Идейное содержание повести Вольтера “Простак”
В 1767 году Вольтер создает повесть “Простак”. Здесь впервые в философской прозе он переносит действие из экзотических стран во Францию. Человек, который способен “воспринимать все предметы в неискаженном виде, гурон по воспитанию, француз по рождению оказывается в среде французского дворянства и духовенства XVIII столетия, где властвуют беззаконие, шпионаж, доносы, религиозные преследования, коррупция королевской администрации.
Проводя Простака через круги ада, которые именуются цивилизованными отношениями, Вольтер с помощью всех оттенков комического подвергает критике политику, религию, брак, науку. Главнейшие черты главного героя – здравый смысл и откровенность. Простак делает поступки, которые приемлемы с точки зрения природы, но противоречат морали французского общества, представители которого считают его довольно странным и даже опасным. Чем глубже Простак знакомится с французской действительностью, тем драматичней становится его конфликт с ней. Постепенно он понимает, что даже Библию, источник мудрости и добра, используют как оправдание вранья, лицемерия, фарисейства, религиозных конфликтов. Чистая душа Простака опирается фальши человеческих отношений, тогда как другие и не замечают ее.
Непосредственно выказав свое отношение к гугенотам, он попадает по доносу шпиона в тюрьму, из которой его спасает ценой своей чести любимая. Простак получает образование и культурные манеры, но это уже другой человек. Он вынужден примириться со злом ценой больших потерь: гибнет волшебная Сент-Ив, жертвуя честью ради спасения возлюбленного, мудрый Гордон находит теплый городок в мути несправедливого мира, сам Простак тоже устраивается согласно своим способностям и родословной.
Вольтер последовательно развивает главную идею Просветительства — идею “естественного человека, доказывая, что такому человеку нет места в обществе, до края обезображенного “законом условным”.
Идейное содержание повести Вольтера — губительное влияние общества на “естественного человека”, что и обусловило сложность, многогранность образа Простака, который противостоит цивилизации, а не восхищается ею. Душа героя простая и искренняя, не испорченная грузом лицемерия, стремится к гармонии с собой и людьми. О смысле деятельности Вольтера Виктор Гюго сказал так: “Бороться против фарисейства, разоблачать лицемерие, тиранию, узурпацию, вранье, предрассудки, суеверие, разрушить храм, чтобы возвести новый, то есть заменить вранье истиной, нападать на жестокость суда, нападать на кровожадное духовенство, взять кнут и выгнать всех торговцев со святилища, требовать наследства для лишенных его, защитить слабых, бедных, угнетенных, бороться за преследуемых и угнетенных – вот война Иисуса Христа. И кто же тот человек, который вел эту войну? Вольтер!”
Взгляды Вольтера близки к философским позициям одного из величайших украинских мыслителей — Григория Сковороды, творчество которого к 50-80 годы XVIII столетия (”Сад божественных песен”, “Басни права”) имеет определенные элементы “естественного права”.
ного права”. Он утверждает решающее значение свободы для формирования личности, его гуманистические идеалы базируются на моральных ценностях христианства, но, равно как и Вольтер, украинский философ протестует против злоупотреблений церковников и внешних обрядовых наслоений. Идеи Вольтера имеют общечеловеческое значение. Они не исчезли вместе с XVIII столетием, а продолжают оставаться актуальными в наши дни.
Проводя Простака через круги ада, которые именуются цивилизованными отношениями, Вольтер с помощью всех оттенков комического подвергает критике политику, религию, брак, науку. Главнейшие черты главного героя – здравый смысл и откровенность. Простак делает поступки, которые приемлемы с точки зрения природы, но противоречат морали французского общества, представители которого считают его довольно странным и даже опасным. Чем глубже Простак знакомится с французской действительностью, тем драматичней становится его конфликт с ней. Постепенно он понимает, что даже Библию, источник мудрости и добра, используют как оправдание вранья, лицемерия, фарисейства, религиозных конфликтов. Чистая душа Простака опирается фальши человеческих отношений, тогда как другие и не замечают ее.
Непосредственно выказав свое отношение к гугенотам, он попадает по доносу шпиона в тюрьму, из которой его спасает ценой своей чести любимая. Простак получает образование и культурные манеры, но это уже другой человек. Он вынужден примириться со злом ценой больших потерь: гибнет волшебная Сент-Ив, жертвуя честью ради спасения возлюбленного, мудрый Гордон находит теплый городок в мути несправедливого мира, сам Простак тоже устраивается согласно своим способностям и родословной.
Вольтер последовательно развивает главную идею Просветительства — идею “естественного человека, доказывая, что такому человеку нет места в обществе, до края обезображенного “законом условным”.
Идейное содержание повести Вольтера — губительное влияние общества на “естественного человека”, что и обусловило сложность, многогранность образа Простака, который противостоит цивилизации, а не восхищается ею. Душа героя простая и искренняя, не испорченная грузом лицемерия, стремится к гармонии с собой и людьми. О смысле деятельности Вольтера Виктор Гюго сказал так: “Бороться против фарисейства, разоблачать лицемерие, тиранию, узурпацию, вранье, предрассудки, суеверие, разрушить храм, чтобы возвести новый, то есть заменить вранье истиной, нападать на жестокость суда, нападать на кровожадное духовенство, взять кнут и выгнать всех торговцев со святилища, требовать наследства для лишенных его, защитить слабых, бедных, угнетенных, бороться за преследуемых и угнетенных – вот война Иисуса Христа. И кто же тот человек, который вел эту войну? Вольтер!”
Взгляды Вольтера близки к философским позициям одного из величайших украинских мыслителей — Григория Сковороды, творчество которого к 50-80 годы XVIII столетия (”Сад божественных песен”, “Басни права”) имеет определенные элементы “естественного права”.
ного права”. Он утверждает решающее значение свободы для формирования личности, его гуманистические идеалы базируются на моральных ценностях христианства, но, равно как и Вольтер, украинский философ протестует против злоупотреблений церковников и внешних обрядовых наслоений. Идеи Вольтера имеют общечеловеческое значение. Они не исчезли вместе с XVIII столетием, а продолжают оставаться актуальными в наши дни.