ния прошел в эпоху николаевской реакции, не смогло воспринятьвысокий кодекс чести своих отцов, «Потерянным поколением» станетоно в русской истории. «Толпой угрюмою и скоро позабытой» назовет егоодин из лучших сынов этого поколения М.Ю. Лермонтов, постигший всютрагичность для духовной жизни общества событий 14декабря. Произо-шел разрыв в цепи поколений, одно звено — выпало:
И прах наш с строгостью судьи и гражданина
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавиимся отцом,
— предрекал он. Введенное Лермонтовым понятие «герой времени» означает чело- века, наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.
Разумеется, поколение не может состоять из одних «героев време- ни». Основную массу людей эпоха как бы «задевает краем», они к любой эпохе умеют приспособиться. И это замечательно — представьте себе поколение из одних Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы остановилась.
Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы: «герои времени» и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару.
Павел Петрович неслучайно назван Писаревым «маленьким Пе- чориным». Он действительно не только принадлежит к тому же поколе- нию, но и являет собой «печоринский» тип. «Заметим, что Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко не безразлично. Павел Петрович — холостая душа, ничего от него „родиться ', произойти не может; именно в этом и заключается все на- значение его существования в тургеневском романе“, — комментирует А. Жук.
Композиционно роман Тургенева построен на соединении прямо- го, последовательного повествования и биографий основных героев. Эти истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают к истокам происходящего в современности. Жизнеописание Павла Пет- ровича Кирсанова подчеркнуто „выпадает“ из общего хода повествова- ния, оно даже стилистически чужеродно роману. И, хотя читатель узнает об истории Павла Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к Базарову, язык этого рассказа ничем не напоминает стиль общения молодых нигилистов. Тургенев максимально приближается к стилю и образности романов 30-х — 4О-х годов Х1Х века, воссоздает особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от реальной, призем- ленной повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадоч- ной возлюбленной Павла Петровича: она фигурирует под условно-литературным именем Нелли, или под таинственным „княги- ня Р“. Не узнаем, что томило ее, что заставляло метаться по всей Евро- пе, переходить от слез к смеху и от беспечности к унынию. Многое в ней не будет разгадано читателем. Да это и неважно. Главное понять, что в ней так привлекло Павла Кирсанова, на чем зиждется его неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно: самая загадочность Нелли, многозначительная ее пустота, ее одержимость „ей самой неведомыми силами“, ее непредсказуемость и непоследовательность и составляют ее очарование для Кирсанова. Любовь и дружба в жизни Базарова.
Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему.Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба -неотъемлемое понятие для счастливого существования. Эти людисоставляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, „белибердой, непростительной дурью“; в дружбе ищут единомышленника, борца, а нечеловека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Такихлюдей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.
Его единственный друг — Аркадий — наивный, несформировавшийсяюнец. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем, обожествляетего, любит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать изАркадия человека, подобного себе, отрицающего современныйобщественный строй, приносящего практическую пользу России.Поддерживать дружеские отношения с Базаровым хочет не только Аркадий, но и некоторые, так называемые, „дворяне-прогрессисты“. Например, Ситников и Кукшина. Они считают себя современными молодыми людьми ибоятся отстать от моды. А так как нигилизм — веяние моды, то онипринимают его; но принимают частично и, надо сказать, самыенеприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре, отрицание того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаровпрекрасно понимает, что это люди неумные и непостоянные — он непринимает их дружбы, он все надежды возлагает на молодого Аркадия. Онвидит в нем своего последователя, единомышленника. Базаров с Аркадиемчасто беседуют, многое обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен сБазаровым во всем, разделяет все его взгляды. Однако, все чаще междуними стали возникать разногласия. Аркадий осознает, что не можетпринять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицатьприроду и искусство. Базаров считает, что „природа — это не храм, амастерская, и человек в ней — работник“. Аркадий считает, чтоприродой надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы дляработы. Базаров смеется над „стареньким романтиком“ НиколаемПавловичем, когда тот играет на виалончели; Аркадий даже не улыбаетсяего шутке, но, несмотря на возникшие разногласия, продолжает любить иуважать своего „учителя“. Базаров не замечает измену в Аркадии, ипоэтому его женитьба совершенно выводит Евгения из равновесия. ИЕвгений решает расстаться с Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий неоправдал его надежд, он подвел его. Базарову горько это осознавать итрудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с такимисловами: »… ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни тыне создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодаясмелость, да молодой задор, для нашего дела это не годится… Тыславный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный борич." Аркадийне хочет расставаться с Базаровым, он пытается остановить друга, нотот не покалебим в своем жестоком решении.
Итак, первая потеря — потеря друга.
Любовь — чувство романтическое, а так как нигилизм отвергаетвсе, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь.Базаров принимает любовь только с физиологической стороны отношениймежду мужчиной и женщиной: «Нравится тебе женщина — старайся добитьсятолку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась.»
Любовь к А.С Одинцовой врывается в его сердце внезапно, неспрашивая его согласия и не радуя его своим появлением.
Еще на балу Одинцова привлекла внимание Базарова: "-Это что зафигура? На остальных особ не похожа." Анна Сергеевна показалась емуочень красивой молодой женщиной. Он с любопытством принимает ееприглашение погостить в ее имении Никольском. Там он открывает длясебя очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в своюочередь, познакомилась с человеком неординарным; и красивой, самолюбивой женщине захотелось околдавать его своими чарами. Базарови Одинцова проводят вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг друга. И в обоих происходит перемена. Базаровпоразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она о нем много думала, ей было интересно в его обществе. «Она как будто хотела и егоиспытать, и себя изведать.»
А что происходило в Базарове! Он окончательно влюбился! Это женастоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он стараетсяоттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, «снегодованием сознает романтика в самом себе.» А, между тем, АннаСергеевна продолжает кокетничать перед Базаровым: она приглашает егона уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Онадобивается его признания в любви. Это было ее целью — целью холоднойрасчетливой кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душетеплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается кней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда нерасставаться с ней. Но «Одинцовой стало страшно и жалко его.» «Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствиевсе-таки лучше всего на свете,-...
Итак, он отвергнут. Это вторая потеря — потеря любимой женщины.Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своейпривычной работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было ещевстретиться — в последний раз.
Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к Одинцовой:»Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно." Но это онтолько говорит, что «больше ничего не нужно», на самом деле он робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть впрекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевнаприезжает и даже привозит с собой доктора. Но приезжает она не излюбви к Базарову, она считает своим долгом благовоспитанной женщиныотдать последний долг умирающему. При виде его, она не бросилась сослезами к его ногам, как бросаются к любимому человеку, «она простаиспугалась каким-то холодным и томительным испугом .» Базаров понялее: «Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже посещаютумирающих.» Он дождался ее, и на любимых руках умирает ЕвгенийВасильевич Базаров. Умирает сильным, волевым, не отказавшимся отсвоих суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.
Жаль, что жизнь такого человека оборвалась так рано. С егожеланием и волей он бы добился своего, прине бы практическую пользуРоссии, а может, и не только России.