"Утиная охота"
Александр Вампилов родился в селе Кутупик Иркутской области в 1937 году. После окончания средней школы он учился с 1955 года в Иркутском университете, студентом писал юмористические рассказы, составившие его первую книгу “Стечение обстоятельств”. Пять лет после окончания университета работал в иркутской областной газете “Советская молодёжь”. В 1965 году написал пьесу “Прощание в июне”.
В написанной в 1967, и напечатанной в 1970 году, пьесе “Утиная охота” Вампилов создал галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, образов, вызвавших в то время огромное общественное беспокойство. Перед нами одно из бесчисленных, возникающих в последние десятилетия, как грибы, учреждений, именуемых КБ, ИБ и т. п. Эти учреждения формируются из инженеров, научных работников с самыми благими намерениями, но во многих случаях оказывающихся нерентабельными. Однако сотрудники таких учреждений получают сносную зарплату, продвигаются по служебной лестнице, выпускают ”научные труды”, умело показывая окружающим столь важные проблемы, и с какой невиданной самоотдачей они разрешают их, или, как говорят герои “Утиной охоты”, буквально “пластуются”. На самом же деле, придя на работу, они не знают, куда деваться от безделья. Группу таких стандартизированных деятелей из провинциального центрального бюро технической информации изображает Вампилов в пьесе “Утиная охота”. Их обязанность — пугать нововведениями на разных заводах, информировать о них научный мир, хотя, по правде говоря, нет во всей округе настоящих заводов. Сидя в кабинетах по два-четыре человека, сотрудники обсуждают очередные футбольные матчи, “гоняют в шахматы”, посмеиваются над шефом, требующим обобщения опыта. Их рабочий принцип: “спихнуть — и делу конец”.
Эти слова принадлежат главному герою пьесы, инженеру Зилову.
В то же время и в походке, и в жестах, и в манере говорить у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.” Невозможно потому, что он вообще как бы лишён стержня — когда на новоселье друзья спрашивают Зилова, что он больше всего любит на свете, тот так и не отвечает им. Сослуживец Казаков не без иронии бросает: “Больше всего на свете Витя любит работу”, чем и вызывает дружный смех. Его начальник, спасая положение, говорит: “Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень, зачем же так шутить?”. В действительности работа его не интересует. Все время уходит на то, чтобы “выпить и закусить”, да поволочиться за девушками любого круга. Как выражается одна из его любовниц, продавщица Вера, он “алик из аликов”. О работе же не может говорить без скуки и насмешки. “У меня срочные дела. Дела, дела. Днями и ночами. Горим трудовой красотой”, — заявляет он жене по телефону как раз в тот момент, когда затевал очередной флирт со студенткой. Зину, свою красавицу и умницу, он не любит; в течение четырех лет никак не соберётся навестить своего больного отца, которого называет старым дураком. Его любят женщины, он легко увлекается, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности.
ся, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности. Он вообще легко загорается, но также легко гаснет. Он искренен в каждую данную минуту. Все считают его легкомысленным. Наблюдая за ним, то и дело вспоминаешь Хлестакова, но тут же замечаешь, что он так же далёк от него, как, скажем, и от трёх чеховских сестёр, он не твердит даже ради самооправдания: “Вон отсюда! В Москву, в Москву!” Лишь для успокоения жены герой говорит: “Нет, из этой конторы надо бежать. Бежать, бежать…”. Но в том и дело, что бежать он никуда не собирается.
Покидая мужа, Галина говорит ему: “Куда я еду, к кому — тебе всё равно. И не делай вид, что тебя это волнует. Тебе всё безразлично. Всё на свете. У тебя нет сердца, вот в чём дело.
“Ты права, мне всё безразлично, всё на свете. Что со мною делается, я не знаю”. Он признаётся также, что друзей не имеет, работу не любит.
Остановись на этом автор, мы бы имели любопытный, но однозначный характер. У нас не было бы сомнения, как его оценить. Но А. Вампилов избегает сатиры, поэтому он создаёт образ неоднозначный. Более того, видя пороки героя, наделяет его ещё одной чертой, неожиданно свидетельствующей о том, что он способен и на нечто большее. Дело в том, что у него есть настоящая страсть — утиная охота. В сущности, он целый год живёт ожиданием отпуска и утиной охоты. И не потому, что является заядлым охотником. Кажется, до сих пор он не убил ни одной птицы. Утиная охота привлекает его вовсе не азартной стороной. Обещая Галине взять её с собой на охоту, он говорит: “Такое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там я чувствую себя человеком”. Говоря об охоте, он преображается, становится поэтом: “Ты увидишь — мы поплывём как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви. А ночь? Боже мой. Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет?” Соблазнительно истолковывать привязанность героя к утиной охоте, как бегство из города, бегство от установившейся жизни, тем более что гнёт обывательщины когда-то вырвал из уст классического героя возглас: “Вон из Москвы!”, а пресс провинциализма заставлял прославленных чеховских героинь со стоном твердить: “В Москву! В Москву!” — но это было бы упрощением и не согласовалось бы с тем, что в жизни Зилова нет плодоносного зерна, и сам он вряд ли сможет стать другим. Преображение Зилова вряд ли возможно.
В центральном образе пьесы “Утиная охота”, Зилове, запечатлены опасные и трудноискоренимые характерные черты.
Но “зиловщиной” далеко не исчерпывается сущность характера, созданного драматургом. Сопоставим отношение самого Вампилова, не считавшего Зилова отрицательным героем, которым он выступает в пьесе.
“Драма “Утиная охота”, — считает А. Демидова, — принадлежит к наиболее противоречивым и спорным произведениям писателя… Зилова нельзя называть мелким ничтожным человеком”. Пьесы А. Вампилова — это глубокое и тонкое понимание человеческой психологии, сильные иубедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов — всё это может быть отнесено ко всем его произведениям.
убедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов — всё это может быть отнесено ко всем его произведениям.
В написанной в 1967, и напечатанной в 1970 году, пьесе “Утиная охота” Вампилов создал галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, образов, вызвавших в то время огромное общественное беспокойство. Перед нами одно из бесчисленных, возникающих в последние десятилетия, как грибы, учреждений, именуемых КБ, ИБ и т. п. Эти учреждения формируются из инженеров, научных работников с самыми благими намерениями, но во многих случаях оказывающихся нерентабельными. Однако сотрудники таких учреждений получают сносную зарплату, продвигаются по служебной лестнице, выпускают ”научные труды”, умело показывая окружающим столь важные проблемы, и с какой невиданной самоотдачей они разрешают их, или, как говорят герои “Утиной охоты”, буквально “пластуются”. На самом же деле, придя на работу, они не знают, куда деваться от безделья. Группу таких стандартизированных деятелей из провинциального центрального бюро технической информации изображает Вампилов в пьесе “Утиная охота”. Их обязанность — пугать нововведениями на разных заводах, информировать о них научный мир, хотя, по правде говоря, нет во всей округе настоящих заводов. Сидя в кабинетах по два-четыре человека, сотрудники обсуждают очередные футбольные матчи, “гоняют в шахматы”, посмеиваются над шефом, требующим обобщения опыта. Их рабочий принцип: “спихнуть — и делу конец”.
Эти слова принадлежат главному герою пьесы, инженеру Зилову.
В то же время и в походке, и в жестах, и в манере говорить у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.” Невозможно потому, что он вообще как бы лишён стержня — когда на новоселье друзья спрашивают Зилова, что он больше всего любит на свете, тот так и не отвечает им. Сослуживец Казаков не без иронии бросает: “Больше всего на свете Витя любит работу”, чем и вызывает дружный смех. Его начальник, спасая положение, говорит: “Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень, зачем же так шутить?”. В действительности работа его не интересует. Все время уходит на то, чтобы “выпить и закусить”, да поволочиться за девушками любого круга. Как выражается одна из его любовниц, продавщица Вера, он “алик из аликов”. О работе же не может говорить без скуки и насмешки. “У меня срочные дела. Дела, дела. Днями и ночами. Горим трудовой красотой”, — заявляет он жене по телефону как раз в тот момент, когда затевал очередной флирт со студенткой. Зину, свою красавицу и умницу, он не любит; в течение четырех лет никак не соберётся навестить своего больного отца, которого называет старым дураком. Его любят женщины, он легко увлекается, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности.
ся, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности. Он вообще легко загорается, но также легко гаснет. Он искренен в каждую данную минуту. Все считают его легкомысленным. Наблюдая за ним, то и дело вспоминаешь Хлестакова, но тут же замечаешь, что он так же далёк от него, как, скажем, и от трёх чеховских сестёр, он не твердит даже ради самооправдания: “Вон отсюда! В Москву, в Москву!” Лишь для успокоения жены герой говорит: “Нет, из этой конторы надо бежать. Бежать, бежать…”. Но в том и дело, что бежать он никуда не собирается.
Покидая мужа, Галина говорит ему: “Куда я еду, к кому — тебе всё равно. И не делай вид, что тебя это волнует. Тебе всё безразлично. Всё на свете. У тебя нет сердца, вот в чём дело.
“Ты права, мне всё безразлично, всё на свете. Что со мною делается, я не знаю”. Он признаётся также, что друзей не имеет, работу не любит.
Остановись на этом автор, мы бы имели любопытный, но однозначный характер. У нас не было бы сомнения, как его оценить. Но А. Вампилов избегает сатиры, поэтому он создаёт образ неоднозначный. Более того, видя пороки героя, наделяет его ещё одной чертой, неожиданно свидетельствующей о том, что он способен и на нечто большее. Дело в том, что у него есть настоящая страсть — утиная охота. В сущности, он целый год живёт ожиданием отпуска и утиной охоты. И не потому, что является заядлым охотником. Кажется, до сих пор он не убил ни одной птицы. Утиная охота привлекает его вовсе не азартной стороной. Обещая Галине взять её с собой на охоту, он говорит: “Такое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там я чувствую себя человеком”. Говоря об охоте, он преображается, становится поэтом: “Ты увидишь — мы поплывём как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви. А ночь? Боже мой. Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет?” Соблазнительно истолковывать привязанность героя к утиной охоте, как бегство из города, бегство от установившейся жизни, тем более что гнёт обывательщины когда-то вырвал из уст классического героя возглас: “Вон из Москвы!”, а пресс провинциализма заставлял прославленных чеховских героинь со стоном твердить: “В Москву! В Москву!” — но это было бы упрощением и не согласовалось бы с тем, что в жизни Зилова нет плодоносного зерна, и сам он вряд ли сможет стать другим. Преображение Зилова вряд ли возможно.
В центральном образе пьесы “Утиная охота”, Зилове, запечатлены опасные и трудноискоренимые характерные черты.
Но “зиловщиной” далеко не исчерпывается сущность характера, созданного драматургом. Сопоставим отношение самого Вампилова, не считавшего Зилова отрицательным героем, которым он выступает в пьесе.
“Драма “Утиная охота”, — считает А. Демидова, — принадлежит к наиболее противоречивым и спорным произведениям писателя… Зилова нельзя называть мелким ничтожным человеком”. Пьесы А. Вампилова — это глубокое и тонкое понимание человеческой психологии, сильные иубедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов — всё это может быть отнесено ко всем его произведениям.
убедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов — всё это может быть отнесено ко всем его произведениям.