Русские сочинения - Айтматов Ч.Т. - Плаха - Чингиз Айтматов роман "Плаха"

Чингиз Айтматов роман "Плаха"

Чингиз Айтматов роман«Плаха»

Законы человеческих отношений не поддаютсяматематическим расчетам, и в этом смыслеЗемля вращается, как карусель кровавых драм...

Ч. Айтматов.

Роман Ч.Айтматова «Плаха» основан наидее противоречивости человеческойприроды. С одной стороны — человек подчиняетсебе и использует природу, потребляя еёчерез плоды своей деятельности, а с другойстороны — разрушает своимипреобразованиями. Таким образом, мирприроды превращается в мир человеческий.Между ними должны быть установленыотношения родства, гармонии, но на самомделе — всё наоборот. Об этом и говорит ЧингизАйтматов. Дисгармония приводит к трагедии,приводит род человеческий на плаху!
Роман построен сложно. В нём переплетаютсядве основные сюжетные линии — жизньволчьего семейства, и судьба АвдияКаллистратова.
Главный герой романа — Авдий Каллистратов,бывший семинарист, выезжает по заданиюмолодой редакции в Моюнкумскую саванну заматериалом про анашистов, собирающихконоплю. Им движет не только задание газеты,а и мысль спасти павших и снова сделать изних людей. Его духовности и идеиутверждения добра только добромпротивостоит «идея» Гришана, вожакаанашистов, убежденного в том, что и онпомогает людям на их дороге к счастью. «Я — говорит он Авдию, — помогаю людямпочувствовать счастье, познать Бога в кайфе.Я даю им то, что вы не можете дать им нисвоими проповедями, ни молитвами… У меня кБогу есть свой путь, я вхожу к нему иначе, счерного хода. Не так твой Бог разборчив инедоступен, как тебе мнится...».Гришан не может понять того, сто не в кайфечеловек получает наслаждение, теряяконтроль над собой и настоящую свободу.
Как видим, противостояние героевперерастает во взаимную не принимаемостьпонятий про добро и зло, про счастье исвободу человека. При этом выражается мысльо том, что какой-либо дурман — наркотический,религиозный — зло. Однако выход из этого злакаждый видит по-своему, и каждый идет насвою плаху: компания Гришана — на лавуподсудимых, а Авдий — не переубедив никого,побитый, летит, выкинутыйими на ходу с поезда, под укос.
Наивный Авдий воспринимает мир толькочерез «свет добра» и, сам того незамечая, иногда становится орудием в рукахзла. Не поняв навязанной ему роли, начинаетбороться с этим злом и снова идет на плаху.Так случайно он становится участником «моюнкумскойвойны» — варварского уничтоженияживотных во имя выполнения планамясозаготовки. С огромной силой Ч. Айтматовизображает апокалиптическую картинупобоища. «Врезаясь машинами в гущузагнанных, уже бессильных сайгаков, стрелкивалили животных направо и налево, ещёбольше нагнетая панику. Страх достиг такихапокалиптических размеров, что волчицеАкбаре, которая от выстрелов, казалось, чтовесь мир оглох и онемел, что всюду царитхаос и само солнце, которое беззвучнопылает над головой, так же гонят с ними вэтой облаве»
Мимолетный участник этого побоища Авдий неможет победить реальное зло, и толькодратует пьяных облавщиков. И снова Авдий неснимает креста, который наложил на себядобровольно, и несёт его до приготовленнойему Голгофы.
Этот роман — как крик. Как отчаянный призыв,обращенный к каждому из нас. Одуматься.Осознать свою ответственность. За всё, чтотак — на пределе — обострилось и згустилось вмире.
Синеглазая волчица пощадила Авдия, а люди — распяли. «Спаси меня, волчица», — произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня,прекрасная мать — волчица", — думает он иперед самой смертью он видит волчицу. «Тыпришла...» — И голова его безвольно упалавниз".