Биографии русскиx писателей - Мамин-Сибиряк Д.Н. - Вариант 2

Вариант 2

    Мамин, Дмитрий Наркисович — известный беллетрист-этнограф. Родился 25 октября 1852 г. в Висимо-Шайтанском заводе, в семье священника. Окончил курс в Пермской духовной семинарии. К пребыванию здесь относятся его первые творческие попытки. Весной 1871 г. Мамин перебирается в Петербург и поступает в медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение, а затем переходит на медицинское. В 1874 г. Мамин выдержал экзамен в университет и, пробыв около двух лет на естественном факультете, в 1876 г. перешел на юридический, но и здесь курса не кончил. Ведя жизнь литературной богемы, Мамин занимался репортажем и писал мелкие рассказы. Первое беллетристическое произведение Мамина «Тайны зеленого леса» напечатано без подписи имени в журнале «Кругозор» в 1877 г. и посвящено Уралу. Зачатки таланта, хорошее знакомство с природой и жизнью края замечаются и в этом произведении. Первые шаги Мамина в литературе вместе с приступами острой нужды, моменты глухого отчаяния, — все это описано Маминым в романе «Черты из жизни Пепко», одном из характерных и ярких его произведений, имеющем большое автобиографическое значение, ярко обозначающем миросозерцание писателя, догмы его веры, взгляды, идеи, которые легли потом в основу лучших его произведений: глубокий альтруизм, отвращение к людскому взаимопоеданию, к грубой силе, пессимизм, любовь к жизни и, вместе с тем, тоска о ее несовершенствах, о «мере печали и слез», где столько ужасов, жестокостей, неправды. «Неужели можно удовлетвориться одной своей жизнью. Нет, жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец — вот где жизнь и настоящее счастье!» — говорит Мамин в «Чертах из жизни Пепко». Ему хочется жить за всех, чтобы все испытать и все перечувствовать. Думы и вопросы, волновавшие писателя тогда и отраженные в «Чертах из жизни Пепко», проходят почти целиком в дальнейших, уже совершенно зрелых произведениях Мамина. В малоизвестном журнале Мамин напечатал большой роман «В водовороте страстей» под псевдонимом Е. Томский, роман претенциозный и очень слабый во всех отношениях. Весной 1877 г. Мамин уехал на Урал, пробыв в родных местах 14 лет и деятельно изучая их в бытовом и экономическом отношениях. С 1882 г. начинается второй период литературной деятельности Мамина. С появления в «Русской Мысли» очерков из приисковой жизни «Старатели», Мамин, ставший подписываться псевдонимом Сибиряк, обращает на себя внимание публики и критики и довольно быстро приобретает известность. В «Устоях», «Деле», «Вестнике Европы», «Русской Мысли», «Отечественных Записках» появляются его уральские рассказы и очерки: «На рубеже Азии», «В камнях», «Все мы хлеб едим», «В худых душах», «Золотуха», «Бойцы», «Переводчица на приисках», «Дикое счастье», «Авва», «На Шихане», «Башка», «Гроза», «Блаженые» и прочее. Здесь уже намечаются характерные признаки таланта Мамина, его любимые мотивы, стремление к изображению природы и воздействия ее на жизнь, ее влияния, в большинстве случаев, неотразимого на человека, чуткость к совершающемуся вокруг, уловление новых веяний, действующих благодетельно или трагически — отрицательно на старые дряблые устои. В этих рассказах уже чувствуется самобытный изобразитель жизни и нравов Урала, вольный художник, чуждый предвзятых тенденций, умеющий дать понятие о гигантском человеческом труде, изобразить всякие контрасты. С одной стороны, дивная природа, величественная, полная гармонии, с другой — неурядица людская, тяжкая борьба за существование. Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда. В 1883 г. появился первый роман его из заводской жизни на Урале: «Приваловские миллионы». С любовью останавливается здесь Мамин-Сибиряк на богатырях по внешнему и духовному облику, на жертвах стихийной власти — капиталистического роста, на типах, фигурах, совершенно новых в нашей литературе; здесь им захвачен едва ли не весь Урал, с его горнозаводским делом, с его представителями, вращающимися около золота и железа. Второй роман — «Горное гнездо», появившийся в «Отечественных Записках» 1884 г., рисует также со всех сторон горнозаводский Урал. Это — великолепная страница, необыкновенно своеобразная из истории накопления капитализма, его поступательного хода. В романе талантливо изображен горный царек, своего рода набоб Лаптев, форменный вырожденец, «замечательный тип из всех, какие только встречались в нашей литературе» по мнению Скабичевского, высоко ставившего роман «Горное гнездо» и находящего, что «Лаптева смело можно поставить в одном ряду с такими вековечными типами, как Тартюф Гарпагон, Иудушка, Головлев, Обломов». Свою излюбленную идею о стихийных силах, слепо действующих в жизни, господствующих в колоритном рассказе «Жилка» («Дикое счастье»), типично изображающем золотые промыслы, жажду золота. Естественным продолжением «Горного гнезда» является роман «На улице» (в отдельном издании «Бурный поток»), где действие происходит в Петербурге. Захлестывающие волны бурного потока улицы уносят много жертв, поглощают совесть неустойчивых людей, доводят до позора и женщину. В романе показано, как надвигалась со всем ее ужасом капиталистическая пора, сопровождавшая свое стремительное движение отчаянной ломкой старого уклада жизни, старых идеалов, ничего не создав для трудящихся масс и произведя брожение, растерянность, шатание мысли, разруху в жизни интеллигентных классов. В романе «Три конца» Мамин-Сибиряк удачно касается жизни раскольников на Урале. И здесь царит обычное мировоззрение писателя, выражена ярко тайна жизни — взаимное поедание одной твари другой, и повторяется неизбежная разруха, характерное явление русской жизни. В 1891 г. Мамин-Сибиряк окончательно перебрался в Петербург. К этому времени относятся его большой роман «Хлеб» и повесть «Братья Гордеевы». Этим романом Мамин закончил серию произведений, рисующих всесторонне Урал и Приуралье, их нравы, обычаи, общественную жизнь, дореформенный и пореформенный быт. Множество мелких рассказов посвящено все тому же краю. В произведениях Мамина чувствуются сила, ее широкий размах и какой-то стихийный талант, подчинявшийся словно неведомой стихии. Мамин-Сибиряк выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники «Детские тени», «Аленушкины сказки», имеют очень большой успех. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими. Мамин-Сибиряк отличался необыкновенной плодовитостью. Кроме перечисленных его произведений, следует отметить еще роман «Золото» и рассказы и очерки: «Родительская кровь», «Лётные», «Лес», «Отрава», «Последняя треба», «Зимовье на Студеной», «Емеля-охотник», «Лебедка» и сборник «Около господ». Многие вещи свои, в особенности статьи этнографические, Мамин подписывал псевдонимами Баш-Курт и Оник. Скончался 2 ноября 1912 г. — Литература. А.М. Скабичевский («Сочинения», том II); его же «История новейшей русской литературы» («Беллетристы 80-х годов»); «История русской литературы XIX в.», издание товарищества «Мир» (выпуск 24); «Урал. Сборник „Зауральского края“, посвященный памяти писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка» (Екатеринбург, 1913); «Капиталистический процесс в изображении Мамина-Сибиряка» («Мир Божий», № 1 и 2); В. Альбова «Мамин-Сибиряк»; очерк В.И. Дмитриевой (Литературные прибавления «Нивы», 1914, ноябрь); очерк П.В. Быкова («Полное собрание сочинений» Мамина-Сибиряка, приложение к «Ниве» 1915 — 1916 годов, том I).