Что умеет и что имеет «Наутилус»
Он может пройти под водой, не показываясь на поверхности, около 4000 километров со скоростью до 50 миль в час. Он способен погружаться на самую большую глубину, не рискуя быть раздавленным огромной тяжестью водяного столба. Стальной таран обладает такой сокрушительной пробивной силой, что весь «Наутилус», словно игла через ткань, проходит сквозь корпус вражеского корабля.
Водолазные костюмы сделаны из такого прочного материала, что пассажиры «Наутилуса» могут совершать прогулки по дну океана на любой глубине.
Электрическая энергия, выработанная батареями, приводит в действие электромоторы, которые через сложную систему трансмиссий сообщают вращательное движение гребному винту диаметром в шесть метров. Скорость вращения винта доходит до ста двадцати оборотов в секунду.
Электрическая энергия служит «Наутилусу» не только двигательной силой. Она используется также для освещения, отопления, вентиляции, в боевых действиях и для разных бытовых нужд.
Электрический прожектор освещает воду на полмили вперед.
На электричестве работают: насосы, дистиллятор, калориферы, кухня, часы, газосветные трубки (наподобие неоновых), измерительные приборы, сигнализация и т. п.
Когда «Наутилус» находится на поверхности, его охраняет электрическое заграждение (ток пропускается через палубные перила).
Подводные охотники стреляют из ружей, заряженных электрическими пулями.
«Наутилус», — поясняет капитан Немо, — имеет два корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющими двутавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность. В самом деле, благодаря такой конструкции судно противостоит любому давлению, подобно монолиту. Крепостью своего корпуса «Наутилус» обязан отнюдь не заклепками обшивки: монолитность его конструкции достигнута путем сварки и обеспечена однородностью материалов».
Обшивка изготовлена из листовой стали повышенной прочности. Толщина брони — не менее пяти сантиметров.
Длина «Наутилуса» — 70 метров, наибольшая ширина— й метров, водоизмещение—1500 тонн. Во времена Жюля Верна эти цифры поражали. Теперь они приблизительно соответствуют размерам средней подводной лодки.
Камеры, наполняемые водой, позволяют «Наутилусу» погружаться. Подъем на поверхность обеспечивают мощные насосы; они откачивают воду даже под большим давлением. И здесь правильно предусмотрен один из основных принципов подводной навигации.
С первых же дней своего существования подводные лодки строились для военных нужд, «Наутилус» используется прежде всего для мирных целей, как научно-исследовательская лаборатория. Это дает возможность автору без всяких натяжек вводить пространные, иногда полуфантастические описания морских глубин, подводной -флоры и фауны, тйгда еще почти не изученных. В го же время «Наутилуо, в случае необходимости, становится грозным орудием боя, используется для поиска затонувших судов, применяется в полярлой навигации, являясь ледоколом двойного действия; сигарообразная форма позволяет ему взбираться на лед я подламывать его своей тяжестью.
т ему взбираться на лед я подламывать его своей тяжестью. Мощный стальной таран дает возможность пробивать ледяные барьеры под водой.
Современникам Жюля Верна все это казалось «научной сказкой», но писатель верил в осуществимость своей мечты. А в наши дни его дерзкая фантазия воспринимается уже в ретроспекции — как предметы через перевернутый бинокль.
«Наутилус» был идеалом для кораблестроителей всех стран. «Наутилусом» называлась подводная лодка, на которой норвежец Харальд Свердруп сделал героическую, но безуспешную попытку пробиться к Северному полюсу. Только много лет спустя эту задачу выполнил другой «Наутилус» — атомная субмарина, построенная американцами, но отнюдь не в мирных целях.
Подводные лодки с двигателями на ядерном горючем совершают теперь длительные переходы, неделями не показываясь на поверхности.
Мрак полярной ночи прорезали прожектора первого атомного ледокола — «Ленин».
Советские ученые успешно выполняют сложную программу исследований на подводной лодке «Северянка».
Атомный двигатель наделил подводную лодку таким могуществом, какое и не снилось Жюлю Верну. Водоизмещение «Наутилуса» перестало казаться большим, скорость— недостижимой, длительность плавания без подъема на поверхность — невероятной. Все это не только достигнуто, но и перекрыто.14 Правда, даже лучшие подводные корабли не опускаются на большие глубины. В этом нет необходимости. Для глубоководных исследований созданы специальные свободноплавающие аппараты— батискафы. В январе 1960 года Жак Пикар в батискафе «Триест», сконструированном его отцом, профессором Августом Пикаром, опустился на дно Марианской впадины (у острова Пуам), на глубину 10 919 метров.15
Трудно даже перечислить все преимущества современного подводного корабля перед «Наутилусом». Начать с того, что атомный двигатель и химическая регенерация воздуха дают ему возможность месяцами не всплывать на поверхность. Жюль Верн, естественно, не мог в 1870 году предусмотреть для «Наутилуса» телевизора, эхолота, всевозможных радиолокационных и радиотехнических приборов, разведывательного самолета с ангаром, не говоря уже о перископе и торпеде. Когда через несколько лет после выхода романа были изобретены торпеды, писатель собрался было вооружить ими капитана Немо, но,., раздумал: поправки пришлось бы вносить в каждое новое издание.
