Гофолия - характеристика литературного героя
ГОФОЛИЯ (фр. Athalie) — героиня трагедии Ж.Расина «Гофолия» (1691). Источником для религиозно-политического сюжета трагедии послужила IV Книга Царств Ветхого завета. Основу ее конфликта составляет борьба за власть представителей рода Ахава, к которому принадлежит сама Г., и наследников рода Давида. В кровавой предыстории этой борьбы есть цепь преступлений, порождающих одно другое. Предки и родственники Г., известные непочитанием пророков и отступничеством от веры в единого Бога, были уничтожены, за что она, в свою очередь, предает смерти своих многочисленных внуков, уничтожая царский род Давида. Один из младенцев, Иоас, был спасен падчерицей Г. и тайно воспитан под другим именем в храме ее мужа — первосвященника Иодая. Все действие пьесы строится на противостоянии двух основных фигур: Г. — жестокой царицы, узурпировавшей власть, язычницы, поклоняющейся Ваалу, и Иодая — первосвященника, символизирующего веру в единого Бога, нетерпимого к иноверцам и сторонникам законного наследника на троне. Полярность религиозно-политических воззрений подкрепляется полярностью характеров и натур. Иодай — человек властный, расчетливый, умеющий повелевать умами и сердцами людей, абсолютно уверенный в непогрешимости своих конечных устремлений. Он — мастер «многофигурного» династического заговора, для него Иоас только козырная карта в игре, которую он разыгрывает в лучших традициях государственных переворотов. Он умеет вовремя молчать и вовремя вдохновенно ораторствовать, он знает людей как духовник и умеет играть на их чувствах: поразить воображение и подогреть страсти. По выражению Э.Фаге, «он вовлекает людей в свои планы с искусством дипломата, поддержанным авторитетом пророка». Он тайно воспитал в своем храме Иоаса, вооружил своих сторонников и склонил на свою сторону военачальника царицы, завлек ее ложным ходом в храм, чтобы убить ее и возвести на престол законного наследника. Иодай — центральная фигура трагедии: он присутствует на сцене во всех пяти действиях, в то время как Г. появляется лишь в трех сценах трех действий. Нервная, мятущаяся, с неустойчивой психикой, ищущая покоя и уверенности в других, не имея таковых в себе, бесконечно утомленная годами власти, которая требует постоянного напряжения, борьбы и насилия, суеверная и подозрительная, бросающаяся из крайности в крайность в своих политических решениях, она однозначно обречена на поражение в борьбе с таким противником, как Иодай. Она видит вещий сон о виновнике своей скорой гибели — Иоасе, но не дает приказа его убить и в конечном счете приходит в расставленную Иодаем ловушку навстречу своей смерти. Но именно она — трагическая героиня Расина, своеобразная предшественница Бориса Годунова. Г. установила мир с соседями, ее государство защищено от врагов: открытая тирания в отличие от скрытого заговора Иодая не является для нее самоцелью — «за кровь отцов я кровь потомков пролила» — она лишь платит ударом за удар, злодейством за злодейство. Но мир в душе, в котором она так нуждается, оказывается для нее недостижим, и первый же миг слабости — не принятое вовремя жесткое решение — становится для нее роковым, лишает власти и жизни.
едостижим, и первый же миг слабости — не принятое вовремя жесткое решение — становится для нее роковым, лишает власти и жизни. Перед смертью она бросает пророческие слова о том, что по прошествии времени в нынешнем отроке Иоасе проснется преступная кровь Ахава и история борьбы за власть будет продолжена. Дальнейший ход событий подтверждает ее слова: через 20 лет Иоас так же узурпирует власть и убьет своего сводного брата Захарию в храме. Поэтому религиозно-политические заговоры и их талантливые исполнители отступают на второй план для Расина. На первый выходит Г. как правитель, монарх, который становится тираном, узурпатором, убийцей, сохраняя свою власть. Соотносимы ли вообще мораль и высокие нравственные ценности с идеей власти или она автоматически отменяет эти нормы, предопределяя таким образом этический кодекс людей, берущих эту власть в руки? Способен ли вообще человек, слабый и несовершенный по своей природе, не поддаться искушению и не впасть в «мерзость», взойдя на трон? Эти янсенистски ориентированные вопросы о природе власти — основные для Расина — возникают в связи с судьбой Г. и делают ее истинной героиней трагедии. Наиболее известные исполнительницы роли Г. во Франции — А.Лекуврер, Дюмениль, Клерон, Рашель; в России — Е.С.Семенова.
едостижим, и первый же миг слабости — не принятое вовремя жесткое решение — становится для нее роковым, лишает власти и жизни. Перед смертью она бросает пророческие слова о том, что по прошествии времени в нынешнем отроке Иоасе проснется преступная кровь Ахава и история борьбы за власть будет продолжена. Дальнейший ход событий подтверждает ее слова: через 20 лет Иоас так же узурпирует власть и убьет своего сводного брата Захарию в храме. Поэтому религиозно-политические заговоры и их талантливые исполнители отступают на второй план для Расина. На первый выходит Г. как правитель, монарх, который становится тираном, узурпатором, убийцей, сохраняя свою власть. Соотносимы ли вообще мораль и высокие нравственные ценности с идеей власти или она автоматически отменяет эти нормы, предопределяя таким образом этический кодекс людей, берущих эту власть в руки? Способен ли вообще человек, слабый и несовершенный по своей природе, не поддаться искушению и не впасть в «мерзость», взойдя на трон? Эти янсенистски ориентированные вопросы о природе власти — основные для Расина — возникают в связи с судьбой Г. и делают ее истинной героиней трагедии. Наиболее известные исполнительницы роли Г. во Франции — А.Лекуврер, Дюмениль, Клерон, Рашель; в России — Е.С.Семенова.