ЧИТАЯ А.П. ЧЕХОВА
ЧИТАЯ А.П.
ЧЕХОВА
Прежде чем
начать писать,
Я задаю
себе три вопроса:
Что хочу
написать, как написать
И для чего
писать.
A.M. Горький
Ничто,
пожалуй, не дается так трудно ученику, как
умение хорошо писать сочинение.
Сегодняшнее сочинение особенно
ответственно. И потому, что оно подводит
итог моего одиннадцатилетнего обучения в
школе, и потому, что оно покажет, правильно
ли я определила свое призвание, умею ли я
владеть словом, смогу ли я раскрыть свой
внутренний мир. И я волнуюсь: ведь выбранная
мною тема непроста.
Хорошо,
когда прочитанная книга оставляет какой-то
отклик в твоей душе. Важно, чтобы она
помогла разобраться в окружающей жизни, ее
проблемах. Небольшие, но емкие рассказы А.П.
Чехова не всегда легко понять, если не
помнить нравственной позиции писателя.
Всем известно его высказывание: “В
человеке все должно быть прекрасно: и лицо,
и одежда, и душа, и мысли...” Менее известно
другое: “Надо быть ясным умственно, чистым
нравственно и опрятным физически”. И вот
это-то, по мнению Горького, горячее “желание
видеть людей простыми, красивыми и
гармоничными” и объясняет непримиримость
Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости,
нравственной и умственной ограниченности.
Чеховские рассказы, взятые все вместе,
складываются в такую картину жизни,
которая
поражает своей несообразностью, грубостью,
пошлостью и скукой. Из всего творчества А.П.
Чехова я выбрала для сравнения два его
рассказа: “Счастье” и “Ионыч”.
Начну,
пожалуй, с рассказа “Ионыч”. В самом деле,
что плохого, кажется, в том, что человек
хочет зарабатывать большие деньги как
доктор Старцев? Что особенного в том, что он
хотел служить одновременно и в земстве, и
иметь большую практику в городе? Но, читая
рассказ “Ионыч”, понимаешь: деньги могут
постепенно вытеснить в человеке его живую
душу, а желание спокойно и бесхлопотно жить
сделает его физически и морально уродливым.
Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в
земскую больницу города Дялижа недалеко от
губернского города С. У него были
возможности для жизни, достойной человека,
но обывательская тина втянула его, сделала
заурядным стяжателем, и лучшие свойства его
души умерли. И все-таки у Старцева была своя
душевная биография с огорчениями и
надеждами, взлетами и падениями.
Старцев
влюбляется в Катерину Ивановну Туркину. Это
чувство оказалось за все время его жизни в
Дялиже “единственной радостью и последней”.
Но когда он получает отказ от Кати, он
страдает всего три дня. Потом все по-прежнему.
И у меня возникает вопрос: любил ли он Катю
или это было к ней только влечение? Ведь,
вспоминая о своих ухаживаниях и высоких
рассуждениях, он только лениво говорил: “Сколько
хлопот, однако!” И мне кажется, в этом деле
Ионыч чем-то повторяет Бориса из “Грозы”
Островского.
Физическое
ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он
перестает ходить пешком, страдает одышкой,
любит закусить. В семье Туркиных, где
Старцев изредка бывал, все повторялось по
однажды заведенной программе. Он думает: “Если
самые талантливые люди во всем городе так
бездарны, то каков весь город?” Конечно, он
прав. Но ведь и его жизнь идет по кругу.
Жадность одолела его. Как можно объяснить,
зачем ему одному столько денег, если он
лишает себя даже театров и концертов.
Старцев и сам знает, что “стареет, полнеет,
опускается”, но ни желания, ни воли в борьбе
с обывательщиной у
него нет. Так в чем же причина его страданий?
В одном случае среда виновата, но в другом и
сам Старцев виноват, ведь он променял все
самое лучшее на сытое, никому не нужное,
кроме него самого, самодовольное
существование. Конечно, можно рассказывать
об этом
много и долго, но нельзя понять Чехова по
одному только рассказу. Пришло время
перейти ко второму рассказу.
Рассказ “Счастье”,
в связи с которым возникает вопрос: “Но
было ли это счастье на самом деле и
существовало ли оно?” Люди, герои этого
рассказа, думают о счастье и в их
представлении оно — клады, богатства,
золото. Нужно ли этим людям такое счастье?
Зачем же оно старику восьмидесяти лет, — и
дело здесь не в простом применении
богатства, а в самой идее счастья, которое
рядом, но не дается в руки. Здесь
чувствуется какой-то обман. Может, героев
привлекает не богатство? Ведь как сказал
один мудрец: “Не в деньгах счастье-то”. Да и
сами герои идут по пути к счастью, ищут
смысл жизни: “… Есть счастье, а что с него
толку, если оно в земле зарыто? Так и
пропадает добро задаром, без всякой пользы,
как полова или овечий помет! А ведь счастья
много, так много, парень, что его на всю бы
округу хватило, да не видит его ни одна душа!..
Старик и Санька разошлись и стали по краям
отары. Оба стояли, как столбы, не шевелясь,
глядя в землю и думая. Первого не отпускали
мысли о счастье, второй же думал о том, что
говорилось ночью; интересовало его не самое
счастье, которое было ему не нужно и
непонятно, а фантастичность и сказочность
человеческого счастья...”
Чехова
можно и нужно читать всю жизнь. И бывают
писатели, к которым известность приходит
сразу, и в один прекрасный день они
просыпаются знаменитыми. Чехов не из таких
людей. Для того, чтобы стать знаменитым, ему
было необходимо время. Всем своим
творчеством Чехов хотел пробудить в людях
“желание беречь в себе человека”, он вел
нас через самое понятное и близкое для него
к большим выводам о ценности человеческой
жизни.