Жюль Верн был прав — возможности науки и техники сильнее воображения! В тумане будущего он увидел прообраз идеального подводного судна. В нем; много сходства с позднее осуществленными конструкциями. Но есть в этой великой книге и немало ошибок и преувеличений.1В Мот ли их избежать Жюль Верн? Нет, конечно. Не будь преувеличений, не было бы и фантастического романа.
Водолазные костюмы сделаны из такого прочного материала, что пассажиры «Наутилуса» могут совершать прогулки по дну океана на любой глубине.
Электрическая энергия, выработанная батареями, приводит в действие электромоторы, которые через сложную систему трансмиссий сообщают вращательное движение гребному винту диаметром в шесть метров. Скорость вращения винта доходит до ста двадцати оборотов в секунду.
Электрическая энергия служит «Наутилусу» не только двигательной силой. Она используется также для освещения, отопления, вентиляции, в боевых действиях и для разных бытовых нужд.
Электрический прожектор освещает воду на полмили вперед.
На электричестве работают: насосы, дистиллятор, калориферы, кухня, часы, газосветные трубки (наподобие неоновых), измерительные приборы, сигнализация и т. п.
Когда «Наутилус» находится на поверхности, его охраняет электрическое заграждение (ток пропускается через палубные перила).
Подводные охотники стреляют из ружей, заряженных электрическими пулями.
«Наутилус», — поясняет капитан Немо, — имеет два корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющими двутавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность. В самом деле, благодаря такой конструкции судно противостоит любому давлению, подобно монолиту. Крепостью своего корпуса «Наутилус» обязан отнюдь не заклепками обшивки: монолитность его конструкции достигнута путем сварки и обеспечена однородностью материалов».
Обшивка изготовлена из листовой стали повышенной прочности. Толщина брони — не менее пяти сантиметров.
Длина «Наутилуса» — 70 метров, наибольшая ширина— й метров, водоизмещение—1500 тонн. Во времена Жюля Верна эти цифры поражали. Теперь они приблизительно соответствуют размерам средней подводной лодки.
Камеры, наполняемые водой, позволяют «Наутилусу» погружаться. Подъем на поверхность обеспечивают мощные насосы; они откачивают воду даже под большим давлением. И здесь правильно предусмотрен один из основных принципов подводной навигации.
С первых же дней своего существования подводные лодки строились для военных нужд, «Наутилус» используется прежде всего для мирных целей, как научно-исследовательская лаборатория. Это дает возможность автору без всяких натяжек вводить пространные, иногда полуфантастические описания морских глубин, подводной -флоры и фауны, тйгда еще почти не изученных. В го же время «Наутилуо, в случае необходимости, становится грозным орудием боя, используется для поиска затонувших судов, применяется в полярлой навигации, являясь ледоколом двойного действия; сигарообразная форма позволяет ему взбираться на лед я подламывать его своей тяжестью.
т ему взбираться на лед я подламывать его своей тяжестью. Мощный стальной таран дает возможность пробивать ледяные барьеры под водой.
Современникам Жюля Верна все это казалось «научной сказкой», но писатель верил в осуществимость своей мечты. А в наши дни его дерзкая фантазия воспринимается уже в ретроспекции — как предметы через перевернутый бинокль.
«Наутилус» был идеалом для кораблестроителей всех стран. «Наутилусом» называлась подводная лодка, на которой норвежец Харальд Свердруп сделал героическую, но безуспешную попытку пробиться к Северному полюсу. Только много лет спустя эту задачу выполнил другой «Наутилус» — атомная субмарина, построенная американцами, но отнюдь не в мирных целях.
Подводные лодки с двигателями на ядерном горючем совершают теперь длительные переходы, неделями не показываясь на поверхности.
Мрак полярной ночи прорезали прожектора первого атомного ледокола — «Ленин».
Советские ученые успешно выполняют сложную программу исследований на подводной лодке «Северянка».
Атомный двигатель наделил подводную лодку таким могуществом, какое и не снилось Жюлю Верну. Водоизмещение «Наутилуса» перестало казаться большим, скорость— недостижимой, длительность плавания без подъема на поверхность — невероятной. Все это не только достигнуто, но и перекрыто.14 Правда, даже лучшие подводные корабли не опускаются на большие глубины. В этом нет необходимости. Для глубоководных исследований созданы специальные свободноплавающие аппараты— батискафы. В январе 1960 года Жак Пикар в батискафе «Триест», сконструированном его отцом, профессором Августом Пикаром, опустился на дно Марианской впадины (у острова Пуам), на глубину 10 919 метров.15
Трудно даже перечислить все преимущества современного подводного корабля перед «Наутилусом». Начать с того, что атомный двигатель и химическая регенерация воздуха дают ему возможность месяцами не всплывать на поверхность. Жюль Верн, естественно, не мог в 1870 году предусмотреть для «Наутилуса» телевизора, эхолота, всевозможных радиолокационных и радиотехнических приборов, разведывательного самолета с ангаром, не говоря уже о перископе и торпеде. Когда через несколько лет после выхода романа были изобретены торпеды, писатель собрался было вооружить ими капитана Немо, но,., раздумал: поправки пришлось бы вносить в каждое новое издание.
Жюль Верн был прав — возможности науки и техники сильнее воображения! В тумане будущего он увидел прообраз идеального подводного судна. В нем; много сходства с позднее осуществленными конструкциями. Но есть в этой великой книге и немало ошибок и преувеличений.1В Мот ли их избежать Жюль Верн? Нет, конечно. Не будь преувеличений, не было бы и фантастического романа.