Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»
Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»
«Он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе»,- так написал о Федоре Ивановиче Тютчеве его зять Иван Сергеевич Аксаков, известный славянофильский публицист, ставший первым биографом поэта. Эти строчки заставляли меня задуматься: почему его душа всегда была неспокойна? Многие стихи поэта частично дают ответ на этот вопрос, и также частично мы можем найти ответ, обратившись к стихотворению «Как хорошо ты, о море ночное…»
Эта элегия начинается с обращения к ночному морю, и следующие три строфы посвящены его описанию. Поэт представляет море живым: «ходит, и дышит» оно величаво и абсолютно свободно «на вольном просторе», оно мощно в «грохоте и громе». Оно не знает грусти, печали, им любуются «чужие звезды». Эти метафоры и эпитеты рисуют картину прекрасного, не знающего человеческого горя и страдания моря. Это стихотворение написано дактелем, который помогает создать образ набегающих волн, этому же способствуют перекрестные рифмы, женские и мужские рифмы. Это все передает волнообразное движение.
Цвет моря подчеркивают звуки [у], [и], [е], которые передают сине-зеленые краски. А в третьей строфе, где поэт пишет о празднике морском, свист ветра и грохот волн передаются звуками [з], [с], [гр] и [р].
Море так свободно, так прекрасно и беспечально, что любуются звезды и любуется им поэт. Поскольку Тютчев является поэтом ночи, то именно ночное море он рисует в этом стихотворении. Последняя строфа создает совсем другое настроение. Здесь мы чувствуем какую-то боль, отчаяние, владеющие поэтом. Может быть это оттого, что прошло лишь пять месяцев со дня смерти Елены Алексеевны Денисьевой. К ней Тютчев испытывал сильное и глубокое чувство любви, которое приносило и радость и мучило их обоих, но благодаря этой любви, были написаны стихи, названные “денисьевским циклом” – шедевр русской любовной лирики:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей..!
Может быть в одну из бессонных ночей, когда душа поэта была испепелена страданиями, он обратился к морю, завидуя его бесстрастности и желая растворить в нем свою душу, не знающую покоя.
Воспоминания о Денисьевой столь поучительны, что в последней строфе мы слышим стон, вопль души, и это подчеркивается звуками [в], [о], [э]. Поэт тоскует о любимой и не может простить себе, что явился косвенной причиной ее ранней смерти. Вон там, в волнах, душа поэта может найти успокоение и может даже слиться с душой потеренной любимой.
Грешная, земная любовь Тютчева к Денисьевой до сих пор заставляет его страдать. Он молит Господа о благословении его души (“когда на то нет божьего согласья…”)
И современники поэта, и последующие поколения очень высоко ценили его творчество. И меня его стихи тоже привлекают, особенно любовная лирика. Мне кажется поэт рассказывает в своих произведениях не только историю своей души, но и многих любящих сердец. Он настолько мастерски описывает чувства, что часто сжимается сердце, когда читаешь его строки, например:”всю потопил бы я душу свою…” В одной этой строчке передается масштаб горя, которое ничем не заглушить. А вот в лиянии с природой можно найти успокоение. Я думаю, что стихотворение “Как хорошо ты, о море ночное…”еще долго будет волновать души людей и каждый прочтет в нем что-то свое, потому что, как сказал поэт:”Есть целый мир в душе твоей…!”
«Он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе»,- так написал о Федоре Ивановиче Тютчеве его зять Иван Сергеевич Аксаков, известный славянофильский публицист, ставший первым биографом поэта. Эти строчки заставляли меня задуматься: почему его душа всегда была неспокойна? Многие стихи поэта частично дают ответ на этот вопрос, и также частично мы можем найти ответ, обратившись к стихотворению «Как хорошо ты, о море ночное…»
Эта элегия начинается с обращения к ночному морю, и следующие три строфы посвящены его описанию. Поэт представляет море живым: «ходит, и дышит» оно величаво и абсолютно свободно «на вольном просторе», оно мощно в «грохоте и громе». Оно не знает грусти, печали, им любуются «чужие звезды». Эти метафоры и эпитеты рисуют картину прекрасного, не знающего человеческого горя и страдания моря. Это стихотворение написано дактелем, который помогает создать образ набегающих волн, этому же способствуют перекрестные рифмы, женские и мужские рифмы. Это все передает волнообразное движение.
Цвет моря подчеркивают звуки [у], [и], [е], которые передают сине-зеленые краски. А в третьей строфе, где поэт пишет о празднике морском, свист ветра и грохот волн передаются звуками [з], [с], [гр] и [р].
Море так свободно, так прекрасно и беспечально, что любуются звезды и любуется им поэт. Поскольку Тютчев является поэтом ночи, то именно ночное море он рисует в этом стихотворении. Последняя строфа создает совсем другое настроение. Здесь мы чувствуем какую-то боль, отчаяние, владеющие поэтом. Может быть это оттого, что прошло лишь пять месяцев со дня смерти Елены Алексеевны Денисьевой. К ней Тютчев испытывал сильное и глубокое чувство любви, которое приносило и радость и мучило их обоих, но благодаря этой любви, были написаны стихи, названные “денисьевским циклом” – шедевр русской любовной лирики:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей..!
Может быть в одну из бессонных ночей, когда душа поэта была испепелена страданиями, он обратился к морю, завидуя его бесстрастности и желая растворить в нем свою душу, не знающую покоя.
Воспоминания о Денисьевой столь поучительны, что в последней строфе мы слышим стон, вопль души, и это подчеркивается звуками [в], [о], [э]. Поэт тоскует о любимой и не может простить себе, что явился косвенной причиной ее ранней смерти. Вон там, в волнах, душа поэта может найти успокоение и может даже слиться с душой потеренной любимой.
Грешная, земная любовь Тютчева к Денисьевой до сих пор заставляет его страдать. Он молит Господа о благословении его души (“когда на то нет божьего согласья…”)
И современники поэта, и последующие поколения очень высоко ценили его творчество. И меня его стихи тоже привлекают, особенно любовная лирика. Мне кажется поэт рассказывает в своих произведениях не только историю своей души, но и многих любящих сердец. Он настолько мастерски описывает чувства, что часто сжимается сердце, когда читаешь его строки, например:”всю потопил бы я душу свою…” В одной этой строчке передается масштаб горя, которое ничем не заглушить. А вот в лиянии с природой можно найти успокоение. Я думаю, что стихотворение “Как хорошо ты, о море ночное…”еще долго будет волновать души людей и каждый прочтет в нем что-то свое, потому что, как сказал поэт:”Есть целый мир в душе твоей…!”