Русские сочинения
-
Заболоцкий Н.А.
-
Гром идем
-
Стихотворение Н Заболоцкого "Гром идем". (Восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение Н Заболоцкого "Гром идем". (Восприятие, истолкование, оценка)
По свидетельству Н.А.Заболотского, его творчество делится на два основных периода: 1) 20-е -начало 30-х г; 2) с 1932 г.
-50-е. Дебютировал как поэт-урбанист, член группы ОБЭРИУТов, последователь поэтических экспериментов В.Хлебникова. Первые
стихи Заболотского отличались примитивизмом, алогичностью, подчёркнуто нелитературной стилистикой и исчезновением рифмы.
По выражению самого поэта — это «стих почти непохожий на стих». Но послевоенные годы совершенно изменили поэтический
мир Н.Заболотского. От гротескного зыбкого метра, соответствовавшего гротескному содержанию и стилю произведений 20-х
годов, автор переходит к традиционной тематике, драматическому психологизму при изображении человеческих переживаний, к
чистым классическим размерам, отказываясь от всего изощрённого, стилистически изысканного. Лиричнее, мелодичнее
становится тональность стихотворений. Большим разнообразием отличается жанрово-стилевая структура его поэтики. Лексика -
самая обычная, обиходная, но всё прон!
изано гуманистическим мировоззрением поэта, глубоким философским смыслом, и в результате создаются удивительно
гармоничные, прекрасные и неповторимые произведения Н.А.Заболотского.
Одно из них стихотворение «Гроза идёт», написанное в 1957 году. Это произведение условно можно разделить на две
части. В первой(1-3-я строфы) автор создаёт образ грозы. Вторая часть(4-7 строфы) — это развёрнутое описание и в тоже
время сравнение лирического героя с «деревом печали». Не случайно здесь сравнительный оборот «как ты». Это
стихотворение поразило меня своей выразительностью. Тут что ни слово — то образ, что ни образ — то дивное художественное
описание:
Движется нахмуренная туча...
… С фонарём в приподнятой руке.
Какая странная, но интересная метафора «туча… с фонарём в руке»! Она просто не может не заворожить.
Удивительны и другие образы стихотворения — всё в движении и оттого живые. Олицетворения, к примеру, здесь очень
динамичные:
Движется нахмуренная туча...
… Движется огромна и тягуча...
… Сколько раз она меня ловила...
… Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!
Большое количество эпитетов(«нахмуренная туча, огромна и тягуча», «каменный гром», «робкие шаги», «тёмный
небосклон») и метафор («туча с фонарём в приподнятой руке», «белый блеск вольтовой дуги», «мёртвая корона»,
«живое сердце древесины», «дерево печали») передаёт внутреннее состояние поэта, печаль его души. Поэтому «краски»
в стихотворении тёмные, мрачные: «нахмуренная туча», «тёмный небосклон», «иглы почерневшие». Необычно сравнение:
лирический герой, то есть сам автор, сопоставляет себя с кедром, «деревом печали».
Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнём сжигали на лету.
Возможно, что под образом молний, поэт подразумевал сложные обстоятельства жизни, которые «били», «огнём
сжигали на лету» лирического героя.
е обстоятельства жизни, которые «били», «огнём
сжигали на лету» лирического героя. Стоит лишь только вспомнить, что пришлось пережить Заболотскому. И арест по
ложному, сфабрикованному обвинению, и жестокие издевательства, «урок» в лагерях и ссылках. Вот поэтому «сквозь живое
сердце древесины» кедра, а значит и самого лирического героя, «пролегает рана от огня...» Да, страшная метафора. А
ведь в этом стихотворении построено по принципу психологического параллелизма: картина природы соответствует картинам
человеческой жизни, состоянию души автора. Образ умирающего дерева с «мёртвой кроной» соответствует трагичным чувствам
героя с «лютым холодом» в душе. Это стихотворение, написанное Заболотским за год до его смерти, затрагивает и тему
завершающейся человеческой жизни:
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца...
«Иглы почерневшие с вершины Осыпают звёздами» лирического героя. А если верить преданию, то падающая звезда
олицетворяет оборвавшуюся жизнь. Но минорную ноту в стихотворении разбавляет последняя строка:
… И в душе… и любовь, и песни до конца!
Здесь я вижу и творческий принцип Заболотского: «Мысль-Образ-Музыка» — идеальная тройственность, к которой
стремится каждый поэт. Великолепная звуковая организация стиха — ритм, рифмы, звукообразы. Ещё Фет сказал: «Что не
выскажешь словами — Звуком на душу навей». Аллитерация рождает звукообразы: так, в первой строфе богатая
аллитерация(повторение звуков «р» и «ж») способствует восприятию того, что заложено в поэтической лексике. Не
случаен и размер произведения(анапест), который делает его более весомым, заставляет задуматься над философией
произведения. В этом произведении автор предстаёт перед нами гуманистом. Он сочувствует дереву, которое много лет росло
у его балкона. С этим кедром у лирического героя, наверняка, связаны разные воспоминания. Природа, по Заболотскому, не
противопоставление человеку. Он как бы растворён в ней. Поэт восхищается ею, но в тоже время и задумывается о
собственном исчезновении, об ужасной тоске разъединения с природой. Это стихотв!
