Мой любимый поэт
Мои любимый поэт
Владимир Высоцкий — феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Он написал более 600 стихотворений и песен, сыграл более 20 ролей в спектаклях иболее 20 ролей в кинокартинах и телефильмах. Но социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в «авторской песне» (термин самого В. Высоцкого).В своих стихах-песнях поэт откликался «на злобу дня» и обращался к историческому прошлому нашей родины; писал и пел о человеческих переживаниях и одушевлял природу; воскрешал такие вечные чувства и понятия, как любовь, дружба, честь, правда, добро, свобода. Поэт не отделял себя от своих героев, остро ощущал и как бы перекладывал на свои плечи сложную запутанность их судеб, боль и горечь переживаний. Его песни — своего рода самопознание народной души.В песенном творчестве Владимира Высоцкого проявилось необычайное богатство реалистических, разговорно-бытовых и романтически-возвышенных, лирически-проникновенных образных и речевых средств и интонаций.Стилевое богатство и своеобразие творчества Высоцкого во многом определяется тематикой и жанровым диапазоном его произведений. Среди них выделяются группы-циклы о войне («Мы вращаем землю»), о работе («Черное золото»), о горах («Вершина») и море («Мы говорим не „штормы“, а „шторма“), о любви (»Баллада о любви"), искусстве («Мой Гамлет»), родине, времени, судьбе и т.д.В творчестве Высоцкого преобладают песни-монологи (от своего имени, от лица реальных и условных персонажей), хотя в них может присутствовать и разговорно-диалогическое начало, но в целом это «песни-роли». Для них характерно наличие автора (поэта и композитора), который одновременно и режиссер-постановщик, и актер-исполнитель своих произведений перед слушателем.Язык песен Высоцкого может показаться слишком обычным, порой даже грубым, упрощенно-примитивным, но это впечатление обманчиво, как и представление об отсутствии у него поэтической культуры. Отличительной чертой песен Высоцкого всегда было погружение в народную речевую стихию, свободное владение ею. Конечно, подчас встречаются и элементы стилизации, особенно ощутимые в так называемых «дворовых песнях» или в воссоздании мелодики цыганского романса, но если говорить о зрелом творчестве, эстетический вкус и чутье никогда не подводили поэта.Для него характерно особое ощущение обстоятельств быта, деталей человеческого поведения и психологии, мыслей и чувств, жестов и поступков, а главное — предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи>-Оттенки живой разговорной интонации, определяющей'Ьсо-бенности высказываний, мы находим в обрывистой речи «Разведки боем» («Кто со мной? С кем идти? Так, Борисов… Так, Леонов...») и мягкой раздумчивости «Горной лирической» («А день, какой был день тогда? Ах да — среда!..»), в сатирическом звучании восклицаний и вопросов «Диалога у телевизора» («Ой, Вань, гляди-кось, попугайчики! Нет, я, ей-богу, закричу!.. А это кто в короткой маечке? Я, Вань, такую же хочу»), в экспрессивных обращениях программного стихотворения «Канатоходец»:Посмотрите! Вот он без страховки идет! Чуть правее наклон — упадет, пропадет! Чуть левее наклон — все равно не спасти!.. Но — замрите! Ему остается пройти Не больше четверти пути…Мне хочется отметить особенность Высоцкого видеть и осмысливать действительность поэтически масштабно, исторично и даже космически: Земля и небо, природные стихии, горы, море, время, вечность, мироздание — живут в его стихах. Нынешний день нерасторжим в них с историей, сиюминутное— с вечным.Природа и прежде всего сама Земля всегда предстает в стихах Высоцкого одушевленной. Вспомним, например, такие строки-олицетворения из «Песни о Земле»: "… кто сказал, что Земля умерла?/ Нет, она затаилась на время.../Кто поверил, что Землю сожгли? /Нет, она почернела от горя.../ Обнаженные нервы Земли /Неземное страдание знают… /Ведь Земля— это наша душа,/ Сапогами не вытоптать душу". Таким же одухотворенным и человечным изображено в другом стихотворении горное эхо: «К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо, и брызнули камни, как слезы, из раненыхскал...». А в стихах о море оживают водная и воздушная стихии. И потому — «упругие тугие мышцы ветра натягивали кожу парусов».Важное место в творчестве поэта занимает тема Родины-России, еец сегодняшнего дня и исторического прошлого. В «Балладе о времени» поэт вспоминает «о походах, боях и победах», о тайнах и легендах прошлого, воскрешая извечные нравственные идеалы:Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остается добром — В прошлом, будущем и настоящем!В стихотворениях военного цикла: «Мы вращаем Землю», «Он не вернулся из боя», «Братские могилы» и др. показана жестокая правда войны, горькая реальность. Поэт считал, что в народе должна остаться вечная память о погибших в боях за Родину.А в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата.Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой» Высоцкий, есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что чем-то роднее, ближе.Но о чем бы он ни писал — о войне, о шоферах, о шахтерах, о летчиках, об альпинистах, об ученых, — казалось, автор тесно связан с этой профессией, а на самом деле он был человеком с неистребимой жаждой познания. Где бы он ни был, с кем бы ни общался — все впечатления от увиденного и услышанного находили отклик в его песнях.Высоцкий — это человек-легенда, борец за человеческое достоинство, провидец. Он не умел молчать, лгать, пресмыкаться. Владимир Высоцкий сгорел из-за нас, ради нас, за нас. Он считал необходимым прожить жизнь так, чтобы в память о ней людям захотелось зажечь свечу…
