Русские сочинения
-
Чехов А.П.
-
Разное
-
ОСУЖДЕНИЕ РАВНОДУШИЯ, БЕЗДУХОВНОСТИ И МЕЩАНСТВА В РАССКАЗАХ ЧЕХОВА 90-Х ГОДОВ.
ОСУЖДЕНИЕ РАВНОДУШИЯ, БЕЗДУХОВНОСТИ И МЕЩАНСТВА В РАССКАЗАХ ЧЕХОВА 90-Х ГОДОВ.
ОСУЖДЕНИЕ
РАВНОДУШИЯ, БЕЗДУХОВНОСТИ И МЕЩАНСТВА В
РАССКАЗАХ ЧЕХОВА 90-Х ГОДОВ.
Писатель
Чехов всегда хотел видеть людей простыми,
красивыми, гармоничными. Он был
непримиримым врагом умственной лени,
пошлости, мещанства, нетерпимо относился к
уродствам социальной жизни. Изображая
своих героев в разных жизненных ситуациях,
Чехов решительно отвергает равнодушное,
пассивное отношение к несчастью других, он
показывает гибельное влияние пустой,
бездуховной жизни на человека, осуждает
покорность и страх.
В 1892 году,
под влиянием своей поездки на Сахалин,
Чехов пишет рассказ «Палата № 6». Перед
нами больница для душевнобольных. Уже ее
внешний вид производит тягостное
впечатление, и оно усиливается, когда мы
знакомимся с обитателями палаты № 6 и
сторожем Никитой — человеком
тупым и беспощадным. Больные похожи на
арестантов, а больница — на тюрьму, где все
перепуталось и трудно отличить нормального
от сумасшедшего. Единственным человеком,
способным здраво мыслить, оказывается
душевнобольной Громов. Жизнь среди
нормальных людей свела его с ума, он заболел
манией преследования, ему стало казаться,
что его посадят в тюрьму. И Громов
действительно попадает в тюрьму — палату №
6, где больных не лечат, а истезают, где жизнь
страшна. Громов невыносимо страдает, но
продолжает возмущаться, протестовать и не
теряет веры: "… воссияет заря новой жизни,
восторжествует правда, и на нашей улице
буде праздник! Я не дождусь, издохну, но зато
чьи-нибудь правнуки дождутся".
Иначе
смотрит на жизнь доктор Рагин. Он ищет
успокоения только в самом себе и не
вмешивается в дела возглавляемой им
больницы, не пытается улучшить положение
больных. «Все вздор и суета… -
успокаивает он себя, — в своей нечестности
виноват не я, а время… Родись я двумястами
лет позже, я был бы другим.». И только
когда сам Рагин попадает в палату № 6, и
беспощадный сторож Никита избивает его, он
прозревает. Чехов осуждает пассивный
взгляд на жизнь, удобный для тех, кто сам не
страдает и во всем винит обстоятельства.
В рассказе
«Человек в футляре» (1889 г.) изображен
учитель Беликов. Он боится жизни, стремится
спрятать в футляр свои вещи,- самого себя,
свою мысль. Его болезненный страх мешает не
только ему, но и отравляет весь город,
становится общественной силой. Он всего-навсего
повторяет: «Как бы чего не вышло»,
вздыхает, поет, ходит по учительским
квартирам, наводя страх и уныние на
окружающих. Под его влиянием замирает все
живое, доброе, честное. Беликов умер от
страха перед жизнью, но и его смерть не
смогла избавить город от беликовщины.
Только учитель Коваленко выступает против
этой «футлярной» жизни: «Не понимаю,
как вы перевариваете этого фискала, эту
мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут
жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая.
Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у
вас не храм науки, а управа благочиния, и
кислятиной воняет, как в полицейской будке.».
В этих строках слышатся сатирические
интонации Салтыкова-Щедрина.
Имя
Беликова стало нарицательным, как имена
Хлестакова, Чичикова, Иудушки Головлева.
Говоря о «человеке в футляре» сегодня,
мы подразумеваем рабскую психологию, страх
перед Независимым суждением, который
подавляет все человеческое и рождает
подхалимство и подлость.
События
рассказа «Ионыч» (1898 г.) происходят в
губернском городе С. «Самая образованная
и талантливая» семья в городе
оказывается, в сущности, самой заурядной,
бездарной и никчемной. Знакомясь с жителями
города С., мы невольно вспоминаем город, в
котором жил Беликов. В эту жизнь окунается
молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Он
полон сил, энергии, увлечен работой
настолько, что даже в праздники не имеет
свободного времени. Его интересуют
литература, искусство, он чувствует себя
одиноким среди обывателей. Но очень скоро
этот человек сам становится обывателем. Его
губит сила, очень страшная своей
обыденностью — это стремление к сытости и
покою, подавляющее все надежды, порывы и
замыслы. Старцев сам понимает, в какое
болото он погружается, но не пытается
бороться или бежать. И в конце Старцеву уже
не жаль ни молодости, ни несбывшихся надежд.
Он с удовольствием вспоминает про бумажки,
которые по вечерам вынимает из карманов и с
благоговением перебирает их, любуясь.
Старцев всю жизнь работал. Но деятельность,
лишенная цели, оказывается пагубной. И мы
видим, как в результате утраты смысла, цели
жизни разрушается личность. Чехов как будто
обращается к читателям с призывом не
поддаваться влиянию обывательской среды,
сопротивляться обстоятельствам, не
предавать идеалы и любовь, беречь в себе
человека.