Заболоцкий ("Некрасивая девочка")
Заболоцкий(«Некрасивая девочка»)
Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие чувства любви и дружбы. Поэт философ – З хотел посвятить себя науке, но привязанность к искусству (прежде всего – поэзии и живописи) оказалось сильнее .
Что есть красота? Эта афористическая строка становится главной темой многих стихов поэта. Будь это стихи о природе или о животных, или о человеке. Строчки, рисующие природу и животных, подчеркивают безграничность и красоту мира, с одной стороны и несправедливость, униженность их с другой.
Лицо коня прекрасней и умней
Он слышит говор листьев и камней
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой рощи рокот соловьиный
……..
На темный небосклон
Восходят звезд соединенья
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах
Глаза горят как два огромных мира
Игриво стелятся, как царская порфира.
Поэт подчеркивает выразительное, умное лицо коня и пишет о нем с уважением и нежностью потому, что он не ищет выгоды от него. А человек живет и не видит, что вокруг него существует много маленьких и больших жизней, что в мире столько красоты.
Красота мира и его несовершенство звучат в стихотворении «Сентябрь». Стихи построены на контрастной игре темного (даль нечиста, царство туманно, даль занавешена) и светлого (первый луч, арка засияла, золотой, как огонь и гранатовый, с улыбкою) начал. Композиционно стихотворение делится на 2 части, причем вторая начинается с противопоставления (Но взгляни…). Первая строфа передает картину осеннего дождя с порывистым ветром (Сыплет дождик большие горошины. Рвется ветер и даль не чиста ). Атмосфера дождя передана и в звукописи – аллитерации, подчеркивающей порывы осеннего ветра. Но уже вторая строфа являет собой поворот темы. Поэт говорит о пробивающимся сквозь туман солнечном луче, о приближающихся таинственных переменах в природе. Легкий и стремительный луч предсказывает торжество света и красоты. В последующих двух строфах появляется образ орешины, которая уподобляется девушке. Подобное сравнение усиливает картину преображения природы после очистительного дождя, говорит о ее красоте и вечной обновляемости.
Завершает стихи строфа, где образ орешины-девушки перевоплощается в «словно деревце, в зыбкую молодую царевну в венце». Это символ счастливого слияния природы и человека.
Не случайно и то обстоятельство, что З в самой природе хочет увидеть, прозреть истоки «лица». Подчас он употребляет выражения «лицо коня», «лицо зверей», этим самым поэт как бы хочет сказать, что человек – это только развитие того, что заложено в природе.
Проблема лица, его красоты и безобразия мучит поэта. В таких стихах как «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка» и во многих других З ставит вопрос: «Что есть красота?».
авит вопрос: «Что есть красота?». Поэтической манере З близка живопись, он, как живописец выхватывает из человеческой толпы лица.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Вот и стихотворение «Некрасивая девочка» представляет как бы еще одно звено в размышлениях поэта о сущности красоты. Уже в заглавии стихотворения сформулирована проблема «источник противочувствия».
Композиция стихотворения делится на две части: описание и рассуждение. Начинается стихотворение с описания внешнего портрета девочки.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка
Заправлена в трусы худая рубашонка
Колечки рыжеватые кудри
Рот длинен, зубки кривы
Черты лица остры и некрасивы
И одновременно дается внутренний слепок с души.
Чужая радость так же, как своя
Томит ее и вот из сердца рвется
И девочка ликует и смеется
Охваченная счастьем события.
З – реалист трезво видит суровую реальную жизнь, которую не миновать, предчувствует день, когда девочка вдруг увидит с ужасом, «что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка!». Поэт возлагает надежду не на утешительную ложь, что внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твердость человеческого сердца, что оно не «хрупкая игрушка». З вкладывает в эти слова веру, народные представления о том, как перенести беду. «Под лежачий камень вода не течет, значит надо перетопить камень, перетерпеть боль». В описании портрета девочки автор использует эпитеты оценочного ряда (длинен, кривы, остры, некрасивы), а в конце отрывка на первое место выступают глаголы, тоже по-своему оценивающие (томит, рвется, ликует, смеется). Так от внешности поэт переводит разговор к божественному дару (обожествляют люди). Красота и чистота чувств, естественность доброты и любовь ко всему, что нас окружает, к людям, к жизни, к чужой радости – вот что есть красота, которую обожествляют люди, которую увидел в этой младенческой душе своим поэтическим взором З.
Стихотворение заканчивается вопросами, которые усиливают эмоциональное воздействие и способствуют раскрытию идеи стихотворения. Поэт не дает готовых ответов на вопросы, заставляет нас задуматься над тем, «что есть красота?», но он сделал главное: не оставил нас равнодушными и заставил думать, размышлять об истиной красоте человека, о том какую спасительную силу он несет в себе. И не случаен образ «огня, мерцающего в сосуде», который является символом добра и человечности.
Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека, прославляя высокие чувства любви и дружбы. Поэт философ – З хотел посвятить себя науке, но привязанность к искусству (прежде всего – поэзии и живописи) оказалось сильнее .
Что есть красота? Эта афористическая строка становится главной темой многих стихов поэта. Будь это стихи о природе или о животных, или о человеке. Строчки, рисующие природу и животных, подчеркивают безграничность и красоту мира, с одной стороны и несправедливость, униженность их с другой.
Лицо коня прекрасней и умней
Он слышит говор листьев и камней
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой рощи рокот соловьиный
……..
На темный небосклон
Восходят звезд соединенья
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах
Глаза горят как два огромных мира
Игриво стелятся, как царская порфира.
Поэт подчеркивает выразительное, умное лицо коня и пишет о нем с уважением и нежностью потому, что он не ищет выгоды от него. А человек живет и не видит, что вокруг него существует много маленьких и больших жизней, что в мире столько красоты.
Красота мира и его несовершенство звучат в стихотворении «Сентябрь». Стихи построены на контрастной игре темного (даль нечиста, царство туманно, даль занавешена) и светлого (первый луч, арка засияла, золотой, как огонь и гранатовый, с улыбкою) начал. Композиционно стихотворение делится на 2 части, причем вторая начинается с противопоставления (Но взгляни…). Первая строфа передает картину осеннего дождя с порывистым ветром (Сыплет дождик большие горошины. Рвется ветер и даль не чиста ). Атмосфера дождя передана и в звукописи – аллитерации, подчеркивающей порывы осеннего ветра. Но уже вторая строфа являет собой поворот темы. Поэт говорит о пробивающимся сквозь туман солнечном луче, о приближающихся таинственных переменах в природе. Легкий и стремительный луч предсказывает торжество света и красоты. В последующих двух строфах появляется образ орешины, которая уподобляется девушке. Подобное сравнение усиливает картину преображения природы после очистительного дождя, говорит о ее красоте и вечной обновляемости.
Завершает стихи строфа, где образ орешины-девушки перевоплощается в «словно деревце, в зыбкую молодую царевну в венце». Это символ счастливого слияния природы и человека.
Не случайно и то обстоятельство, что З в самой природе хочет увидеть, прозреть истоки «лица». Подчас он употребляет выражения «лицо коня», «лицо зверей», этим самым поэт как бы хочет сказать, что человек – это только развитие того, что заложено в природе.
Проблема лица, его красоты и безобразия мучит поэта. В таких стихах как «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка» и во многих других З ставит вопрос: «Что есть красота?».
авит вопрос: «Что есть красота?». Поэтической манере З близка живопись, он, как живописец выхватывает из человеческой толпы лица.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Вот и стихотворение «Некрасивая девочка» представляет как бы еще одно звено в размышлениях поэта о сущности красоты. Уже в заглавии стихотворения сформулирована проблема «источник противочувствия».
Композиция стихотворения делится на две части: описание и рассуждение. Начинается стихотворение с описания внешнего портрета девочки.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка
Заправлена в трусы худая рубашонка
Колечки рыжеватые кудри
Рот длинен, зубки кривы
Черты лица остры и некрасивы
И одновременно дается внутренний слепок с души.
Чужая радость так же, как своя
Томит ее и вот из сердца рвется
И девочка ликует и смеется
Охваченная счастьем события.
З – реалист трезво видит суровую реальную жизнь, которую не миновать, предчувствует день, когда девочка вдруг увидит с ужасом, «что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка!». Поэт возлагает надежду не на утешительную ложь, что внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твердость человеческого сердца, что оно не «хрупкая игрушка». З вкладывает в эти слова веру, народные представления о том, как перенести беду. «Под лежачий камень вода не течет, значит надо перетопить камень, перетерпеть боль». В описании портрета девочки автор использует эпитеты оценочного ряда (длинен, кривы, остры, некрасивы), а в конце отрывка на первое место выступают глаголы, тоже по-своему оценивающие (томит, рвется, ликует, смеется). Так от внешности поэт переводит разговор к божественному дару (обожествляют люди). Красота и чистота чувств, естественность доброты и любовь ко всему, что нас окружает, к людям, к жизни, к чужой радости – вот что есть красота, которую обожествляют люди, которую увидел в этой младенческой душе своим поэтическим взором З.
Стихотворение заканчивается вопросами, которые усиливают эмоциональное воздействие и способствуют раскрытию идеи стихотворения. Поэт не дает готовых ответов на вопросы, заставляет нас задуматься над тем, «что есть красота?», но он сделал главное: не оставил нас равнодушными и заставил думать, размышлять об истиной красоте человека, о том какую спасительную силу он несет в себе. И не случаен образ «огня, мерцающего в сосуде», который является символом добра и человечности.