Русские сочинения
-
Чехов А.П.
-
Разное
-
Образ «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова
Образ «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова
Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуты многие произведения русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему “маленького человека”, был А. С. Пушкин. В “Повестях Белкина” писатель останавливает внимание на судьбе “маленького человека”, которого он попытался изобразить объективно, без идеализации. Традиции А. С. Пушкина продолжили и развили Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.
В повести Н. В. Гоголя “Шинель” идея сострадательного, гуманного отношения к “маленькому человеку” выражается прямо.
Акакий Акакиевич Башмачкин — “вечный титулярный советник”. Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что “что-то Бог пошлет переписывать завтра”.
Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. “Он даже сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность...” Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и “… существование его сделалось как-то полнее...”. Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть.
Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Баш-мачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.
Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в судьбе несчастного чиновника. Напрасно Башмач-кин искал помощи у “значительного лица”. Его даже обвинили в бунте против начальников и “высших”. Расстроенный Акакий Акакиевич заболевает и умирает.
В финале “маленький” несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он “скверно-хульничает”, произносит самые страшные слова, следовавшие за словами “ваше превосходительство”. Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.
Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (“Мертвые души”). Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но к защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию… Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом, это предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.
Духом гоголевской “Шинели” проникнут роман Ф. М. Достоевского “Бедные люди”. Это рассказ о судьбе того же “маленького человека”, раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает ей. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт -“бунт на коленях”. Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.
Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает “Станционного смотрителя” Пушкина и “Шинель” Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому что видит в нем свое будущее.
Итак, Достоевский, с одной стороны, показывает “униженного и оскорбленного” человека, и сердце писателя переполняется любовью и жалостью к этому человеку, а с другой, — высказывается за смирение, покорность, призывая: “Смирись, гордый человек!”
Жертвой неблагополучных социальных условий становится и Мармеладов, герой романа “Преступление и наказание”. Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: “В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто”. Мармеладов поясняет свою мысль: “Бедность не порок, нищета — порок”, -ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.
Далее в развитии образа “маленького человека” намечается тенденция “раздвоения”. С одной стороны, из среды “маленьких людей” появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. С другой стороны, “маленький человек” опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее ясно мы наблюдаем этот процесс в рассказах А. П. Чехова “Ионыч”, “Крыжовник”, “Человек в футляре”.
Учитель Беликов — человек не злой по характеру, но робкий и замкнутый. В условиях, когда действовала формула “Жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне”, он становится страшной фигурой в городе.
Все живое, прогрессивное пугало Беликова, во всем он видел “элемент сомнительности”. Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту, катающуюся на велосипеде, он был очень удивлен. Беликов отправился для объяснения к брату Вареньки, считая, что женщина не может себе позволить подобную вольность. Но итог разговора был очень печальным — учитель греческого умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать “беликовщины” осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал страхом их души.
Стечением времени “маленький человек”, лишенный собственного достоинства, “униженный и оскорбленный”, вызывает у писателей не только сострадание, но и осуждение. “Скучно вы живете, господа,” — сказал А. П.Чехов своим творчеством “маленькому человеку”, смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское “Ваше-ство”. В тот же год, что и “Смерть чиновника”, появляется рассказ “Толстый и тонкий”. Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, “как китаец”, склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.
Во всех произведениях, где созданы образы “маленьких людей”, писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит “маленького человека” к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает им переносить тяжесть их положения: у Самсона Вырина — дочь, радость его жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их взаимная любовь и забота друг о друге. В одном из писем к сестре А. П. Чехов восклицал: “Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!” Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, видел и другое — красоту “маленького человека”.
В повести Н. В. Гоголя “Шинель” идея сострадательного, гуманного отношения к “маленькому человеку” выражается прямо.
Акакий Акакиевич Башмачкин — “вечный титулярный советник”. Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение он находил в переписывании бумаг. Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что “что-то Бог пошлет переписывать завтра”.
Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. “Он даже сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность...” Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и “… существование его сделалось как-то полнее...”. Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть.
Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Баш-мачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.
Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в судьбе несчастного чиновника. Напрасно Башмач-кин искал помощи у “значительного лица”. Его даже обвинили в бунте против начальников и “высших”. Расстроенный Акакий Акакиевич заболевает и умирает.
В финале “маленький” несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он “скверно-хульничает”, произносит самые страшные слова, следовавшие за словами “ваше превосходительство”. Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.
Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (“Мертвые души”). Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но к защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию… Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом, это предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.
Духом гоголевской “Шинели” проникнут роман Ф. М. Достоевского “Бедные люди”. Это рассказ о судьбе того же “маленького человека”, раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей. Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает ей. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт -“бунт на коленях”. Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем. Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.
Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает “Станционного смотрителя” Пушкина и “Шинель” Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому что видит в нем свое будущее.
Итак, Достоевский, с одной стороны, показывает “униженного и оскорбленного” человека, и сердце писателя переполняется любовью и жалостью к этому человеку, а с другой, — высказывается за смирение, покорность, призывая: “Смирись, гордый человек!”
Жертвой неблагополучных социальных условий становится и Мармеладов, герой романа “Преступление и наказание”. Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: “В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто”. Мармеладов поясняет свою мысль: “Бедность не порок, нищета — порок”, -ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.
Далее в развитии образа “маленького человека” намечается тенденция “раздвоения”. С одной стороны, из среды “маленьких людей” появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами. С другой стороны, “маленький человек” опускается, превращаясь в ограниченного мещанина. Наиболее ясно мы наблюдаем этот процесс в рассказах А. П. Чехова “Ионыч”, “Крыжовник”, “Человек в футляре”.
Учитель Беликов — человек не злой по характеру, но робкий и замкнутый. В условиях, когда действовала формула “Жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне”, он становится страшной фигурой в городе.
Все живое, прогрессивное пугало Беликова, во всем он видел “элемент сомнительности”. Не мог Беликов устроить и личную жизнь. Увидев однажды свою невесту, катающуюся на велосипеде, он был очень удивлен. Беликов отправился для объяснения к брату Вареньки, считая, что женщина не может себе позволить подобную вольность. Но итог разговора был очень печальным — учитель греческого умер. С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать “беликовщины” осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал страхом их души.
Стечением времени “маленький человек”, лишенный собственного достоинства, “униженный и оскорбленный”, вызывает у писателей не только сострадание, но и осуждение. “Скучно вы живете, господа,” — сказал А. П.Чехов своим творчеством “маленькому человеку”, смирившемуся со своим положением. С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское “Ваше-ство”. В тот же год, что и “Смерть чиновника”, появляется рассказ “Толстый и тонкий”. Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства. Хихикает, “как китаец”, склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.
Во всех произведениях, где созданы образы “маленьких людей”, писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит “маленького человека” к деградации. Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает им переносить тяжесть их положения: у Самсона Вырина — дочь, радость его жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их взаимная любовь и забота друг о друге. В одном из писем к сестре А. П. Чехов восклицал: “Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!” Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, видел и другое — красоту “маленького человека”.