Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»
После возвращения из ссылки Пушкин понял, что его мечты о свободном творчестве не могут осуществиться. Царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым его шагом, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гаврилиада». Эти обстоятельства личной жизни, а также усиление правительственной реакции и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар», содержащего резкий протест против губительной силы деспотизма.
В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Яве ядовитого дерева упас-анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух и сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел. Великий поэт использовал эти рассказы о ядовитом дереве, чтобы создать аллегорический образ неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому, отнимающего у человека самое дорогое — жизнь.
Стихотворение делится на две части: в первой части дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба, чтобы при помощи добытого им яда сеять смерть среди своих соседей.
Ядовитое дерево рисуется поэтом как предмет, несущий гибель всему живому, как какое-то фантастическое существо, всесильное и всеуничтожающее. При изображении анчара Пушкин использовал художественные детали, направленные на раскрытие его основного свойства — губительности для всего окружающего: анчар стоит «в пустыне чахлой и скупой», «один во всей вселенной», породила его природа «в день гнева», ядом напоены его корни и ветви; от зноя яд каплет, а к вечеру застывает «густой прозрачною смолою»; к нему не летит птица, и «тигр нейдет»; дождь, оросивший его листы, стекает уже ядовитым на песок. Для зарисовки образа дерева поэт воспользовался по преимуществу выразительными и оценочными эпитетами: «пустыня чахлая и скупая», «почва, зноем раскаленная», «природа жаждущих степей», «зелень мертвая ветвей», «вихорь черный» и «тлетворный», «лист его дремучий»Е Употреблено одно сравнение («анчар как грозный часовой»), раскрывающее, подобно эпитетам, губительную силу зла этого дерева.
В образе владыки Александр Сергеевич подчеркивает его всевластие, безжалостность («послал к анчару властным взглядом», «непобедимый владыка»), гибельность для всего окружающего (умирает раб, «гибель разослал к соседям в чуждые пределы»). В образе раба подчеркнута его безропотность, покорность своей судьбе («послушно в путь потек», «умер бедный раб у ног непобедимого владыки»). Образ князя и образ слуги резко противопоставлены друг другу, Пушкин воспользовался приемом антитезы при обрисовке этих образов («непобедимый владыка» и «бедный раб»), однако, резко осудив такое разделение людей, поэт отметил в них общее: «Но человека человек послал к анчаруЕ».
раз слуги резко противопоставлены друг другу, Пушкин воспользовался приемом антитезы при обрисовке этих образов («непобедимый владыка» и «бедный раб»), однако, резко осудив такое разделение людей, поэт отметил в них общее: «Но человека человек послал к анчаруЕ».
А образ анчара дополняет образ владыки, усиливает его, делает ярким и более значительным. Анчар несет смерть окружающей природе, князь — людям.
Идейный смысл стихотворения «Анчар» — изображение губительной для общества власти самодержавия, призыв к его уничтожению. Мысль эта выражена в аллегорических образах и поэтому стихотворение было пропущено цензурой.
Появление в печати «Анчара» имело большое общественно-политическое значение. Это было выступление поэта против самодержавия, хотя и замаскированное.
В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Яве ядовитого дерева упас-анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух и сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел. Великий поэт использовал эти рассказы о ядовитом дереве, чтобы создать аллегорический образ неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому, отнимающего у человека самое дорогое — жизнь.
Стихотворение делится на две части: в первой части дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба, чтобы при помощи добытого им яда сеять смерть среди своих соседей.
Ядовитое дерево рисуется поэтом как предмет, несущий гибель всему живому, как какое-то фантастическое существо, всесильное и всеуничтожающее. При изображении анчара Пушкин использовал художественные детали, направленные на раскрытие его основного свойства — губительности для всего окружающего: анчар стоит «в пустыне чахлой и скупой», «один во всей вселенной», породила его природа «в день гнева», ядом напоены его корни и ветви; от зноя яд каплет, а к вечеру застывает «густой прозрачною смолою»; к нему не летит птица, и «тигр нейдет»; дождь, оросивший его листы, стекает уже ядовитым на песок. Для зарисовки образа дерева поэт воспользовался по преимуществу выразительными и оценочными эпитетами: «пустыня чахлая и скупая», «почва, зноем раскаленная», «природа жаждущих степей», «зелень мертвая ветвей», «вихорь черный» и «тлетворный», «лист его дремучий»Е Употреблено одно сравнение («анчар как грозный часовой»), раскрывающее, подобно эпитетам, губительную силу зла этого дерева.
В образе владыки Александр Сергеевич подчеркивает его всевластие, безжалостность («послал к анчару властным взглядом», «непобедимый владыка»), гибельность для всего окружающего (умирает раб, «гибель разослал к соседям в чуждые пределы»). В образе раба подчеркнута его безропотность, покорность своей судьбе («послушно в путь потек», «умер бедный раб у ног непобедимого владыки»). Образ князя и образ слуги резко противопоставлены друг другу, Пушкин воспользовался приемом антитезы при обрисовке этих образов («непобедимый владыка» и «бедный раб»), однако, резко осудив такое разделение людей, поэт отметил в них общее: «Но человека человек послал к анчаруЕ».
раз слуги резко противопоставлены друг другу, Пушкин воспользовался приемом антитезы при обрисовке этих образов («непобедимый владыка» и «бедный раб»), однако, резко осудив такое разделение людей, поэт отметил в них общее: «Но человека человек послал к анчаруЕ».
А образ анчара дополняет образ владыки, усиливает его, делает ярким и более значительным. Анчар несет смерть окружающей природе, князь — людям.
Идейный смысл стихотворения «Анчар» — изображение губительной для общества власти самодержавия, призыв к его уничтожению. Мысль эта выражена в аллегорических образах и поэтому стихотворение было пропущено цензурой.
Появление в печати «Анчара» имело большое общественно-политическое значение. Это было выступление поэта против самодержавия, хотя и замаскированное.