Русские сочинения
-
Твардовский А.Т.
-
За далью даль
-
Рассмотрение отрывков из поэмы «За далью — даль»: «Две кузницы» и «На Ангаре»
Рассмотрение отрывков из поэмы «За далью — даль»: «Две кузницы» и «На Ангаре»
Существенную основу поэм Твардовского составляет образ дороги. Сюжеты поэм необычайно динамичны. Динамика выражается не только внешне. Герой Твардовского внутренне, духовно растет. Это и новые горизонты, открывающиеся взору: Волга, Урал, Сибирь, это и ясность, широта жизненной перспективы, честный взгляд в будущее и пр..
Особая даль во времени и пространстве открывается автору поэмы «За далью — даль», стремящемуся передать движения эпохи, свершений, происходящих на его Родине. Простое слово, точно использованное Твардовским, подчеркивает эти дали: Заволжье, Зауралье, Забайкалье.
«Если ранние стихи Твардовского были родственны народной и некрасовской поэзии, то в этой своей поэме он ближе к Пушкину… Поэма «За далью — даль» написана четырехстопным ямбом — стихом, который так разнообразно звучит у Державина, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета, Блока… Ямб как бы создан для поэзии, широко охватывающей жизнь (как «Евгений Онегин»), для высокой публицистики и обличительной сатиры… Послушно служат автору его ямбы на протяжении всей поэмы.
Сравнение кузницы Урала в военные и послевоенные годы как бы приближает читателя к осознанию значительности событий, происходящих на Ангаре. Этот трудовой подвиг описан Твардов ским как фронтовой, как подготовка к бою и самый бой. Школьникам нетрудно это подтвердить текстом, объяснить, почему в середине этой главы появляются стихи, написанные лесенкой:
* И ни мгновенья передышки
* За самосвалом1—самосвал,
* Чтоб в точку.
* В душу!
* Наповал!
«В главе «На Ангаре» Твардовский дает яркую картину единого трудового порыва. Поэт любуется тружениками, вступившими в единоборство с природой, восхищается народной сноровкой, умением до конца отдаться любимой работе, работе во имя великой цели»,— говорят нам. Проследим, как прославляет Твардовский в этом отрывке народный труд, как едины чувства поэта и народа:
* Гори вовеки негасимо
* Тот добрый жар у нас в груди
* И все нам впору, все по силам,
* Все по плечу, что впереди…
Если для поэтов XIX века понятие «родина» и «государство» трагически разделялось, то иное отношение к родине у поэтов нашего времени (Маяковский, Твардовский), для которых понятия «Родина», «Россия», «Отчизна» соединились в одно:
* Спасибо, Родина, за счастье
* С тобою быть в пути твоем…
* Она моя —- твоя победа,
* Она моя — твоя печаль…
Способен за все быть в ответе, глубоко принимать всем сердцем радости и горести народные лирический герой поэмы «За далью — даль».
Школьникам предстоит ответить на вопросы: как проявляется талант «сопереживания» Твардовского в разных поэмах («Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью — даль»)? Как в поэмах и стихотворениях Твардовского раскрывается единство военного и трудового подвига народа? В чем проявляется связь Твардовского с народно-поэтическим творчеством? В чем вы видите продолжение в поэзии Твардовского классических традиций русской поэзии (Пушкин, Некрасов)?
Размышляя над стихом Твардовского, Ю.
Некрасов)?
Размышляя над стихом Твардовского, Ю. Буртин подчеркивает гармонию темы и ритма стихотворения, приводя в пример стихотворение о весне:
* Весенний, утренний, тоненький
* Ледок натянуло сеткой,
* Но каплет с каждой соломинки,
* С каждой ветки…
Он замечает, что ритм стихотворений о весне «ломкий, изменчивый, совсем как та пора, о которой идет речь». При этом отмечается и мудрое восприятие жизни, народность стиля, точность деталей весенней картины. Мотив Родины выливается в «стих широкого дыхания»:
* Ты вся моя и вся родная,
* Большая родина моя…
* «Кружились белые березки…»
Интересны аллитерации, помогающие создать более ясную картину:
* Чуть веет вешний ветерок,
* Листвою шевеля…
* Страна Муравия
Твардовский подчеркивал, как вспоминал позднее Лев Озеров: «Я люблю рифмы типа «реки — орехи», не «реки — веки», а так, чтобы аукался звук не тождественный и равный по происхождению: «к-х». «Не «реки — веки», не «орехи — огрехи». В подтверждение Озеров приводит строки самого поэта: «Но уже темнеют реки, тянет кверху дым костра. Отошли грибы, орехи, смотришь, утром со двора скот не вышел».
Ю. П. Иванов пишет, что в лирике Твардовского 60-х годов произошли очевидные изменения. Меньше в ней добродушия, неудержимой веселости, оптимистического юмора русского характера в сравнении со стихами 30-х годов. Лирика Твардовского, может быть, утратила величавую торжественность и высокую патетику военных и послевоенных лет. Но она стала строже, суровее, бескомпромиссное в утверждении нравственных истин, более углубленной, осложненной в интеллектуальном плане, драматичной и конфликтной в решении философских вопросов. Особенности эти делают лирику Твардовского последнего десятилетия ярким и характерным явлением современной поэзии. Отталкиваясь, от этих слов, старшеклассники готовят свои сообщения о философской лирике Твардовского последних лет и характеризуют поэмы Твардовского как значительное явление в литературе.
