Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XX века)
Читая «Вишневый сад» Чехова, невольно удивляешься внешнему сходству повествования с произведением Ионеско
«Лысая певица». Та же абсурдность диалогов, когда реплики одного персонажа никак не связаны с ответами другого.
Поневоле задаешься вопросом: почему Чехов избрал столь оригинальную и необычную манеру письма? На этот вопрос я и
поставила себе целью ответить.
Время, когда Чехов творил свою пьесу, во многом способствовало созданию именно такой формы повествования. «Бог умер»,- сказал Ницше. Я бы добавила: умер не только Бог, умерло все, во что люди привыкли верить. Переосмысление прежних идеалов и ценностей — вот что принесла с собой смена веков.
Но, отвергнув все старое, они еще не нашли ничего взамен. И так они остались: одинокие, бессильные, разобщенные. Именно такую картину показывает нам Чехов в «Вишневом саде».
Такие люди не пытаются понять друг друга. Они одиноки, одиноки в душах, в своих сердцах. Они замкнулись в своем одиночестве, и поэтому их речь, их диалоги скорее похожи на монологи, множество монологов, которые каждый говорит сам для себя.
«Г а е в. Поезд опоздал на два часа. Каково? Каковы порядки?
Ш а р л о т т а (Пищику). Моя собака и орехи кушает.
П и щ и к (удивленно). Вы подумайте!
Л о п а х и н. Надо окончательно решить… Согласны вы отдать землю под дачи или нет?..
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Кто это здесь курит отвратительные сигары…
Г а е в. Вот железную дорогу построили, и стало удобно...»
Герои противоречат не только другим, но и самим себе. В приведенном выше отрывке Гаев сначала ругает железную дорогу, а потом безо всякого перехода начинает говорить, насколько она удобна. Этот отрывок — по сути модель всех диалогов пьесы. Все они показывают нам разрозненность людей, их отказ прислушаться к другим.
Есть один памятник, где одной из фигур является Равнодушие. Оно представлено в виде неприступного изваяния. На лице у него — маска, а уши закрыты руками, этим оно как бы олицетворяет отсутствие связи с окружающим миром. Каждый из героев «Вишневого сада» — такое же Равнодушие, что читатель может видеть на примере их диалогов.