Русские сочинения - Жуковский В.А. - Светлана - Художественный мир баллады В. А. Жуковского «Светлана»

Художественный мир баллады В. А. Жуковского «Светлана»

Балладу В. А. Жуковского «Светлана» можно назвать самой знаменитой, самой оригинальной, самой светлой русской балладой.

Написано это стихотворное произведение было в 1812 году и посвящено Сашеньке Протасовой (в замужестве Воейковой), сестре возлюбленной Жуковского Маши.

По-доброму просто начало баллады «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали…

Поздним вечером Светлана остается в светлице гадать. Сидя перед зеркалом, она мечтает о суженом и засыпает. Во сне девушка переживает то же, что и Людмила, героиня первой баллады Жуковского с одноименным названием.

Лучшими чертами русского национального характера наделил свою героиню Жуковский. Она проста, сердечна, ласкова и в то же время загадочна.

Тускло светит луна

В сумраке тумана —

Молчалива и грустна

Милая Светлана.

Девушка с тайной робостью гадает о судьбе, она с опаской пытается разглядеть в зеркале образ ожидаемого будущего.

В самую опасную минуту своего сна, когда после скачки через вьюгу жених превращается в мертвеца, Светлана

Перед иконой пала в прах,

Спасу помолилась;

И, с крестом своим в руке,

Под святыми в уголке

Робко притаилась.

Помнится, еще до гадания девушка обращалась к своему «ангелу-утешителю»:

Утоли печаль мою.

Ангел-утешитель.

На ласковый зов Светланы в сумрачное пространство баллады влетает светлый ангел в образе «белоснежного голубка со светлыми глазами».

…Тихо вея, прилетел,

К ней на перси тихо сел,

Обнял их крылами.

Добрый посланник небес явился к ней. К нему она взывала о помощи, и теперь он рядом, он защитит. Напрасно «мертвец» скрежещет зубами и сверкает «грозными очами», принимая образ «милого друга». Все происходящее — минутный сон, который обязательно закончится, вернет героиню в светлый «крещеный» мир. В морозное и солнечное утро встретится Светлана с живым и настоящим своим женихом.

Села (тяжко ноет грудь)

Под окном Светлана;

Из окна широкий путь

Виден сквозь тумана;

Снег на солнышке блестит,

Пар алеет тонкий…

Чу!.. в дали пустой гремит

Колокольчик звонкий;

На дороге снежный прах;

Мчат, как будто на крылах,

Сани кони рьяны;

Ближе; вот уж у ворот;

Статный гость к крыльцу идет…

Кто?.. Жених Светланы.

Жуковский этим описанием не довольствуется. К балладе есть послесловие, доброе, светлое и радостное:

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Далее поэт объясняет, по каким «неправильным правилам» баллады пишутся, по каким читаются.

Все в стихах подобного рода на грани ужасного и смешного, страшного и веселого, все оправдывает ожидания — приятны и душевные потрясения, и обещанное предчувствие счастливого будущего. Иногда даже кажется, будто сам участвуешь в событиях, леденящих кровь. Тем более радостно, что так хорошо все заканчивается.

Интересно, что члены литературного объединения «Арзамас», душой и бессменным секретарем которого был В.А.

А. Жуковский, получали балладные прозвища. Автор «Светланы» носил «арзамасское» имя Светлана — недаром именно ему оно досталось: свет и мягкость исходили от всего его облика.