Биографии русскиx писателей - Янссон Т. - Вариант 2

Вариант 2

    Туве Марика Янссон — финско-шведская писательница, художница. Все произведения Туве Янссон написаны на шведском языке, хотя она родилась и всю жизнь живет в Финляндии.     Родилась в Хельсики (Финляндия) 9 августа 1914 года.     Ее мать — Сигне Хаммарстен — была художницей, а отец — Виктор Янссон — скульптор. Окончив среднюю школу, Туве Янссон изучала искусство в Хельсинки, Стокгольме, Флоренции, Париже. Ее живописные работы были представлены на многих выставках Финляндии и Швеции, она много работала для театра, который был всегдашней ее страстью, и иллюстрировала книги. Янссон любила английскую литературу и поэтому с особым воодушевлением трудилась над рисунками к книгам Л.Кэрролла и Дж. Р. Толкина.     А в 1938 году написала и проиллюстрировала свою собственную книгу — сказочную повесть «Маленькие тролли и большое наводнение» — и, наконец-то, «обрела ощущение подлинной свободы, когда сама стала выполнять оба вида работы». Книга была напечатана в 1945 году. А потом появилась книга «Муми-тролль и комета», и еще одна — «Шляпа волшебника». И еще целых двенадцать великолепных книг, снабженных тонкими, оригинальными рисунками.     Популярность писательницы очень скоро вышла за пределы ее родной Финляндии. Книги про муми-троллей были переведены на 25 языков и теперь известны во всем мире. Именно они обеспечили ей всеобщее признание: на ничего не подозревающую Янссон посыпался настоящий «золотой дождь» из разнообразных премий и наград, включая самую главную — Международную Золотую Медаль имени Ханса Кристиана Андерсена в 1966 г. (Познакомиться с речью, произнесенной Туве Янссон по случаю награждения, можно здесь.)     Сказочный мир Муми-дола, порожденный удивительной фантазией Туве Янссон, не похож ни на какой другой. Это поистине райское местечко, полное беззаботного веселья, любви и домашнего уюта, где всегда рады гостям и терпимы к чужим причудам и слабостям. Существа, его населяющие, совсем не похожи на людей, но ведут себя как люди. «Выдуманный мир моих муми-троллей — это мир, по которому наверняка в глубине души тоскует каждый из нас», — пишет Туве Янссон.         Источник творчества Туве Янссон — в ее детстве. Творческая атмосфера в семье, чуждой мещанства, немного безалаберная, зато доброжелательная, веселая, гостеприимная; отец и мать, которых девочка всегда видела увлеченными работой; финский ландшафт — побережье, шхеры и фьорды, море, вечно меняющее свой цвет; высокое небо с восходами и закатами; волшебный мир сказок любимого писателя Андерсена… Маленькая Туве и ее братья рисовали и фантазировали, наряжаясь в самодельные маскарадные костюмы, разыгрывали придуманные сценки, отправлялись с родителями на далекие морские прогулки, переживали настоящие и воображаемые приключения.     Она так и не смогла расстаться со своим детством, когда стала взрослой и даже немного состарилась. В ту радостную пору семья Янссон пять месяцев в году жила на большом острове в домике рыбака. как же здорово было гулять по лесу, где отовсюду слышаться шорохи и шелест крадущихся шагов, из-за стволов деревьев выглядывают маленькие светящиеся глаза, а на ветвях сидят древесные феи, расчесывая свои длинные волосы! Как здорово было жечь костры, собирать грибы, в поисках новых приключений совершать морские прогулки по Финскому заливу, с тоской вглядываясь в туманный горизонт, где прозрачная вода сливается с темным небом. Ну, что еще нужно озорной девчонке с неуемным воображением? Как-то раз сказочница даже призналась, что "… без счастливых детских лет, проведенных у моря", она «никогда не начала бы писать».     Туве Янссон прекрасно понимает психологию ребенка. «Мир детей — это пейзаж, нарисованный яркими красками, где добро и зло неотделимы друг от друга, — говорит она. — В этом мире есть место для всего и нет невозможного. Неразумное перемешивается с ясным и логичным. Ребенок может с радостью воспринимать страх и одиночество, всю захватывающую атмосферу ужаса, но он чувствует себя одиноким и покинутым, если нет утешения, нет спасения и нет возврата назад». И далее: «Безопасность может заключаться в знакомых и повторяющихся вещах. Вечерний чай на веранде, отец, который заводит часы, — это то, что неизменно. Отец всегда будет заводить часы, и поэтому мир не может быть разрушен».     … В ее поздних книгах про муми-троллей заметно поубавилось искрометной веселости, присущей «Шляпе Волшебника» или «Мемуарам Муми-папы». Все более в них слышится печаль и меланхолия, эти повести уже нельзя назвать в полной мере детскими, скорее, они адресованы читателям всех возрастов. Было время, когда писательница, устав от муми-троллей, попыталась писать книги совсем не сказочные: она рассказала о своем детстве в автобиографической повести «Дочь скульптора» (1968), опубликовала несколько сборников рассказов («Слушательница», 1971; «Игрушечный дом», 1978), роман «Город солнца» (1974). И снова имела успех: ее реалистические произведения были призваны «значительным явлением современной скандинавской прозы».