орение поразило меня своими необычными, но всё-таки реальными художественными образами. В нём Заболотский, охваченный
красотой и печалью природы, изображает её живой, но это описание наполнено грустью и неизбывной тоской:
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе всё тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!
-50-е. Дебютировал как поэт-урбанист, член группы ОБЭРИУТов, последователь поэтических экспериментов В.Хлебникова. Первые
стихи Заболотского отличались примитивизмом, алогичностью, подчёркнуто нелитературной стилистикой и исчезновением рифмы.
По выражению самого поэта — это «стих почти непохожий на стих». Но послевоенные годы совершенно изменили поэтический
мир Н.Заболотского. От гротескного зыбкого метра, соответствовавшего гротескному содержанию и стилю произведений 20-х
годов, автор переходит к традиционной тематике, драматическому психологизму при изображении человеческих переживаний, к
чистым классическим размерам, отказываясь от всего изощрённого, стилистически изысканного. Лиричнее, мелодичнее
становится тональность стихотворений. Большим разнообразием отличается жанрово-стилевая структура его поэтики. Лексика -
самая обычная, обиходная, но всё прон!
изано гуманистическим мировоззрением поэта, глубоким философским смыслом, и в результате создаются удивительно
гармоничные, прекрасные и неповторимые произведения Н.А.Заболотского.
Одно из них стихотворение «Гроза идёт», написанное в 1957 году. Это произведение условно можно разделить на две
части. В первой(1-3-я строфы) автор создаёт образ грозы. Вторая часть(4-7 строфы) — это развёрнутое описание и в тоже
время сравнение лирического героя с «деревом печали». Не случайно здесь сравнительный оборот «как ты». Это
стихотворение поразило меня своей выразительностью. Тут что ни слово — то образ, что ни образ — то дивное художественное
описание:
Движется нахмуренная туча...
… С фонарём в приподнятой руке.
Какая странная, но интересная метафора «туча… с фонарём в руке»! Она просто не может не заворожить.
Удивительны и другие образы стихотворения — всё в движении и оттого живые. Олицетворения, к примеру, здесь очень
динамичные:
Движется нахмуренная туча...
… Движется огромна и тягуча...
… Сколько раз она меня ловила...
… Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!
Большое количество эпитетов(«нахмуренная туча, огромна и тягуча», «каменный гром», «робкие шаги», «тёмный
небосклон») и метафор («туча с фонарём в приподнятой руке», «белый блеск вольтовой дуги», «мёртвая корона»,
«живое сердце древесины», «дерево печали») передаёт внутреннее состояние поэта, печаль его души. Поэтому «краски»
в стихотворении тёмные, мрачные: «нахмуренная туча», «тёмный небосклон», «иглы почерневшие». Необычно сравнение:
лирический герой, то есть сам автор, сопоставляет себя с кедром, «деревом печали».
Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнём сжигали на лету.
Возможно, что под образом молний, поэт подразумевал сложные обстоятельства жизни, которые «били», «огнём
сжигали на лету» лирического героя.
е обстоятельства жизни, которые «били», «огнём
сжигали на лету» лирического героя. Стоит лишь только вспомнить, что пришлось пережить Заболотскому. И арест по
ложному, сфабрикованному обвинению, и жестокие издевательства, «урок» в лагерях и ссылках. Вот поэтому «сквозь живое
сердце древесины» кедра, а значит и самого лирического героя, «пролегает рана от огня...» Да, страшная метафора. А
ведь в этом стихотворении построено по принципу психологического параллелизма: картина природы соответствует картинам
человеческой жизни, состоянию души автора. Образ умирающего дерева с «мёртвой кроной» соответствует трагичным чувствам
героя с «лютым холодом» в душе. Это стихотворение, написанное Заболотским за год до его смерти, затрагивает и тему
завершающейся человеческой жизни:
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца...
«Иглы почерневшие с вершины Осыпают звёздами» лирического героя. А если верить преданию, то падающая звезда
олицетворяет оборвавшуюся жизнь. Но минорную ноту в стихотворении разбавляет последняя строка:
… И в душе… и любовь, и песни до конца!
Здесь я вижу и творческий принцип Заболотского: «Мысль-Образ-Музыка» — идеальная тройственность, к которой
стремится каждый поэт. Великолепная звуковая организация стиха — ритм, рифмы, звукообразы. Ещё Фет сказал: «Что не
выскажешь словами — Звуком на душу навей». Аллитерация рождает звукообразы: так, в первой строфе богатая
аллитерация(повторение звуков «р» и «ж») способствует восприятию того, что заложено в поэтической лексике. Не
случаен и размер произведения(анапест), который делает его более весомым, заставляет задуматься над философией
произведения. В этом произведении автор предстаёт перед нами гуманистом. Он сочувствует дереву, которое много лет росло
у его балкона. С этим кедром у лирического героя, наверняка, связаны разные воспоминания. Природа, по Заболотскому, не
противопоставление человеку. Он как бы растворён в ней. Поэт восхищается ею, но в тоже время и задумывается о
собственном исчезновении, об ужасной тоске разъединения с природой. Это стихотв!
орение поразило меня своими необычными, но всё-таки реальными художественными образами. В нём Заболотский, охваченный
красотой и печалью природы, изображает её живой, но это описание наполнено грустью и неизбывной тоской:
Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе всё тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!