Русские сочинения
-
Верн Ж.
-
Двадцать тысяч лье под водой
-
Без героев — новаторов науки не было бы и лучших романов
Без героев — новаторов науки не было бы и лучших романов
Таков прежде всего капитан Немо. Изобретатель и его изобретение составляют как бы одно целое. Капитан Немо, без «Наутилуса» был бы всего лишь слабым повторением байроновского Чайльд Гарольда, а «Наутилус» без капитана Немо — в лучшем случае — научно-фантастическим очерком подводной навигации будущего. Изобретение одухотворяет образ изобретателя. Машина оживает под руками ее творца. Капитан Немо — гениальный ученый и революционер. Его «Наутилус» — и подводная лаборатория и орудие боя, но прежде всего — лаборатория, потому что «Наутилус» предназначен для мирных целей.
К услугам капитана Немо — богатейшая библиотека и уникальный музей. В библиотеке собраны «произведения великих писателей и мыслителей древнего и нового мира — все то лучшее, что создано человеческим гением в области истории, поэзии, художественной прозы и науки». В музее, рядом с партитурами великих композиторов и шедеврами мировой живописи, представлена единственная в своем роде коллекция океанской флоры и фауны, включая и различные сокровища, найденные на дне морей.
Каюта капитана Немо украшена портретами героев и мучеников борьбы за свободу.
«На офортах были изображены исторические деятели, посвятившие свою жизнь высокой идее гуманизма. То были портреты борца за свободу Польши Костюшко, павшего с криком: «Погибла Польша!»; Боцариса — Леонида современной Греции; ОКоннеля— борца за независимость Ирландии; Георга Вашингтона — основателя Северо-Американского Союза; Манйна — итальянского патриота; Линкольна, сраженного пулей фанатика-рабовладельца; и, наконец, мученика за дело освобождения черной расы — Джона Брауна, вздернутого на виселицу, — жуткая, и странная карандашная зарисовка, сделанная рукою Виктора Гюго».
Море, не принадлежащее деспотам, — стихия капитана Немо. Он отказался от тяжести «того отвратительного гнета, который называется законами общества и который люди в своем ослеплении принимают за свободу». Капитан Немо не может найти успокоения в глубинах моря, когда на земле творится столько зла.
Образ его овеян романтической таинственностью. Он молчалив, угрюм, задумчив, его прошлое неизвестно, намерения непонятны, но сама его внешность свидетельствует о высоких душевных порывах; это «самый совершенный образ мужской красоты; его черные глаза смотрят с холодной решительностью, бледность его кожи говорит о хладнокровии, голова его гордо поднята».
Люди, разделяющие с ним одиночество и опасности, беспредельно преданы своему капитану, повинуются каждому его жесту. Но экипаж «Наутилуса» обезличен. После трехмесячного плавания пленники не могут определить, какова численность команды. Несколько раз появляется помощник капитана, но только за тем, чтобы получить и выполнить очередное приказание. Ни он и никто другой из команды даже не названы по имени и не действуют как самостоятельные персонажи. Этим еще больше подчеркивается таинственность, и величие личности Немо.
Когда капитан Немо вызволил из пасти акулы несчастного индийца, искателя жемчуга, Аронакс убедился, что «по смелости у капитана Немо не было соперников» и что «несмотря на свою ненависть к человечеству, от которого он бежал на дно морское, он готов был рисковать своей жизнью, чтобы спасти жизнь первого встречного бедняка».
то «по смелости у капитана Немо не было соперников» и что «несмотря на свою ненависть к человечеству, от которого он бежал на дно морское, он готов был рисковать своей жизнью, чтобы спасти жизнь первого встречного бедняка».
А потом уже Аронакс выясняет и мотивы загадочного поведения капитана Немо. «Каковы бы ни были причины, заставившие его искать независимость под водой, но прежде всего он оставался человеком. Его сердце обливалось кровью от страданий человечества, и он щедрой рукой оказывал помощь угнетенным».
Властелин и пленник морских бездн, капитан Немо обладает несметными богатствами. Но ему самому никакие богатства не нужны. Сокровища, найденные на погибших кораблях, жемчуг, искусственно выращенный или собранный на дне океана, он отдает восставшим, жителям острова Крита и угнетенным индийцам, стремящимся сбросить цепи рабства.
Образ капитана Немо многими чертами походит на героев романтических поэм Байрона. Но у тех бунтарство стихийное, протест неосознанный, скорбь «мировая», а потому беспредметная. Герои Байрона — индивидуалисты, гордо бросающие вызов и земле и небу, находящиеся в непримиримой вражде с жалким миром лицемерия и пошлости. Но, кроме испепеляющей ненависти, они ничего не могут противопоставить дурному миру.
Особенно показательна в этом отношении знаменитая трилогия, в которую входит роман о капитане Немо («Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч льё под водой», «Таинственный остров»), и цикл приключенческих романов на исторические темы.