Особая даль во времени и пространстве открывается автору поэмы «За далью — даль», стремящемуся передать движения эпохи, свершений, происходящих на его Родине. Простое слово, точно использованное Твардовским, подчеркивает эти дали: Заволжье, Зауралье, Забайкалье.
«Если ранние стихи Твардовского были родственны народной и некрасовской поэзии, то в этой своей поэме он ближе к Пушкину… Поэма «За далью — даль» написана четырехстопным ямбом — стихом, который так разнообразно звучит у Державина, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета, Блока… Ямб как бы создан для поэзии, широко охватывающей жизнь (как «Евгений Онегин»), для высокой публицистики и обличительной сатиры… Послушно служат автору его ямбы на протяжении всей поэмы.
Сравнение кузницы Урала в военные и послевоенные годы как бы приближает читателя к осознанию значительности событий, происходящих на Ангаре. Этот трудовой подвиг описан Твардов ским как фронтовой, как подготовка к бою и самый бой. Школьникам нетрудно это подтвердить текстом, объяснить, почему в середине этой главы появляются стихи, написанные лесенкой:
* И ни мгновенья передышки
* За самосвалом1—самосвал,
* Чтоб в точку.
* В душу!
* Наповал!
«В главе «На Ангаре» Твардовский дает яркую картину единого трудового порыва. Поэт любуется тружениками, вступившими в единоборство с природой, восхищается народной сноровкой, умением до конца отдаться любимой работе, работе во имя великой цели»,— говорят нам. Проследим, как прославляет Твардовский в этом отрывке народный труд, как едины чувства поэта и народа:
* Гори вовеки негасимо
* Тот добрый жар у нас в груди
* И все нам впору, все по силам,
* Все по плечу, что впереди…
Если для поэтов XIX века понятие «родина» и «государство» трагически разделялось, то иное отношение к родине у поэтов нашего времени (Маяковский, Твардовский), для которых понятия «Родина», «Россия», «Отчизна» соединились в одно:
* Спасибо, Родина, за счастье
* С тобою быть в пути твоем…
* Она моя —- твоя победа,
* Она моя — твоя печаль…
Способен за все быть в ответе, глубоко принимать всем сердцем радости и горести народные лирический герой поэмы «За далью — даль».
Школьникам предстоит ответить на вопросы: как проявляется талант «сопереживания» Твардовского в разных поэмах («Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью — даль»)? Как в поэмах и стихотворениях Твардовского раскрывается единство военного и трудового подвига народа? В чем проявляется связь Твардовского с народно-поэтическим творчеством? В чем вы видите продолжение в поэзии Твардовского классических традиций русской поэзии (Пушкин, Некрасов)?
Размышляя над стихом Твардовского, Ю.
Некрасов)?
Размышляя над стихом Твардовского, Ю. Буртин подчеркивает гармонию темы и ритма стихотворения, приводя в пример стихотворение о весне:
* Весенний, утренний, тоненький
* Ледок натянуло сеткой,
* Но каплет с каждой соломинки,
* С каждой ветки…
Он замечает, что ритм стихотворений о весне «ломкий, изменчивый, совсем как та пора, о которой идет речь». При этом отмечается и мудрое восприятие жизни, народность стиля, точность деталей весенней картины. Мотив Родины выливается в «стих широкого дыхания»:
* Ты вся моя и вся родная,
* Большая родина моя…
* «Кружились белые березки…»
Интересны аллитерации, помогающие создать более ясную картину:
* Чуть веет вешний ветерок,
* Листвою шевеля…
* Страна Муравия
Твардовский подчеркивал, как вспоминал позднее Лев Озеров: «Я люблю рифмы типа «реки — орехи», не «реки — веки», а так, чтобы аукался звук не тождественный и равный по происхождению: «к-х». «Не «реки — веки», не «орехи — огрехи». В подтверждение Озеров приводит строки самого поэта: «Но уже темнеют реки, тянет кверху дым костра. Отошли грибы, орехи, смотришь, утром со двора скот не вышел».
Ю. П. Иванов пишет, что в лирике Твардовского 60-х годов произошли очевидные изменения. Меньше в ней добродушия, неудержимой веселости, оптимистического юмора русского характера в сравнении со стихами 30-х годов. Лирика Твардовского, может быть, утратила величавую торжественность и высокую патетику военных и послевоенных лет. Но она стала строже, суровее, бескомпромиссное в утверждении нравственных истин, более углубленной, осложненной в интеллектуальном плане, драматичной и конфликтной в решении философских вопросов. Особенности эти делают лирику Твардовского последнего десятилетия ярким и характерным явлением современной поэзии. Отталкиваясь, от этих слов, старшеклассники готовят свои сообщения о философской лирике Твардовского последних лет и характеризуют поэмы Твардовского как значительное явление в литературе.