Владимир Высоцкий — феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Он написал более 600 стихотворений и песен, сыграл более 20 ролей в спектаклях иболее 20 ролей в кинокартинах и телефильмах. Но социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в «авторской песне» (термин самого В. Высоцкого).В своих стихах-песнях поэт откликался «на злобу дня» и обращался к историческому прошлому нашей родины; писал и пел о человеческих переживаниях и одушевлял природу; воскрешал такие вечные чувства и понятия, как любовь, дружба, честь, правда, добро, свобода. Поэт не отделял себя от своих героев, остро ощущал и как бы перекладывал на свои плечи сложную запутанность их судеб, боль и горечь переживаний. Его песни — своего рода самопознание народной души.В песенном творчестве Владимира Высоцкого проявилось необычайное богатство реалистических, разговорно-бытовых и романтически-возвышенных, лирически-проникновенных образных и речевых средств и интонаций.Стилевое богатство и своеобразие творчества Высоцкого во многом определяется тематикой и жанровым диапазоном его произведений. Среди них выделяются группы-циклы о войне («Мы вращаем землю»), о работе («Черное золото»), о горах («Вершина») и море («Мы говорим не „штормы“, а „шторма“), о любви (»Баллада о любви"), искусстве («Мой Гамлет»), родине, времени, судьбе и т.д.В творчестве Высоцкого преобладают песни-монологи (от своего имени, от лица реальных и условных персонажей), хотя в них может присутствовать и разговорно-диалогическое начало, но в целом это «песни-роли». Для них характерно наличие автора (поэта и композитора), который одновременно и режиссер-постановщик, и актер-исполнитель своих произведений перед слушателем.Язык песен Высоцкого может показаться слишком обычным, порой даже грубым, упрощенно-примитивным, но это впечатление обманчиво, как и представление об отсутствии у него поэтической культуры. Отличительной чертой песен Высоцкого всегда было погружение в народную речевую стихию, свободное владение ею. Конечно, подчас встречаются и элементы стилизации, особенно ощутимые в так называемых «дворовых песнях» или в воссоздании мелодики цыганского романса, но если говорить о зрелом творчестве, эстетический вкус и чутье никогда не подводили поэта.Для него характерно особое ощущение обстоятельств быта, деталей человеческого поведения и психологии, мыслей и чувств, жестов и поступков, а главное — предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи>-Оттенки живой разговорной интонации, определяющей'Ьсо-бенности высказываний, мы находим в обрывистой речи «Разведки боем» («Кто со мной? С кем идти? Так, Борисов… Так, Леонов...») и мягкой раздумчивости «Горной лирической» («А день, какой был день тогда? Ах да — среда!..»), в сатирическом звучании восклицаний и вопросов «Диалога у телевизора» («Ой, Вань, гляди-кось, попугайчики! Нет, я, ей-богу, закричу!.. А это кто в короткой маечке? Я, Вань, такую же хочу»), в экспрессивных обращениях программного стихотворения «Канатоходец»:Посмотрите! Вот он без страховки идет! Чуть правее наклон — упадет, пропадет! Чуть левее наклон — все равно не спасти!.. Но — замрите! Ему остается пройти Не больше четверти пути…Мне хочется отметить особенность Высоцкого видеть и осмысливать действительность поэтически масштабно, исторично и даже космически: Земля и небо, природные стихии, горы, море, время, вечность, мироздание — живут в его стихах. Нынешний день нерасторжим в них с историей, сиюминутное— с вечным.Природа и прежде всего сама Земля всегда предстает в стихах Высоцкого одушевленной. Вспомним, например, такие строки-олицетворения из «Песни о Земле»: "… кто сказал, что Земля умерла?/ Нет, она затаилась на время.../Кто поверил, что Землю сожгли? /Нет, она почернела от горя.../ Обнаженные нервы Земли /Неземное страдание знают… /Ведь Земля— это наша душа,/ Сапогами не вытоптать душу". Таким же одухотворенным и человечным изображено в другом стихотворении горное эхо: «К утру расстреляли притихшее горное, горное эхо, и брызнули камни, как слезы, из раненыхскал...». А в стихах о море оживают водная и воздушная стихии. И потому — «упругие тугие мышцы ветра натягивали кожу парусов».Важное место в творчестве поэта занимает тема Родины-России, еец сегодняшнего дня и исторического прошлого. В «Балладе о времени» поэт вспоминает «о походах, боях и победах», о тайнах и легендах прошлого, воскрешая извечные нравственные идеалы:Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остается добром — В прошлом, будущем и настоящем!В стихотворениях военного цикла: «Мы вращаем Землю», «Он не вернулся из боя», «Братские могилы» и др. показана жестокая правда войны, горькая реальность. Поэт считал, что в народе должна остаться вечная память о погибших в боях за Родину.А в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата.Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой» Высоцкий, есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что чем-то роднее, ближе.Но о чем бы он ни писал — о войне, о шоферах, о шахтерах, о летчиках, об альпинистах, об ученых, — казалось, автор тесно связан с этой профессией, а на самом деле он был человеком с неистребимой жаждой познания. Где бы он ни был, с кем бы ни общался — все впечатления от увиденного и услышанного находили отклик в его песнях.Высоцкий — это человек-легенда, борец за человеческое достоинство, провидец. Он не умел молчать, лгать, пресмыкаться. Владимир Высоцкий сгорел из-за нас, ради нас, за нас. Он считал необходимым прожить жизнь так, чтобы в память о ней людям захотелось зажечь свечу…