Сюжет первой части трилогии определяется поисками капитана Гранта, мужественного шотландского патриота, не пожелавшего примириться с тем, что его родина окончательно утратила независимость. Он решил основать трудовую колонию шотландских политических эмигрантов на одном из островов Тихого океана, но кораблекрушение помешало ему осуществить этот план. Гленарван — политический единомышленник Гранта — снаряжает экспедицию, вопреки желанию Адмиралтейства, которое наотрез отказало в помощи благородному шотландскому моряку. Таким образом, одно из самых увлекательных «Необыкновенных путешествий» мотивируется Свободолюбивыми стремлениями героев.
К услугам капитана Немо — богатейшая библиотека и уникальный музей. В библиотеке собраны «произведения великих писателей и мыслителей древнего и нового мира — все то лучшее, что создано человеческим гением в области истории, поэзии, художественной прозы и науки». В музее, рядом с партитурами великих композиторов и шедеврами мировой живописи, представлена единственная в своем роде коллекция океанской флоры и фауны, включая и различные сокровища, найденные на дне морей.
Каюта капитана Немо украшена портретами героев и мучеников борьбы за свободу.
«На офортах были изображены исторические деятели, посвятившие свою жизнь высокой идее гуманизма. То были портреты борца за свободу Польши Костюшко, павшего с криком: «Погибла Польша!»; Боцариса — Леонида современной Греции; ОКоннеля— борца за независимость Ирландии; Георга Вашингтона — основателя Северо-Американского Союза; Манйна — итальянского патриота; Линкольна, сраженного пулей фанатика-рабовладельца; и, наконец, мученика за дело освобождения черной расы — Джона Брауна, вздернутого на виселицу, — жуткая, и странная карандашная зарисовка, сделанная рукою Виктора Гюго».
Море, не принадлежащее деспотам, — стихия капитана Немо. Он отказался от тяжести «того отвратительного гнета, который называется законами общества и который люди в своем ослеплении принимают за свободу». Капитан Немо не может найти успокоения в глубинах моря, когда на земле творится столько зла.
Образ его овеян романтической таинственностью. Он молчалив, угрюм, задумчив, его прошлое неизвестно, намерения непонятны, но сама его внешность свидетельствует о высоких душевных порывах; это «самый совершенный образ мужской красоты; его черные глаза смотрят с холодной решительностью, бледность его кожи говорит о хладнокровии, голова его гордо поднята».
Люди, разделяющие с ним одиночество и опасности, беспредельно преданы своему капитану, повинуются каждому его жесту. Но экипаж «Наутилуса» обезличен. После трехмесячного плавания пленники не могут определить, какова численность команды. Несколько раз появляется помощник капитана, но только за тем, чтобы получить и выполнить очередное приказание. Ни он и никто другой из команды даже не названы по имени и не действуют как самостоятельные персонажи. Этим еще больше подчеркивается таинственность, и величие личности Немо.
Когда капитан Немо вызволил из пасти акулы несчастного индийца, искателя жемчуга, Аронакс убедился, что «по смелости у капитана Немо не было соперников» и что «несмотря на свою ненависть к человечеству, от которого он бежал на дно морское, он готов был рисковать своей жизнью, чтобы спасти жизнь первого встречного бедняка».
то «по смелости у капитана Немо не было соперников» и что «несмотря на свою ненависть к человечеству, от которого он бежал на дно морское, он готов был рисковать своей жизнью, чтобы спасти жизнь первого встречного бедняка».
А потом уже Аронакс выясняет и мотивы загадочного поведения капитана Немо. «Каковы бы ни были причины, заставившие его искать независимость под водой, но прежде всего он оставался человеком. Его сердце обливалось кровью от страданий человечества, и он щедрой рукой оказывал помощь угнетенным».
Властелин и пленник морских бездн, капитан Немо обладает несметными богатствами. Но ему самому никакие богатства не нужны. Сокровища, найденные на погибших кораблях, жемчуг, искусственно выращенный или собранный на дне океана, он отдает восставшим, жителям острова Крита и угнетенным индийцам, стремящимся сбросить цепи рабства.
Образ капитана Немо многими чертами походит на героев романтических поэм Байрона. Но у тех бунтарство стихийное, протест неосознанный, скорбь «мировая», а потому беспредметная. Герои Байрона — индивидуалисты, гордо бросающие вызов и земле и небу, находящиеся в непримиримой вражде с жалким миром лицемерия и пошлости. Но, кроме испепеляющей ненависти, они ничего не могут противопоставить дурному миру.
Особенно показательна в этом отношении знаменитая трилогия, в которую входит роман о капитане Немо («Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч льё под водой», «Таинственный остров»), и цикл приключенческих романов на исторические темы.
Сюжет первой части трилогии определяется поисками капитана Гранта, мужественного шотландского патриота, не пожелавшего примириться с тем, что его родина окончательно утратила независимость. Он решил основать трудовую колонию шотландских политических эмигрантов на одном из островов Тихого океана, но кораблекрушение помешало ему осуществить этот план. Гленарван — политический единомышленник Гранта — снаряжает экспедицию, вопреки желанию Адмиралтейства, которое наотрез отказало в помощи благородному шотландскому моряку. Таким образом, одно из самых увлекательных «Необыкновенных путешествий» мотивируется Свободолюбивыми стремлениями героев.