Рецензия
В 1936 году в нацистской Германии семеро человек сбежали из концлагеря. Комендант лагеря ради устрашения остальных узников приказал установить семь крестов, на которых потом должны были оказаться все сбежавшие — по мере их поимке гестаповцами. Однако седьмой крест так и остался свободным, поскольку одному из беглецов, а именно — Георгу Хайслеру, всё же удалось с помощью самых разных людей, подчас совсем незнакомых, перебраться в Голландию.
Один из заметных американских фильмов о последствиях нацизма был создан ещё во время войны по антифашистскому произведению немецкой писательницы Анны Зегерс. А режиссёром стал Фред Циннеман, выходец из Вены, чьи родители как раз погибли в концлагере. «Седьмой крест» заставляет вспомнить по принципу «от противного» довоенную ленту «Ярость», снятую немцем Фрицем Лангом тоже в США. И дело не только в том, что здесь вновь играет главную роль замечательный актёр Спенсер Трейси, а оператором стал Карл Фройнд, классик немецкого киноэкспрессионизма, раньше сотрудничавший с Лангом, что, безусловно, ощущается в тревожной атмосфере картины, которую можно посчитать даже триллером. Если в «Ярости» фактически развивается начатый Фрицем Лангом в «М» анализ того, как в самом обыкновенном человеке возникает жажда крови, безумная страсть к мщению, то Циннеман, опираясь на роман Зегерс, склоняется к мнению, что наряду с подобными «ординарными людьми» и теми, кто оказался подавлен фашизмом, ничуть ему не сопротивляясь, были упорно продолжавшие борьбу, верящие в небезнадёжность этого дела. Именно поэтому могло случиться так, что один из сбежавших из концлагеря в итоге остался в живых.
Конечно, не все, кого встречает на своём пути Георг Хайслер, хотят непременно помочь (бывшая возлюбленная даже прогоняет его), другие хоть и оказывают поддержку, но стараются поскорее избавиться. Однако есть и третьи… Очень интересен в данном плане образ Пауля Рёдера — вполне обыкновенного, «маленького человека», который должен был бы испугаться и немедленно выгнать Георга: ведь у него жена, дети. Но как раз Пауль смеет оставить у себя беглеца, а потом помогает связаться с антифашистами (кстати, только исполнитель этой роли Хьюм Кронин из числа создателей «Седьмого креста» был номинирован на «Оскар», пусть и не получил его). А вот сюжетную линию архитектора нельзя признать удачной. Он поначалу отказывается сделать что-то для Хайслера, и лишь усовестившись, вдруг приходит на помощь. Всё это больше похоже на привычные голливудские образцы.
Один из заметных американских фильмов о последствиях нацизма был создан ещё во время войны по антифашистскому произведению немецкой писательницы Анны Зегерс. А режиссёром стал Фред Циннеман, выходец из Вены, чьи родители как раз погибли в концлагере. «Седьмой крест» заставляет вспомнить по принципу «от противного» довоенную ленту «Ярость», снятую немцем Фрицем Лангом тоже в США. И дело не только в том, что здесь вновь играет главную роль замечательный актёр Спенсер Трейси, а оператором стал Карл Фройнд, классик немецкого киноэкспрессионизма, раньше сотрудничавший с Лангом, что, безусловно, ощущается в тревожной атмосфере картины, которую можно посчитать даже триллером. Если в «Ярости» фактически развивается начатый Фрицем Лангом в «М» анализ того, как в самом обыкновенном человеке возникает жажда крови, безумная страсть к мщению, то Циннеман, опираясь на роман Зегерс, склоняется к мнению, что наряду с подобными «ординарными людьми» и теми, кто оказался подавлен фашизмом, ничуть ему не сопротивляясь, были упорно продолжавшие борьбу, верящие в небезнадёжность этого дела. Именно поэтому могло случиться так, что один из сбежавших из концлагеря в итоге остался в живых.
Конечно, не все, кого встречает на своём пути Георг Хайслер, хотят непременно помочь (бывшая возлюбленная даже прогоняет его), другие хоть и оказывают поддержку, но стараются поскорее избавиться. Однако есть и третьи… Очень интересен в данном плане образ Пауля Рёдера — вполне обыкновенного, «маленького человека», который должен был бы испугаться и немедленно выгнать Георга: ведь у него жена, дети. Но как раз Пауль смеет оставить у себя беглеца, а потом помогает связаться с антифашистами (кстати, только исполнитель этой роли Хьюм Кронин из числа создателей «Седьмого креста» был номинирован на «Оскар», пусть и не получил его). А вот сюжетную линию архитектора нельзя признать удачной. Он поначалу отказывается сделать что-то для Хайслера, и лишь усовестившись, вдруг приходит на помощь. Всё это больше похоже на привычные голливудские образцы.