Роман Е. И. Замятина «Мы»
В романе поднимаются важнейшие проблемы человеческой жизни. Прежде всего это поиск счастья. Автор пишет роман в виде своеобразного дневника. В жанре антиутопии написано много известных произведений того периода, Замятин также прибегает к помощи этого жанра. На первый взгляд, мир, созданный писателем, совершенен. Люди, живущие в досконально продуманной обстановке, пытающиеся привести в порядок даже самые мелочные детали быта, таким способом создавали себе счастье, не просто мимолетное, а постоянное, стабильное. Они соорудили своеобразный механизм, деталями которого сами и являлись.
Машина заработала, люди стали и вести себя как машины. Никаких лишних действий, все направлено на общее благо. Единственное, чего они не учли: машина ничего не чувствует, не ощущает, не может ни любить, ни страдать, ни радоваться. Следовательно, цель, ради которой общественная машина создавалась, никогда не исполнится: понятия «счастье» и «механизм» несовместимы.
В романе описывается фантастическое государство, в котором все расписано по часам, в соответствии с произведенными математическими расчетами. Каждый человек для «удобства» имеет вместо имени личный номер (Д-503, О-90). Все эти обезличенные объекты не имеют права мечтать, за них и так все решат власти. Личная жизнь находится под прозрачным «колпаком», везде надзор и контроль.
Единое Государство отгорожено от остального мира, в нем уничтожены естественные потребности, все, что связано с нормальной жизнью человека. Тема власти занимает в произведении особое место. Власть Благодетеля абсолютна и безоговорочна. Людям кажется абсурдным и смешным выбрать на место Благодетеля кого-то другого, кроме самого Благодетеля. Непосредственно связана с темой власти тема религии. Благодетель — бог, сошедший с небес на землю.
Но все не может быть столь единообразно. Говорят, что и в хорошем стаде найдется паршивая овца. Так и в этом Государстве нашелся человек, попытавшийся удовлетворить свое любопытство. Это привело к полному краху всей системы. Оказалось, что она такая же хрупкая, как карточный домик: вынуть одну карту — рухнет все. Этот человек под номером Д-503 стал испытывать не знаемое им прежде чувство к 1-330 — чувство привязанности. Чувствительность как зараза стала распространяться по всему Государству. Идеальный мир переворачивается с ног на голову. Зеленая стена рухнула. Оттуда «все ринулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город».
Завершающим этапом действия романа является разговор Д-503 с Благодетелем, который сообщает ему формулу счастья: «Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный признак истины — ее жестокость».
Можно сказать, что фантастический роман Замятина на самом деле отражал реальную картину советского общества, только завуалированно. Развал чудо-государства, где все люди являются лишь винтиками офомного механизма, предопределяет судьбу всего тоталитаризма в мире. Финал романа стал своего рода своеобразным предсказанием общественному устройству России, и власти это прекрасно понимали, потому и запрещали роман «Мы» в Советском Союзе.
ройству России, и власти это прекрасно понимали, потому и запрещали роман «Мы» в Советском Союзе.
Замятин передал своему читателю чувство тревоги. Замечательный роман прозвучал как смертный приговор существовавшему в то время тоталитарному режиму. Но и до сегодняшних дней в мире не прекращает развиваться диктаторская тенденция. Написанное Замятиным предостерегает народы от страшных ошибок.
Машина заработала, люди стали и вести себя как машины. Никаких лишних действий, все направлено на общее благо. Единственное, чего они не учли: машина ничего не чувствует, не ощущает, не может ни любить, ни страдать, ни радоваться. Следовательно, цель, ради которой общественная машина создавалась, никогда не исполнится: понятия «счастье» и «механизм» несовместимы.
В романе описывается фантастическое государство, в котором все расписано по часам, в соответствии с произведенными математическими расчетами. Каждый человек для «удобства» имеет вместо имени личный номер (Д-503, О-90). Все эти обезличенные объекты не имеют права мечтать, за них и так все решат власти. Личная жизнь находится под прозрачным «колпаком», везде надзор и контроль.
Единое Государство отгорожено от остального мира, в нем уничтожены естественные потребности, все, что связано с нормальной жизнью человека. Тема власти занимает в произведении особое место. Власть Благодетеля абсолютна и безоговорочна. Людям кажется абсурдным и смешным выбрать на место Благодетеля кого-то другого, кроме самого Благодетеля. Непосредственно связана с темой власти тема религии. Благодетель — бог, сошедший с небес на землю.
Но все не может быть столь единообразно. Говорят, что и в хорошем стаде найдется паршивая овца. Так и в этом Государстве нашелся человек, попытавшийся удовлетворить свое любопытство. Это привело к полному краху всей системы. Оказалось, что она такая же хрупкая, как карточный домик: вынуть одну карту — рухнет все. Этот человек под номером Д-503 стал испытывать не знаемое им прежде чувство к 1-330 — чувство привязанности. Чувствительность как зараза стала распространяться по всему Государству. Идеальный мир переворачивается с ног на голову. Зеленая стена рухнула. Оттуда «все ринулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город».
Завершающим этапом действия романа является разговор Д-503 с Благодетелем, который сообщает ему формулу счастья: «Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный признак истины — ее жестокость».
Можно сказать, что фантастический роман Замятина на самом деле отражал реальную картину советского общества, только завуалированно. Развал чудо-государства, где все люди являются лишь винтиками офомного механизма, предопределяет судьбу всего тоталитаризма в мире. Финал романа стал своего рода своеобразным предсказанием общественному устройству России, и власти это прекрасно понимали, потому и запрещали роман «Мы» в Советском Союзе.
ройству России, и власти это прекрасно понимали, потому и запрещали роман «Мы» в Советском Союзе.
Замятин передал своему читателю чувство тревоги. Замечательный роман прозвучал как смертный приговор существовавшему в то время тоталитарному режиму. Но и до сегодняшних дней в мире не прекращает развиваться диктаторская тенденция. Написанное Замятиным предостерегает народы от страшных ошибок.