ЧИТАЯ А.П. ЧЕХОВА


ЧИТАЯ А.П.
ЧЕХОВА

Почти в
любом российском городе есть улицы, носящие
имя Антона Павловича Чехова. Конечно,
названные так в 30-50-е годы, в большинстве
своем они не имеют непосредственного
отношения к писателю, Антон Павлович не мог
побывать во всех российских городах сразу.
Но всякий, проходящий по улицам, названным
его именем, вспоминает умное лицо с чуть
прищуренными глазами и мягкой, доброй
улыбкой русского интеллигента, прекрасного
врача и выдающегося писателя.
“… В каждом
из юмористических рассказов Антона
Павловича я слышу тихий, глубокий вздох
чистого, истинно человеческого сердца...
Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон
Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него
не умел так беспощадно правдиво нарисовать
людям позорную и тоскливую картину их жизни
в тусклом хаосе мещанской обыденщины” —
это Горький, сам мастер короткого рассказа,
так характеризовал Чехова.
Чехов
презирал самые основы собственнического
строя жизни и упорно, со всей своей
художественной силой разоблачал в своих
произведениях все ничтожество, всю
презренность эгоистического,
своекорыстного, собственнического “счастья”,
основанного на несчастьях и унижениях
множества людей.
Иван
Иванович рассказывает историю своего брата,
Николая Ивановича, бывшего чиновника
казенной палаты. Всю свою жизнь Николай
Иванович мечтал о собственной усадьбе, и
обязательно со своим крыжовником. “Он был
добрый, кроткий человек, я любил его, но
этому желанию запереть себя на всю жизнь в
собственную усадьбу я никогда не
сочувствовал. Принято говорить, что
человеку нужно только три аршина земли...
Человеку нужно не три аршина земли, не
усадьба, а весь земной шар, вся природа, где
на просторе он мог бы проявить все свойства
и особенности своего свободного духа”.
Таково
представление Чехова о настоящем
человеческом счастье: не своя усадьба, не
узкий собственнический мирок, а
беспредельная свобода, широта, смелое
творчество!
Мечта
Николая Ивановича осуществилась. Иван
Иванович поехал проведать брата. Описание
усадьбы становится символическим: каждая
строчка разоблачает собственническое “свинство”:
“Иду к дому,
а навстречу мне рыжая собака, похожая на
свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из
кухни и кухарка, голоногая, толстая, тоже
похожая на свинью, и сказала, что барин
отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он
сидит в постели, колени покрыты одеялом;
постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы
тянутся вперед — того и гляди, хрюкнет в
одеяло”.
Иван
Иванович не может ответить на вопрос, какое
добро нужно делать, чтобы полетело к черту в
пропасть гнусное собственническое “счастье”,
о низости которого кричит немыми цифрами
немая статистика. Но он ясно понимает, что
необходима борьба против всего этого
порядка жизни.
Этот вывод,
к которому писатель пришел вместе со своими
героями, был связан со всевозраставшим у
него чувством ответственности перед
народом.
В рассказе
“По делам службы” молодой судебный
следователь Лужин приезжает вместе с
доктором в село на вскрытие трупа
самоубийцы. Метель, унылый, нищенский неуют
крестьянской жизни, темная земская изба,
самоубийство какого-то неудачника,
страхового агента, — все это оседает
тяжелым сумраком в душе Лужина. Темная,
глухая, холодная жизнь! Но через час они
попадают в теплый, уютный, праздничный
помещичий дом: изящные барышни, комфорт,
музыка, веселый смех… Следователь провел
беспокойную ночь в мягкой, удобной постели.
Из-за резкого контраста “он чувствовал, что
это самоубийство и мужицкое горе лежат и на
его совести; мириться с тем, что эти люди,
покорные своему жребию, взвалили на себя
самое тяжелое и темное в жизни — как это
ужасно! Мириться с этим, а для себя желать
светлой, шумной жизни среди счастливых,
довольных людей и постоянно мечтать о такой
жизни — это значит мечтать о новых
самоубийствах людей, задавленных трудом и
заботой… Точно кто стучит молотком по
вискам”.
Такова
русская совесть: она назойливо стучит
молотком, не дает уснуть, от нее нельзя
никуда уйти. С беспощадной правдивостью
рисуя всю невыносимую тяжесть современной
ему действительности, Чехов с каждым новым
рассказом все сильнее утверждал близость
счастья. С особенной силой сказалась его
уверенность в близком торжестве Родины в
рассказе “Невеста” — предсмертном и
наиболее светлом, наиболее оптимистическом
произведении великого художника.
Героиня
рассказа Надя порвала с мещанской, душной
жизнью, со всем ее нудным, постылым уютом,
убежала в столицу от семьи, от страшной
власти пошлости, от ничтожного “счастья”
— к борьбе за прекрасное будущее. Ее друг,
студент Саша, предчувствует близость того
времени, когда не останется на родной земле
серых “провинциальных” городов, — “все
полетит вверх дном, все изменится, точно по
волшебству. И будут тогда здесь громадные,
великолепнейшие дома, чудесные сады,
фонтаны необыкновенные, замечательные люди”.
Произведения
Чехова многому учат читателя: отличать
правду от лжи, презирать и ненавидеть ложь.
Они воспитывают отвращение к пошлости и
грубости, хамству и холопству, учат уважать
человека — в себе и в других, учат
человеческому достоинству. Они воспитывают
понимание красоты труда, творчества,
созидания. Они актуальны и сегодня, ибо есть
еще и пошлость, и грубость, и хамство, и
холопство. И в нашей борьбе с этими пороками
на переднем крае, пусть незримо, но рядом —
Антон Павлович Чехов.